Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное регулирование цен в любой экономике позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Оно дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе и связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом (образование, наука и культура, здравоохранение и др.).

Законом установлено, что регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

• товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

• отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь. [1]

Различают четыре основные формы государственного воздействия на ценообразование:
1) ограничение на формирование цен (фиксированные);
2) введение предельных цен, рентабельности или каких-либо других ограничительных нормативов;
3) установление налоговых или других платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя (заказчика или поставщика); 4)государственная поддержка цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю.

Основные функции государства в области регулирования ценообразования:

- создание и обеспечение правовой базы, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;

- контроль над монополиями и их ограничение;

- поддержка незащищенных слоев населения путем установления пособий, налогообложением;

- корректирование распределения ресурсов с целью улучшения структуры национального продукта;

- стимулирование экономического роста;

- контроль за уровнем занятости и инфляции.[5,с.200-201]

 

К важнейшим направления ценовой политики Республики Беларусь можно отнести:

- политику свободных цен;

- регулирование цен на социально-значимые товары и услуги,   

- продукцию предприятий-монополистов, базовых отраслей;

- защиту собственных товаропроизводителей;

- сближение ценовой политики Беларуси с ценовой политикой России;

- переход к закупкам продукции для государственных нужд по ценам, устанавливаемых на основе открытых тендеров.

Совет Министров Республики Беларусь осуществляет регулирование цен и тарифов на важнейшие социально-значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны. Министерство экономики в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию,определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов), осуществляет регулирование цен и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства.

Другие республиканские органы государственного управления осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики. [2]

    Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования, осуществляет регулирование цен и контроль над применением установленного порядка ценообразования в пределах административно-территориальных единиц.

Примером может послужить постановление Минэкономики РБ от 26.04.2012 № 35, согласно ему, цены на социально значимые товары находятся под контролем государства. С 27 февраля 2014 г. отдельные из них увеличены (постановление Минэкономики РБ от 14.02.2014 № 10).

На молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 % включительно, сметану жирностью до 25 % включительно, творог жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей:

– на молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью до 3,5 % включительно, сметану жирностью до 25 % включительно, творог жирностью до 9 % включительно без вкусовых добавок и наполнителей – не более 7 % к уровню цен, применяемых в январе 2014 г.;

– на молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока, сметану, творог с вкусовыми добавками и наполнителями, молоко коровье пастеризованное и кефир из коровьего молока жирностью свыше 3,5 %, сметану жирностью свыше 25 %, творог жирностью свыше 9 % – не более 5 % к уровню цен, применяемых в январе 2014 г.

Важно напомнить, что на социально значимые товары установлены также предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей (импортеров) (постановление Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200) [9]

    Также Государство осуществляет и антимонопольную политику, целью которой является обеспечение доступности для потребителей товаров (услуг) таких предприятий за счет определения экономически обоснованных цен, позволяющих осуществлять развитие субъектов естественных монополий. Если одно предприятие владеет более чем 30%, а два – более 54% рынка, то эти предприятия признаются монополистами и включаются в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках республики (независимо от формы собственности). Доминирующее положение означает исключительное положение предприятия на рынке, которое позволяет ему диктовать свои условия потребителям и конкурентам.

В Концепции ценообразования определена антимонопольная политика в сфере ценообразования. В процессе проведения государственной конкурентной политики должны быть обеспечены: равенство условий деятельности юридических лиц всех форм собственности, защита интересов отечественных производителей. [3]

Совершенствование ценообразования в республике направлено на создание системы цен и условий, стимулирующих динамическое развитие экономики, реализацию приоритетов государственной экономической политики, эффективное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и рост жизненного уровня населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Для государства с невысоким уровнем жизни, для бедных слоев населения, а также применительно к товарам массового спроса это характерно. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики и оказывает очень большое влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.

Вместе с тем, ценовая политика многих фирм особенно нередко оказывается недостаточно квалифицированной. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цена используется без связи с другими элементами маркетинга; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка. Данные недостатки во многом вызваны наследием плановой экономики, когда цены определялись директивно или только на основе издержек, недостаточностью знаний руководителей в области маркетинга.

Установление окончательного уровня цены наиболее ответственный момент в области ценообразования. Предприятие должно учитывать целый ряд аспектов. Например, психологическое восприятие цены покупателями, его роль важна потому, что покупатели зачастую увязывают цену с таким показателем товара, как его качество, и могут предпочесть более дорогой товар как лучший и престижный.

Расчет цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов таких, как постановка целей и задач ценообразования, определение спроса, оценка издержек производства, анализ цен и качества товаров конкурентов, выбор метода ценообразования, расчет исходной цены, учет дополнительных факторов, установление окончательной цены.

Также не обходится ценообразование и без непосредственного вмешательства государства, которое регулирует вопрос установления цен на социально значимые товары для поддержания малообеспеченных слоёв населения.

В заключение стоит отметить, что, принимая решение о выборе того или иного уровня цены, целесообразно опираться на несколько цен, рассчитанных для одного и того же товара. Это позволит оценить возможности получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на производство — и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситуации.

 

 



2020-02-04 162 Обсуждений (0)
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)