Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования



2020-02-04 1432 Обсуждений (0)
Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования 0.00 из 5.00 0 оценок




Эпоха Возрождения – новая эра в истории развития изобразительного искусства и в области методов обучения рисованию. Вклад эпохи в теорию и методику преподавания рисования для профессионального и общеобразовательного обучения. Разработка новой теории изобразительных искусств и методов обучения рисунку. Работа над проблемами рисунка Ченнино Ченнини, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрера и др., вступление их на путь научного исследования, понимание закономерностей явлений природы, установление связи между наукой и искусством.

Возрождение античной культуры, собирание и изучение памятников античного искусства для изучения методов работы их создателей. «Квадрат древних» – Леонардо да Винчи. Теоретическое обоснование актуальных проблем искусства и практическое их решение в своих произведениях. Вклад в методику обучения рисунку (рисование с натуры). Ченнино Ченнини о систематической работе педагога – художника с учеником. Учение Альберти о правильном построении на плоскости, его сравнение изучения законов изображения с математикой; рисование не как механическое упражнение, а как упражнение ума; линейная и воздушная перспектива. Дюрер, его метод обобщения формы (обрубовка) и гуманитарная педагогика.

(Ченнино Ченнини, Альберти) Упорядочивая систему обучения изобразительному искусству, художники эпохи возрождения стремились и теоретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции. Положения теории и методики обучения рисованию они излагали в ясной и убедительной форме.

Первый во времени научный труд – «Трактат о живописи» – принадлежит Ченнино Ченнини. Уже в этом сочинении мы находим размышления о некоторых положениях рисунка, ценность которых заключается в указании, что в основу обучения д/б положено рисование с натуры.

Большое значение Ч. Ч. придаёт методическому руководству со стороны учителя. Он пишет: « Хотя многие говорят, что научились искусству без помощи учителя, то ты им не верь; в качестве примера даю тебе эту книжечку: если ты её станешь изучать денно и нощно, но не пойдёшь для практики к какому-нибудь мастеру, ты никогда не достигнешь того, чтобы с честью стать лицом к лицу с мастерами».

Интересно высказывание Ченнино Ченнини о содружестве теории и практики: «Как на практике, так и в умственном познании одна вещь учит другую. Всякое искусство по своей природе изящно и приятно, но достигает его тот, кто упорно к нему стремится».

Ч. Ч. справедливо считает, что для овладения искусством от ученика требуется ежедневная работа: « Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуя что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесёт тебе огромную пользу».

Заслуживает внимания и указание Ч. Ч. о методической последовательности в работе над композицией: « Начинай рисовать с образца лёгкой вещи, рисуй как можно больше, чтобы упражнять руку, легко касаясь дощечки шрифтом, чтобы то, что начал рисовать, было едва заметно, постепенно усиливая штрихи, то несколько раз возвращаясь к теням».

Ч. Ч. правильно расценивает рисование на цветной бумаге, как переходную ступень от рисунка к живописи, так как в этом случае художник учитывает не только цветотоневые , но и цветовые отношения.

Анализируя труд Ч. Ч., необходимо отметить и частые противоречия в его установках. Так призывая воспитанника учится рисованию с натуры Ч. Ч. в то же время слишком большое внимание уделяет копированию рисунков мастеров. Копирование как метод обученияпризнаётся и современной школой, однако оно не должно быть механическим. Ч. Ч. же предлагает копировать рисунки через прозрачную кальку.

Серьёзной и стройной системы обучения рисованию Ч. Ч. не создал, он ограничился лишь короткими советами. Его книги являются как бы справочником для художников, и сегодня мы рассматриваем его как исторический документ переходного периода от Средневековья к Возрождению. Кроме того, находясь под влиянием художественных средневековых установок, Ч. Ч. многое скрывает, некоторые секреты мастерства излагает на условном, символическом языке.

Следующая по времени работа о рисунке – « Три книги о живописи «, созданная величайшим флорентийским зодчим Леоном Баттистой Альберти. Это самый знаменитый труд из всего , что было написано по теории рисования в эпоху Возрождения. Трактат А. рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных правилах построения изображения на плоскости.

А. рассматривает рисование как серьёзную научную дисциплину, обладающую столь же точными и доступными для изучения законами и правилами, как и математика.

Особую ценность труд А. представляет с педагогической точки зрения. В своем трактате он дал целый ряд методических положений и установок для обучению рисунку. Обучению рисунку, как мы уже говорили, А. предлагает проводить на строго научных основах. Он пишет, что эффективность обучения искусству заключается, прежде всего, в научном обосновании.

Разъясняя основные принципы перспективного построения формы предмета на плоскости, А. не ограничивается этим, а старается научно доказать бесспорность своих положений.

А. рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как упражнение ума.

Большое значение А. уделяет изучению анатомии.

Весь процесс обучения А. предлагает строить на рисовании с натуры.

Обратим внимание на методическую последовательность изложения учебного материала. Уже в первой книге А. излагает строгую систему обучения. Оно начинается с рассмотрения точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объёмными телами. Анализируя этот труд как своеобразный учебник для художников, следует отметить наличие основных дидактических положений. Изложение материала дано в строгой методической последовательности – от простого к сложному .

Характерной особенностью методики преподавания рисования в эпоху был метод личного показа. А. указывает, что он постоянно пользовался методом наглядного обучения.

Серьёзное внимание А. уделял обобщению форм в рисунке и предлагает ученику использовать следующий приём: « А для того, чтобы прочувствовать освещение, очень полезно прищурить, и зажмурить глаза ресницами век, дабы цвета казались приглушенными и как бы написанными на сечении».

Конечно, у А. есть и целый ряд таких положений, с которыми мы согласится, не можем. Например, в книге второй он переоценивает значение завесы, противореча методу обучения рисованию с натуры и превращая искусство рисунка в механическое пересечение натуры и плоскости.

А. первым из художников стал разрабатывать теорию рисунка, положив в основу данные науки.

Он дал правильное методическое направление в обучении рисованию и первой стал, открыто говорить о глубоком смысле искусства.

А. первый понял и осознал необходимость обогатить искусство опытом науки, приблизить науку к практическим задачам искусства. Он стремился приблизить науку к практическим задачам искусства. Он стремился популяризовать опыт крупных художников. А. велик как учёный и как художник – гуманист.

Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования (Леонардо да Винчи, Дюрер).

Эпоха средневековья практически уничтожила основные научно-теоретические положения реалистического рисунка и методы его преподавания, которые были выработаны художниками античности. Восстановить и оживить былое искусство, восстановить методы реалистического рисунка выпало на долю художников эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения открывает новую эру не только в истории развития изобразительного искусства, но и в области методов обучения рисованию. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства, например Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие другие. Рисунок должны изучать все люди, занимающиеся искусством, причем его научные положения (законы перспективы, оптики, анатомию) надо было усваивать с карандашом в руках, сверяя с натурой.

Несколько слов о постановке обучения изобразительному искусству. Мальчика 10-12 лет родители отдавали для обучения к какому-нибудь мастеру для знакомства с его ремеслом. К 18 годам ученик становился подмастерьем и мог выполнять на работе учителя сам отдельные детали (фигура, руки, драпировка и т.д.). После 6-8 лет обучения ученик мог оставаться в качестве помощника у своего учителя, но мог и перейти к другому мастеру. Или даже поменять специальность – стать гравером, живописцем, скульптором. Основой всех наук был рисунок, обучение ему шло по строгой системе. Вначале ученики рисовали на буковых дощечках, затем учили растирать краски, изготовлять левкас, готовить деревянную доску для станковой картины или стену под фреску. После этого доверяли грунтовку и нанесение фона.

Обучение рисованию проходило в мастерской художника, где обучалось сравнительно небольшое число человек. Таким образом, обучение изобразительному искусству было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с педагогом-художником.

Мастерские этого времени именовались боттегами, они были своеобразными научными лабораториями. Обучение рисованию в боттегах было тесно связано с композицией.

Упорядочивая систему обучения изобразительному искусству, художники эпохи Возрождения стремятся теоретически обосновать наиболее важные положения рисунка, живописи, композиции. Известные художники того времени, такие как Ченнино Ченнини, Леон Батист, Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер оставили после себя богатый теоретический и практический материал, который имеет актуальный характер и в наше время. Известная работа в области теории рисунка «Книга о живописи» принадлежит Леонардо да Винчи. Книга содержит множество сведений по астрономии, физике. О воздушной и линейной перспективе. Есть указания по правилам рисования, которые заслуживают высшей оценки. Его отдельные высказывания о методах обучения не утратили своего значения и в настоящее время. Они обогатили методику преподавания рисования, дали ей верное направление.

Леонардо да Винчи считает, что рисование с натуры – это основа методики обучения рисунку. Натура заставляет ученика внимательно наблюдать, анализировать, изучать особенности строения натуры, что в свою очередь повышает эффективность обучения и вызывает интерес к познанию жизни.

Метод рисования с натуры при помощи завесы Леонардо да Винчи отвергает и совершенно правильно. Большое значение придает Леонардо да Винчи научному образованию, он сам всю жизнь занимался серьезными исследованиями. Леонардо отмечал важность знания нее только строения скелета и мускулатуры, но и глубоко расположенных внутренних органов, всю богатую анатомию человека, не выпуская из вида ни одной мельчайшей детали.

Леонардо да Винчи призывает учеников сначала ознакомиться с теорией, а затем переходить к практике.

Выдающийся художник-педагог Леонардо да Винчи неоднократно говорит о построении учебного процесса в виде игры, развлечения, чтобы решение сложных проблем не вызывало у ученика скуки. Особое внимание художник уделял рисунку фигуры человека и правильным пропорциям. Представляет интерес и метод рисования по памяти.

Важное место среди художников, занимающихся проблемами обучения, принадлежит Альбрехту Дюреру, создавшему «Книгу о живописи». Дюрер основой правильного и точного рисунка считает научные знания. При обучении рисованию и законам построения реалистического изображения предметов на плоскости Дюрер на первое место выдвигал перспективу, очень долго изучаемую им самим. Результатом многолетних занятий художника явилась книга «Наставления в измерении циркулем и линейкой», в которой он изложил правила перспективы и предложил метод ортогональной проекции. «Учение о пропорциях человека» – втрое значительное сочинение Дюрера. Большую ценность в сочинении представляет метод обобщения формы (обрубовки). Дюрер придавал огромное значение конструктивному анализу формы. Серьезное внимание уделяет Дюрер личному показу (при обучении рисованию в книге третьей «Трактат о пропорциях»).

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, следует отметить их колоссальную научно-теоретическую работу, открытия в области перспективы, доскональное изучение пластической анатомии и их большой вклад в методику преподавания рисования.



2020-02-04 1432 Обсуждений (0)
Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Художники эпохи Возрождения и их вклад в методику преподавания рисования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)