Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интерпретация результатов



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов 0.00 из 5.00 0 оценок




Результат 1-ой части: выполнение узора по инструкции взрослого:

Высокий уровень - 5-6 баллов - у ребенка достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, он способен внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.

Средний уровень - 3-4 балла - недостаточно хорошо. Необходимо выяснить, почему ребенок допустил ошибки: не принял задачу взрослого; не понял, что надо делать; не настроился на работу; не захотел выполнить задание.

Низкий уровень - 0-2 балла - низкий уровень. Дети не имеют опыта взаимодействия со взрослыми в ситуации обучения, не имеют навыка работы по пошаговой инструкции.

Результат 2-ой части: самостоятельное продолжение узора позволяет определить уровень развития действий самоконтроля и самооценки, способности понимать задачу, поставленную педагогом и руководствоваться ею при самостоятельном выполнении задания. Дети 6-7 лет вторую часть задания чаще всего выполняют хуже, чем первую.

4-6 баллов - высокий уровень.

1-2 балла - средний уровень.

0 баллов - низкий уровень.

Вывод. При проведении теста на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности детей подготовительной группы получила следующие результаты: высокий уровень - 46,7%; средний - 43,3%; низкий - 10%.

 

 

№3. Методика "Имитация написанного текста" (вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека)

Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью. Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.

Диагностическая процедура заключается в предъявлении ребенку заранее написанной на белом листе бумаги фразы: "Он ел суп". Фраза должна быть написана обычным почерком, крупно и ясно. Ребенку предлагается следующая инструкция: "Посмотри: здесь на листе что-то написано. Ты еще пока не умеешь писать. Нопопробуй - не смог (смогла) бы ты это написать? Посмотри внимательно и постарайся рядом написать точно также".

Для каждого ребенка может быть приготовлен отдельный лист с образцом надписи, можно воспользоваться одним образцом для всех детей, давая каждому ребенку для работы чистый лист бумаги. Желательно, чтобы скопированная ребенком фраза уместилась на одной строке. Если же так не получается, ребенок может последнее слово написать выше или ниже предыдущих.

 

 

1.

2.

3.

4.

5.

Обработка результатов

Оценка результатов работы по данной методике проводится следующим образом.

1 балл - скопированную ребенком фразу можно прочитать. Она отчетливо разделяется на три слова, размеры букв не более чем в 2 раза могут быть больше размеров букв образца. Отклонение записи от горизонтальной линии не должно превышать 30°.

2 балла - предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.

3 балла - взаписи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4 букв.

4 балла - на буквы образца похожи по меньшей мере 2 буквы. Скопированное изображение отдаленно напоминает буквы, письмо.

5 баллов - отдельные или сплошные "каракули", среди которых нельзя выделить нечто, похожее на буквы.

По результатам данной методики можно сделать следующие выводы.

Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании вначальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.

Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

Дети, получившие 1-2 балла, считаются зрелыми для школьного обучения.

Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее - тем большее количество баллов начисляется.

Высокий уровень - 1-2 балла

Средний уровень - 3 - 4 балла.

Низкий уровень - 5 баллов.

Вывод. По результатам методики "Имитация написанного текста" успешность овладения навыками письма и рисунка 36,6% детей имеют высокий уровень; средний - 46,7%; низкий - 16,7%.

 

 

№4. Методика "Умозаключения"

Данная методика (Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.) позволяет исследовать способность ребенка делать умозаключения по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Возможна диагностика умения ребенка сохранять и использовать заданный способ рассуждения. Отношения между понятиями в каждом задании различны, и, если ребенок не способен еще выделять существенные признаки в понятиях, он будет строить умозаключение на основе предыдущей аналогии, что приведет к ошибочному ответу. Таким образом, успешность выполнения заданий методики позволяет делать выводы об уровне развития словесно-логического мышления по такому показателю как логическое действие - "умозаключение".

Обследование проводится в индивидуальной форме, время на ответы не ограничивается. В случае явных затруднений у ребенка психолог не должен настаивать на ответе и тактично перейти к следующему заданию. Текст заданий напечатан (или написан) крупно на листе бумаги. Психолог вслух четко читает задание, ребенок, если он уже умеет читать, может следить по тексту.

Задание выполняется в несколько этапов. На первом этапе ребенку сообщается следующее: "Сейчас мы с тобой будем подбирать слова друг к другу. Например, огурец - овощ. Надо подобрать к слову "гвоздика" такое, которое подходило бы так же, как слово "овощ" к слову "огурец". Слова такие: сорняк, роса, садик, цветок, земля.

Второй этап (после паузы). "Давай попробуем: огурец - овощ; гвоздика - ?". После паузы зачитываются все слова. "Какое слово подходит?" - спрашиваем ребенка. Дополнительных вопросов и пояснений давать не следует.

При выполнении заданий возможна стимулирующая помощь. Если у ребенка возникает неуверенность в ответе, можно предложить ему подумать еще и дать правильный ответ. Такая помощь учитывается при начислении баллов. Чем быстрее ребенок откажется от помощи и начнет самостоятельно выполнять задания, тем выше его обучаемость, следовательно, можно считать, что он быстро запоминает алгоритм решения задачи и может действовать по образцу.

 

образец задание оценка
1 Огурец: овощ Гвоздика: сорняк, роса, садик, цветок, земля  
2 Огород: морковь Сад: забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка  
3 Учитель: ученик Врач: очки, больница, палата, больной, лекарства  
4 Цветок: ваза Птица: клюв, чайка, гнездо, перья, хвост  
5 Перчатка: рука Сапог: чулки, подошва, кожа, нога, щетка  
6 Темный: светлый Мокрый: солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный  
7 Часы: время Градусник: стекло, больной, кровать, температура, врач  
8 Машина: мотор Лодка: река, маяк, парус, волна, берег  
9 Стол: скатерть Пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди  
10 Стул: деревянный Игла: острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная  

 

Обработка результатов

Оценка успешности выполнения заданий производится следующим образом.

1 балл - выполнение задания с первого предъявления;

0,5 балла - задание выполнено со второй попытки, после того, как психологом была оказана помощь.

Интерпретировать количественные результаты можно с учетом данных Л. Переслени, Е. Мастюковой, Л. Чупрова.

Высокий уровень - 7 и более баллов: у детей сформирована такая мыслительная операция, как умозаключение.

Средний уровень - 5 - 7 баллов: выполнение мыслительной операции осуществляется детьми в "зоне ближайшего развития". В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень - менее 5 баллов: у детей практически отсутствуют навыки мыслительных операций, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков логического мышления в учебной познавательной деятельности.

Вывод. По результатам методики "Умозаключение" на выполнение мыслительной операции получила следующие результаты: высокий уровень - 16,7%; средний - 53,3%; низкий - 30%.

 


Анализ проведенного исследования

Ф.И. ребенка

Результаты выполнения диагностического задания

Уровень готовности
    №1 №2 №3 №4  
1 Максим А. Н Н Н Н Н
2 Кирилл А. С В С С С
3 Саша Б. С В С С С
4 Яна В. С В С С С
5 Лена В. Н С Н Н Н
6 Женя Г. С В В С В
7 Влад Г. Н Н Н Н Н
8 Игорь Г. В В В С В
9 Рустам Д. С В С Н С
10 Диана Д. Н С С Н Н
11 Даша Е. В В В С В
12 Данил З. В В С В В
13 Никита З. С С С Н С
14 Юля И. Н Н Н Н Н
15 Сергей И. С С С С С
16 Полина К. С В В В В
17 Антон К. С С В С С
18 Ваня К. С С С С С
19 Настя М. В В В В В
20 Ульяна М. С С В Н С
21 Илья Н. С С С С С
22 Витя Н. Н С С Н Н
23 Данил Р. В В В С В
24 Юля С С В С С С
25 Кирилл С. В С Н С С
26 Жанна С. С С В С С
27 Ваня Т. В В В В В
28  Вика Т. В В В В В
29 Алина Я. С С С С С
30 Карина Я. С С С С С

Для определения уровня готовности к школе детей дошкольного возраста я использовала методику (№1)"Беседа о школе" (Т.А. Нежнова), тест (№2) на определение уровня развития произвольной регуляции деятельности, методику (№3)"Имитация написанного текста" (А. Керн и И. Ирасек) и методику (№4)"Умозаключения" (Э. Замбацявичене, Л. Чупров и др.).

Мои исследования показали (рис.1), что детей с высоким уровнем - 30% (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована), средним уровнем - 50% (начальная стадия формирования школьника), низким - 20% (внутренняя позиция школьника).

 

Рис.1. уровень готовности детей к школе.

 

В целом дети имеют удовлетворительные показания, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. У них достаточно сформирован навык работы по инструкции взрослого, они способны внимательно слушать педагога и точно выполнять его задания.

Результаты уровня готовности (ориентировочно) позволяют психологу охарактеризовать учителям начальных классов будущих учеников, у которых могут возникнуть проблемы с учебой.

Рекомендации

Особое внимание следует уделять детям, как с высоким, так и с низким уровнем готовности: у них можно ожидать снижения учебной мотивации. У одних - в силу легкости и простоты для них учебных заданий, у других - из-за из сложности.

В качестве развивающей процедуры детям может быть предложена работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).

В качестве занятий, направленных на формирование умения действовать по инструкции, могут использоваться дидактические игры со своими четкими правилами, игра в школу, конструирование из кубиков либо в словесной форме, либо с помощью схем. Строя занятие, надо специально учить ребенка анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки. Чем разнообразнее будут занятия, тем больший эффект они дадут. Занятия должны проводиться через день.

Во всех занятиях надо добиваться полного и точного выполнения ребенком задания. Как только ребенок начинает уклоняться в сторону, придумывать что-то свое, противоречащее поставленной задаче, нужно возвращать его к исходному замыслу.

К способам повышения ценности занятий в глазах ребенка относятся:

· использование любимых видов деятельности;

· использование новых интересных материалов (большого набора цветных фломастеров, привлекательных игрушек), причем этот материал не должен даваться ребенку ни в каких других ситуациях, не должен стать для него обыденным;

· привлечение внимания окружающих к полученным результатам (показ другим членам семьи сооружения из кубиков, размещение на стене аппликации).

Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску, формируя умение выполнять указания взрослого, параллельно нужно проводить занятия, направленные на развитие самостоятельности, воображения. Эта работа должна вестись в форме свободных игр.

При несформированности положительного отношения к школе необходимо на занятиях ребенку уделять внимание как можно больше. Общение должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать за их нарушения, что может привести к появлению отрицательного отношения к школе, к учению и учителю. Нужно дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своей новой роли школьника и вытекающих из него требований к поведению. В процессе обучения, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания по развитию мыслительных операций, оказывая минимальную помощь.

 



2020-02-04 190 Обсуждений (0)
Интерпретация результатов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интерпретация результатов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)