Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Умственная отсталость: причины возникновения, формы, классификации, психологическая структура дефекта



2020-02-04 359 Обсуждений (0)
Умственная отсталость: причины возникновения, формы, классификации, психологическая структура дефекта 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Определение умственной отсталости в специальной психологии. Структура УО (по Л. С. Выготскому).
Умственно отсталый - такой ребенок, у которого стойко нарушена познавательная деятельность и другие высшие психические функции вследствие органического поражения головного мозга.
Причина умственной отсталости - поражение головного мозга ребенка (недоразвитие, болезнь, ушиб). Однако, не всякое поражение головного мозга ведёт к стойкому нарушению познавательной деятельности.
Понятие "умственно отсталый" не определяет конкретного заболевания, а лишь то, каковы возможности данного ребёнка в отношении усвоения знаний.
При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов. Выделяют две основные формы умственной отсталости:олигофрению и деменцию.
В проблеме умственной отсталости до последнего времени выдвигается на первый план в качестве основного момента интеллектуальная недостаточность ребенка, его слабоумие.
Это закреплено в самом определении детей, которых называют обычно слабоумными или умственно отсталыми. Все остальные стороны личности такого ребенка рассматриваются как возникающие вторично в зависимости от основного интеллектуального дефекта, Многие склонны даже не видеть существенного отличия в аффективной и волевой сфере этих детей и детей нормальных.
Правда, это интеллектуалистическое направление, сводящее всю проблему умственной отсталости к слабоумию, уже давно встречало оппозицию со стороны многих исследований. Так, Э. Сеген указывал на то, что из всех недостатков этих детей самый главный — недостаток воли.
Расстройство воли, по его словам, гораздо важнее, чем все остальные физиологические и психические расстройства, взятые вместе. Воля—этот рычаг всех действий, всех способностей— отсутствует у умственно отсталого ребенка. В куполе вашего здания недостает замыкающего его камня. Все здание рухнет, если вы, удовольствовавшись только внешней отделкой и украшениями, удалитесь, не придав прочности вашей работе, т. е. не связав новых способностей, развитых вами в ученике, органической связью—свободной волей.
Но Э. Сеген, говоря о расстройствах воли как о главном недостатке этих детей, имеет в виду не только ту высшую ступень в развитии воли, которую он называет замыкающим камнем в куполе всего здания. Он полагает, что и самые основные, первичные, элементарные волевые побуждения глубочайшим образом нарушены у этих детей, что эта способность должна у них отсутствовать, и она действительно отсутствует. Эти дети совершенно лишены воли, и прежде всего интеллектуальной и моральной, но вместе с тем и той первичной воли, которая является не столько замыкающим камнем всего здания, сколько его фундаментом. Ни одна из интеллектуальных способностей не может считаться вполне отсутствующей у этих детей. Но у них нет умения свободно прилагать свои способности к явлениям нравственного и отвлеченного характера. Им недостает той свободы, из которой рождается нравственная воля.; «Физически—он не может, умственно—он не знает, психически—он не желает. Он
бы и мог, и знал, если бы только он хотел; но вся беда в том, что он прежде всего не хочет...»] (1903, с. XXXVII—XXXVIII).
Таким образом, начальные и конечные звенья всей цепи развития, от первоначального низшего момента до высших функций воли, глубоко недоразвиты у этих детей.
24.Причины возникновения умственной отсталости. Степени интеллектуального дефекта.
На сегодняшний день, точно определить причины возникновения умственной отсталости можно лишь у тридцати процентов больных. Все прочие случаи расценивают как недифференцированную форму. Прямая пропорциональность наблюдается между диагностическими сложностями и выраженным интеллектуальным дефектом. Наследственная природа патологии наблюдается у двадцати девяти процентов больных, генетическая природа патологии наблюдается в девятнадцати процентах контингента, Факторы внешней среды влияют на болезнь в девяти процентах случаев, но в сорока двух процентах этиология заболевания вовсе не ясна.
История изучения умственной отсталости гласит, что огромное количество синдромов и наследственных заболеваний, которые сопровождаются олигофренией, подтверждают генетическую природу болезни. Вполне возможно, что в большинстве недифференцированных случаев болезни причиной является генетическая наследственность.
Различают следующие виды умственной отсталости: с iq в 55−69% — легкая умственную отсталость, с iq в 40−54% — средняя умственная отсталость, iq в 25−39% — умственная отсталость выраженного характера, а глубокая умственная отсталость характеризуется уровнем iq в 10−24%. Этой болезни характерны клинические признаки умственной отсталости. Основополагающим признаком является общая степень недоразвития всех форм деятельности психики в сложной форме.
Клиника умственной отсталости при подобном патологическом состоянии в возрасте до 3 лет наблюдает значительные дефекты в развитии эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы, речи, внимания, памяти, восприятия, мышления, а также интеллекта.
Лечение умственной отсталости
Профилактика умственной отсталости предполагает медицинское, а также генетическое консультирование пар во время планирования рождения ребенка. Лечение умственной отсталости представляет собой сложный комплекс медико-педагогической и медикаментозной работы с ребенком и непосредственно с его родителями. В наше время распространенность умственной отсталости становится все более значительной.
Олигофрения – одна из самых тяжелых и стойких форм интеллектуальной недостаточности. Термин «олигофрения» от греческого «oligos» – малый, слабый и «phren» – ум, мысль. Общими и характерными для олигофрении являются следующие особенности:
Действие патогенного фактора, обусловившее общее недоразвитие, происходило на ранних этапах (внутриутробно, в период родов или в первые годы жизни ребенка), т.е. в тот период, когда мозг еще не сформировался, только складывались его структуры или начиналась его закладка.
Первичным и тотальным дефектом является дефект мышления. Слабость и недоразвитие мышления с неизбежностью проявляются во всех других познавательных процессах, в эмоционально-волевой сфере и в личностных свойствах. Все они также малоосмысленны, тугоподвижны и непродуктивны.
Наиболее глубоко страдают и недоразвиваются все высшие формы психической деятельности: обобщенное и абстрактное мышление, словесно-логическая память, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, культурные потребности, нравственные привычки и т.д.
25.Умственная отсталость неолигофренической этиологии.
В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Это умственная отсталость, вызванная не только олигофренией, но и другой этиологией, - так называемая умственная отсталость неолигофренического происхождения. Расширение границ олигофренопедагогики происходит не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Об этом говорит тот факт, что предметом олигофренопедагогики стали дети с достаточно глубокой степенью умственной отсталости - имбецилы и дети, имеющие органические поражения ЦНС в виде минимальных мозговых дисфункций. Это дети с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Таким образом, и термин «умственная отсталость» уже не отражает полностью объект олигофренопедагогики, так как этиология аномалий достаточно разнообразна, степень поражения - тоже. Единственный признак, объединяющий этих детей, - это стойкое, в большей или меньшей степени, снижение познавательной деятельности и связанная с этим невозможность полностью усвоить учебную программу общеобразовательной школы, т. е. то, что можно назвать нарушением познавательной деятельности.
Следовательно, с современных позиций олигофренопедагогика - это часть дефектологии (специальной педагогики, коррекционной педагогики), изучающая ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.
26.Клинико-психологическая классификация олигофрении по М.С. Певзнер.
Олигофрения представляет собой особую клиническую форму умственной отсталости, характеризующую общее необратимое недоразвитие мозговых структур, и прежде всего наиболее поздно формирующихся в онтогенезе корковых мозговых структур, особенно лобных и теменно-височно-затылочных отделов коры головного мозга.
При олигофрении отмечается недостаточная сформированность как фонетико-фонематической, так и лексико-грамматической стороны речи. Кроме того, при олигофрении значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом, отмечаются стойкие нарушения звукопроизношения. Это связано как с недоразвитием аналитико-синтетических процессов, функции самоконтроля, недоразвитием фонематического восприятия и анализа, нарушениями артикуляционной моторики различного генеза, так и с инертностью психических процессов.
Выделяется несколько клинических форм олигофрении, дифференциация которых основывается как на этиологических, так и на клинико-патогенетических принципах. В дефектологии наибольшее распространение имеет классификация М. С. Певзнер, согласно которой выделяется пять основных форм олигофрении:
1. неосложненная;
2. осложненная нарушениями нейродинамики по типу повышенной возбудимости либо тормозимости;
3. осложненная нарушениями различных анализаторных систем (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи);
4. олигофрения с психопато-подобными формами поведения;
5. олигофрения с выраженной лобной недостаточностью:
Классификация ЗПР
В 1966 г. М.С. Певзнер была опубликована классификация ЗПР, включающая следующие клинические варианты:
- психофизический инфантилизм с недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте (неосложненный гармонический инфантилизм);
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный нейродинамическими нарушениями;
- психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненный недоразвитием речевой функции.
В последующие годы при обследовании детей, испытывающих трудности в обучении и обладающих слабовыраженными отклонениями в развитии, клинический диагноз ЗПР все чаще ставился в случаях, когда эмоционально-волевая незрелость сочеталась с недостаточным развитием познавательной сферы неолигофренической природы.
27.Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития личности детей с умственной отсталостью.
Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в дефектологии. Занимаются ими не только олигофренопедагоги, но и специалисты смежных наук: психологи, невропатологи, психиатры, эмбриологи, генетики и др. Внимание к проблемам умственной отсталости вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений развития детей.
В нашей стране учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях системы образования и здравоохранения. Дети с глубоким поражением центральной нервной системы находятся в детских домах социальной защиты, где с ними тоже ведется учебно-воспитательная работа по специальной программе.
Для того чтобы весь педагогический процесс был более эффективным, необходимо правильное комплектование специальных учреждений. Поэтому встает задача максимально точной дифференциальной диагностики. Но прежде чем решать эту задачу, важно знать, каких детей следует считать умственно отсталыми, в чем своеобразие их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.
Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.
Умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.
Исследования А. Р. Лурия, В. И. Лубовского, А. И. Мещерякова, М. С. Певзнер и др. показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.
Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л. В. Замков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.) и нашли отражение как в специальной литературе, так и в учебной дисциплине, по-этому нет необходимости останавливаться на них подробно.
28.Особенности деятельности детей с умственной отсталостью.
Деятельность - это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которой живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на окружающую действительность, и удовлетворяет свои потребности. При всём многообразии видов деятельности в каждом из них можно выделить основные структурные единицы:
Мотивы - всё то, что побуждает человека к поступкам, различным видам деятельности, что направляет их, то, ради чего деятельность осуществляется.
Цели - прогнозируемые результаты, на достижение которых направлена деятельность.
Средства, которые включают как внешние материальные действия, так и внутренние, осуществляемые в плане образа с помощью различных психических процессов и являющиеся фактически показателем уровня развития последних.
Уже на первом году жизни умственно отсталых детей наблюдаются нарушения ведущей деятельности данного периода - непосредственного эмоционального общения со взрослым. Интерес к взрослому неустойчив или отсутствует, коммуникативные средства общения этого возраста (улыбка, голосовые реакции, двигательные реакции) также обеднены или практически отсутствуют.
Простейшая предмето-практическая деятельность, включающая в себя элементы самообслуживания, детьми с недоразвитием интеллекта выполняется с трудом. Требуется зачастую длительное, целенаправленное обучение. Дошкольники неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий. В раннем возрасте предметная деятельность у умственно отсталых детей не формируется, т.к. в младенчестве не сформированы предпосылки для ее развития. В основном наблюдаются манипуляции с предметами, носящие неадекватный характер. Количество неадекватных по своему характеру манипуляций с предметами сокращается лишь на шестом году жизни детей с недоразвитием интеллекта. У детей старше пяти лет возникает интерес к процессуальным действиям, но они часто стереотипны, формальны, т.е. умственно отсталые дети повторяют действия взрослых, не осознавая из смысла.
Для нормально развивающихся детей в дошкольном возрасте ведущим видом деятельность является игра. У умственно отсталых детей игра без специального обучения не возникает. Продуктивные виды деятельности. Из продуктивных видов деятельности наиболее изучена изобразительная деятельность умственно отсталых детей (Т.Н. Головина, О.П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность умственно отсталых детей формируется замедленно и своеобразно. В их рисунках есть характерные черты, имеющие диагностический характер. Умения детей, лишенных специального обучения в детском саду или семье, долго остаются на уровне простых каракуль, и лишь к концу дошкольного детства может появиться предметный рисунок. Рисунки отличаются грубыми ошибками и неточностями.Трудовая деятельность у нормально развивающихся дошкольников формируется в предпосылках - в виде самообслуживания и бытового труда. У умственно отсталого ребенка без специального обучения не формируются даже предпосылки для формирования трудовой деятельности, но в условиях адекватного обучения и воспитания у них могут быть сформированы некоторые навыки самообслуживания.
К концу дошкольного возраста у детей с недоразвитием интеллекта не формируется психологическая готовность к школьному обучению, которая представляет собой систему мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок, необходимых для перехода ребенка к следующей ведущей деятельности - учебной.


 



2020-02-04 359 Обсуждений (0)
Умственная отсталость: причины возникновения, формы, классификации, психологическая структура дефекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Умственная отсталость: причины возникновения, формы, классификации, психологическая структура дефекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (359)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)