Решить ситуационные задачи
Приложение А к рабочей программе дисциплины (модуля) Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) «СОЦИОЛОГИЯ »
Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа (профиль - Социальная работа) (заочная форма обучения)
Раздел 1. Социология как наука об обществе. Тема 1.1 : Становление социологии как самостоятельной науки. Классическая социология. Цель: Сформировать систему теоретических знаний по теме «Становление социологии как самостоятельной науки. Классическая социология» и освоить навыки учебно- исследовательской деятельности. Задачи: -рассмотреть основные этапы становления социологи как самостоятельной науки -сформировать умение и готовность к анализу мировоззренческих, социально и духовно значимых философских проблем, основных философских категорий. -сформировать навыки аргументирования социологических при анализе проблем социологии Обучающийся должен знать: методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию Обучающийся должен уметь: использовать историко-философский и системно-аналитический методы при использовании общих законов функционирования природы, общества и человека Обучающийся должен владеть: навыками устного и письменного аргументирования, ведения дискуссии и полемики, философского практического анализа логики различного рода философских рассуждений Самостоятельная аудиторная работа по теме: 1.Ответить на вопросы по теме занятия: 1) Объект и предмет социологии. 2) Взаимодействие социологии с другими общественными науками. 3) Основатель социологии Огюст Конт и его учение об обществе 4) Классическая социология. 5) Становление социологической науки: основные этапы. 6) Социологические воззрения Г. Спенсера. Натурализм в социологии. 7) «Понимающая социология» М. Вебера. 8) Социологическая школа Э. Дюркгейма. 9) К. Маркс и его учение об обществе. Практическая работа. 2.1.Выполнить тестовые задания по теме: 1. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И ЕГО ВКЛАДОМ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ:
2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И ЕГО ВКЛАДОМ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ:
3. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И ЕГО ВКЛАДОМ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ:
4. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И СТРАНОЙ ЕГО ТВОРЧЕСТВА:
Ответы на тестовые задания: 1. <1-2>;<2-3>;<3-4>;<4-1> 2. <1-1>; <2-2>; <3-4>; <4-3> 3. <1-1>; <2-1>; <3-1>; <4-1> 4. <1-3>; <2-4>;<3-2>; <4-1>
Решить ситуационные задачи 1)Алгоритм разбора задачи 1. Внимательно прочитать условия задачи. Повторить тему занятия в соответствии с конспектом и материалом учебников. 2. Сформулировать краткий ответ на вопрос, опираясь на точку зрения того или иного социолога 3. Подтвердить свой вывод примером из современной жизни, или истории. 2) Пример задачи с разбором по алгоритму. 1.Ответьте на вопросы к высказыванию английского философа Г. Бокля полтора века назад: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен»: 1. Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества? 2. Как с тех пор изменилось общество? 3. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества? Примерный вариант решения ситуационной задачи по алгоритму: 1. Высказывание отражает эволюцию развития общества от аграрного до постиндустриального и определяет важные ресурсы общественного развития. 2. Главными ресурсами в ранние периоды развития общества были земля, недра, то в настоящее время наука, информация и др. Важным ресурсом всегда являлся деятельный человек, с автором можно лишь частично согласиться. 3. Ценности современного общества: духовные- ответственность, образованность; материальные-наукоемкое производство и его продукция и др. 3) Задача для самостоятельного разбора на занятии 1) Разговаривают два студента медицинского университета: - Ну, зачем нам нужна эта социология. Наша задача людей лечить, а не общаться с ними. - А что это наука о правилах общения? - Да, что-то в этом роде. Тут подходит социолог: - Думаю, вы оба не правы…………….. Задание: 1. Поставьте себя на место социолога и объясните студентам, почему необходимо социологическое знание для врачей 2. Изучением чего занимается социология как научная дисциплина? Примерный вариант решения ситуационной задачи по алгоритму: Социология призвана научить студентов социологической грамотности, которая является необходимым условием социально-личностной компетентности врача, а знание закономерностей функционирования и развития социальной системы необходимо для формирования активной жизненной позиции студента в решении социальных проблем, неизбежных для любого развивающегося общества. Для специалиста важно Понимать общество как социальную реальность и целостную саморегулирующуюся систему; значимо научить саморазвитию лидерских качеств и функциональной ответственности; компетентному политическому функционированию, пониманию сущности демократии и гражданского общества. Объект социологии – общество. Предмет социологии – закономерности развития общества.Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность, и которые выступают темами эмпирических исследований. В качестве объекта науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося по теме: Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме: 1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы. 2.Ответить на вопросы для самоконтроля: 1) Что является объектом и предметом изучения социологии? 2) Как социологии взаимодействует с другими общественными науками? 3) В чем заключается основное содержание учения Огюста Конта об обществе? 4) Перечислите основные задачи классической социологии? 3.Подготовить контрольные работы по темам: 1.Основные направления позитивистско-натуралистической социологии 2.Социологическая теория М.Вебера 3.Социологический проект Огюста Конта 4.Теория социальной эволюции Г.Спенсера 5.Марксистская социология 6. Основные этапы развития социологии в советский период 7.Теория структурного функционализма Т.Парсонса 8. К. Леви-Стросс как представитель структурализма. 9.Теории социального конфликта Ч.Р. Миллса, Р. Дарендорфа, Л.Козера. Рекомендованная литература Основная литература
Дополнительная литература
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (812)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |