Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семья ребенка с отклонениями в развитии: проблемы, типы отношения к ребенку с отклонениями в развитии



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
Семья ребенка с отклонениями в развитии: проблемы, типы отношения к ребенку с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Разные семьи отличаются друг от друга по своей структуре: по своему составу, культурному и идеологическому стилю каждая семья является уникальной.

Модели семейных взаимодействийДети с ограниченными возможностями живут и развиваются в контексте семьи, где любое событие, происходящее с одним человеком, непременно затрагивает остальных. Семейные взаимоотношения можно рассматривать в системе четырех понятий: подсистемы, сплоченности, адаптивности, коммуникации.Внутри каждой семьи выделяют четыре подсистемы: •> Супружеская (муж — жена)♦ Родительская (родитель — ребенок) ♦>Сибсовая (брат — сестра)♦♦♦ Расширенная семейная (экстрасемейная) — взаимодействие с друзьями, профессионалами и др. Ребенок с отклонениями в развитии нарушает все четыре подсистемы. При этом нарушение хотя бы одной из подсистем вызывает изменение и во всех остальных.

Семьи, имеющие слабые границы между подсистемами, являются сильно переплетенными и обычно характеризуются гиперопекой друг друга.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, испытывает сильный страх перед самостоятельными действиями ребенка, что мешает развитию у него способности действовать и жить независимо.

Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более жесткого окружения, необходимого членам семьи для выполнения своих функций. Присутствие ребенка с нарушениями в развитии в сочетании с другими факторами может сократить возможности для заработка и отдыха. Специалисты, работающие с детьми, порой создают дополнительный стресс для семьи, когда возлагают на родителей такие обязанности, с которыми те не в силах справиться.

52.Виды семей и их отношение к ребенку с отклонениями в развитии.

Дети с нарушенным развитием (проблемы в развитии, недостатки психофизического развития, отклонения в развитии) – это дети, имеющие отклонения от нормативного развития психических функций, вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы

Классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым (1990):

1) дети, имеющие сенсорные нарушения (зрение и слух);

2) дети, имеющие интеллектуальные нарушения (задержка психического развития и умственная отсталость);

3) дети, имеющие нарушения речи;

4) дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата;

5) дети с комплексными, комбинированными расстройствами;

6) дети с искаженным (дисгармоничным) развитием [Ростовых Е.И.].

В.В. Лебединский (2003) выделил шесть видов дизонтогенеза. Классификация отклонений в развитии:

1. Психическое недоразвитие, т.е. умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная группа, в которую входят инфантилизм, нарушения школьных навыков, недостаточность высших корковых функций и т. д.

3. Повреждение психического развития, т.е. ребенок имеет довольно длительный период нормального развития, который нарушается заболеваниями (главным образом, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дифицитарное развитие. К нему относятся нарушения слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — совмещение задержанного развития и недоразвития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушенное формирование личности (различные формы психопатий) [Лебединский, В.В.].

Как правило, к ребенку с аномальным развитием, предъявляются заниженные требования и запросы. Зачастую проявляется чрезмерная гиперопека и права на проявление собственной активности у него нет. А это закрепляет за ребенком инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в себе и своих силах, что приводит к трудностям в общении и социальной адаптации [Т.В. Городова. Семья как ядро]. Правильное развитие ребенка становится невыполнимым, если в семье имеется психологический дискомфорт. У него формируются беспомощность, чувство эмоциональной изоляции и угрозы со стороны потенциально враждебно настроенного окружения [Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С].

В некоторых семьях можно наблюдать такие формы отношения к ребенку с отклонением в развитии, которые нарушают адекватный процесс социализации. Например, когда родители подсознательно «отвергают» своего ребенка. То есть родители недостаточно взаимодействуют со своим ребенком, отсутствует интерес к нему, может проявляться грубое отношение или даже физическое наказание. Ребенок из-за этого думает не только о том, что он «не такой как все», но и том, что он не достоин любви и внимания. В итоге у него развивается неуверенность в себе, заниженная самооценка, наблюдается пониженный фон настроения [Кожанова Т.М.].

Родители, воспитывающие ребенка с нарушениями слуха, делятся на две группы: родители с нормальным слухом и родители, которые также страдают нарушениями функции слуха. В зависимости от этого можно выделить несколько типов отношений родителей к ребенку: нереалистическое отношение, полное принятие, сверхопека и безразличие. Для родителей с нарушениями зрения характерна такая же ситуация. То есть, если к рождению незрячего или плоховидящего ребенка в семье незрячих родителей относятся с пониманием, то появление слепого ребенка у здоровых родителей приводит к нарушению детско-родительских взаимоотношений.


 



2020-02-04 242 Обсуждений (0)
Семья ребенка с отклонениями в развитии: проблемы, типы отношения к ребенку с отклонениями в развитии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семья ребенка с отклонениями в развитии: проблемы, типы отношения к ребенку с отклонениями в развитии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)