Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уровни построения движения. Попытка решения психофизиологической проблемы в духе единства



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Уровни построения движения. Попытка решения психофизиологической проблемы в духе единства 0.00 из 5.00 0 оценок




По Бернштейну, каждый навык представляет собой функциональную систему для обеспечения достижения определенной цели и имеет уровневое строение, причем, по словам автора «каждый уровень построения движений – это ключ к решению определенного класса двигательных задач». Самым фундаментальным уровнем построения движения является уровень тонуса (уровень А). На этом уровне происходит координация тела как целого, до выделения достаточно независимых движений конечностей. Задача уровня А – это общее равновесие тела в процессе выполнения движения. Источником сенсорных коррекций для движений этого уровня является проприоцептивная чувствительность.

Над уровнем тонуса надстраивается уровень мышечно-суставных увязок (уровень В). На этом уровне могут быть реализованы движения, включающие работу крупных групп мышц конечностей или лица, но не требующие координации со стороны зрения и слуха. Другими словами, коррекции для осуществления движения на данном уровне исходят из организма (кинестетическая чувствительность). Примером тут могут служить бег на месте или зевок.

Следующий уровень – это уровень пространства (уровень С). Здесь уже источником коррекций выступает не само тело, а пространственное поле, в котором и разворачиваются целевые переместительные движения, например, взятие предмета или подъем по лестнице.

Высший уровень построения движения по Бернштейну – это уровень действий (уровень D). На уровне D действия включают в себя сложные последовательности отдельных движений, которые объединены смыслом решаемой задачи. Именно на этом уровне осуществляется артикуляция речи. Источником коррекций для разворачивания смыслового цепного действия становится сознательное представление о плане действия, т.е. уровень D доступен только человеку.

Суть психофизиологической проблемы заключается в попытке ответить на вопрос о соотношении психических и физиологических (нервных) процессов. Обсуждение этой проблемы преимущественно находится в ведении философов. Однако и для психологов она представляется крайне важной, так как, во-первых, определяет статус методов и процедур психологического исследования, во-вторых, устанавливает связь предметов смежных наук, и наконец, позволяет выработать отношение к наметившемуся в XXI массированному сдвигу собственно психологических исследований на поиск физиологических коррелятов психических феноменов.

Психофизиологическая проблема представляет собой частный случай более общей психофизической проблемы, от решения которой зависит понимание места психики в мире. В целом в философии сформировалось два противоположных взгляда на данный вопрос – дуализм и монизм.

Дуализм – это философское мировоззрение, согласно которому психическое и физическое представляют собой различные не сводимые друг к другу субстанции. Философом, наиболее последовательно отстаивающим эту позицию, был Р. Декарт. Психическое, обладающее атрибутом мышления, противопоставляется здесь материальному, обладающему атрибутом протяженности. Дуализм предполагает, что психика и нервная система как представители различных субстанций могут оставаться нейтральными (параллелизм) или взаимодействовать.

Монизм – это альтернативное философское мировоззрение, которое учит о принципиальном единстве психического и физического. Монистическая концепция утверждает, что за их безусловно наблюдаемыми различиями лежит единая субстанция и, следовательно, как физиологическое так и психологическое подчиняются единым фундаментальным закономерностям. Родоначальником монизма в философии Нового времени был Б. Спиноза, к чьим идеям впоследствии постоянно обращался Л. С. Выготский. При такой постановке вопроса существенно установить, что же за субстанция является единым первоначалом и причиной всех явлений. Можно выделить три формы монизма.

Идеалистический монизм единственной реальностью полагает идеальное, при этом, кажущееся нам материальным на самом деле есть порождение идеального и подчиняется его законам. Подчеркнем, что категория "идеальное" не совпадает с категорией "психологическое". Идеальное – это недоступная органам чувств реальность, содержанием которой является обобщенная схема мироздания, например, божественный замысел. Психическое – только частный случай идеального.

Материалистический монизм, наоборот, отстаивает примат материальной субстанции. Идеальное в этой трактовке является производным от материального и его суть – это абстракция образов человеческой деятельности.

Существует и еще один вид монизма – сторонники нейтрального монизма полагают, что и психическое, и физическое являются представителями третьей, недоступной для нашего постижения субстанции. Следствием нейтрального монизма является корреляционный подход к решению психофизиологической проблемы. Его сторонники утверждают, что не знают, какова связь между мозгом и психикой, да и есть ли она, однако объективно фиксируют, что определенные воздействия на человека приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического.

Заметим, что психофизическая и психофизиологическая проблемы находятся в центре острых философских дискуссий и однозначного их решения попросту нет.



2020-02-04 252 Обсуждений (0)
Уровни построения движения. Попытка решения психофизиологической проблемы в духе единства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уровни построения движения. Попытка решения психофизиологической проблемы в духе единства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.028 сек.)