Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тождественность и нетождественность психической деятельности физиологической



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
Тождественность и нетождественность психической деятельности физиологической 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на мн. достижения психофизиологии, особенно в последние 10-летия, психофизиологический параллелизм как система взглядов не отошел в прошлое. Физиологи ХХ в. Шеррингтон, Эдриан, Пенфилд, Эклс придерживались дуалистического решения психофизиологич. проблемы. Согласно их мнению, при изучении ВНД не надо принимать во внимание психические явления, а ГМ рассматривать как механизм, деятельность определенных частей кот. параллельна разным формам психической деятельности. Цель психофизиологического исследования в таком случае - выявление закономерностей параллельности протекания психических и физиологических процессов.

Взаимосвязь психики и ГМ. Клинические и экспериментальные данные, накопленные в науке, свидетельствуют, что между психикой и ГМ есть тесная диалектическая взаимосвязь. Воздействуя на мозг, можно изменить или уничтожить дух (самосознание) человека, стереть личность, превратив человека в зомби. Сделать это можно химически, используя психоделические вещества (в т. ч. наркотики); “электрически” - с помощью вживленных электродов; анатомически, прооперировав ГМ. Исследования показали, что химические или электрические манипуляции с определенными участками ГМ человека изменяют состояние сознания, вызывая различные ощущения, галлюцинации и эмоции.

Т.о., экспериментально подтверждено влияние внешних физико-химических воздействий на психику. А в последнее время все больше накапливается данных о том, что психологические состояния тесно связаны с наличием или отсутствием того или иного химического вещества в мозге.

С др. стороны, все, что глубоко затрагивает психику - отражается и на ГМ и на всем организме. Известно, что переживания, депрессия могут привести к телесным (психосоматическим) заболеваниям. Гипноз может вызвать соматические расстройства и, наоборот, способствовать излечению. Известны эксперименты, кот. проделывают йоги со своим организмом. А такие психокультурные явления, как нарушение “табу” или колдовство у примитивных народов, могут вызвать смерть даже у здорового человека. Есть свидетельства, что религиозные чудеса (явления Богоматери...) способствовали исцелению больных с различной симптоматикой. Интересно, что эффект плацебо действен для одной трети больных независимо от их социального статуса, культурного уровня, веры или национальности.

Приведенные выше факты однозначно свидетельствуют о том, что столь тесную взаимосвязь между мозгом и психикой нельзя объяснить с позиций психофизиологического параллелизма. Важно и другое: отношение психики к ГМ нельзя понимать как отношение продукта к производителю, следствия к причине, поскольку продукт (психика) часто очень эффективно воздействует на своего производителя - мозг. Т.о., между психикой и мозгом, психическим и физиологическим, по-видимому, существует диалектическая причинно-следственная связь, еще не получившая полного объяснения.

Исследователи не оставляют попыток проникнуть в суть проблемы, предлагая иногда необычные варианты решения. Напр., физиологи Эклс и Барт, считают, что мозг не «продуцирует дух», а «обнаруживает его». Получаемая органами чувств информация «материализуется» в химические субстанции и изменения в состоянии нейронов, кот. физически накапливают символические значения чувственных ощущений. Так происходит взаимодействие внешней материальной реальности с духовным субстратом мозга. Но, возникают новые вопросы: что является «носителем» духа вне ГМ, с помощью каких именно рецепторов воспринимается организмом внешний «дух».

Вместе с такими «экстравагантными» решениями новые подходы к изучению соотношения физиологического и психологического прорабатываются и в контексте отечественной науки.

Т.о., современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом:

1. Психическое тождественно физиологическому, представляя собой не что иное, как физиологическую деятельность ГМ. Сейчас эта т. з. формулируется как тождественность психического не любой физиологической деятельности, а только процессам ВНД. В этой логике психическое выступает как особая сторона, свойство физиологических процессов ГМ или процессов ВНД.

2. Психическое - особый (высший класс) вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - такие особые (психонервные) процессы, кот. связаны с отражением объективной реальности и отличаются субъективным компонентом (наличием внутренних образов и их переживанием).

3. Психическое хотя и обусловлено физиологической ВНД мозга, тем не менее не тождественно ей. Психическое не сводимо к физиологическому как идеальное к материальному или как социальное к биологическому.

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания. Работа в этом направлении продолжается. Наиболее существенные изменения в логике анализа проблемы «мозг - психика» произошли в результате внедрения в психофизиологию системного подхода.



2020-02-04 277 Обсуждений (0)
Тождественность и нетождественность психической деятельности физиологической 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тождественность и нетождественность психической деятельности физиологической

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (277)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)