Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Решить ситуационные задачи



2020-02-04 742 Обсуждений (0)
Решить ситуационные задачи 0.00 из 5.00 0 оценок




Приложение А к рабочей программе дисциплины (модуля)

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

«СОЦИОЛОГИЯ »

 

Направление подготовки 39.03.02 Социальная работа

 (профиль - Социальная работа)

(заочная форма обучения)

 

Раздел 1. Социология как наука об обществе.

Тема 1.1 : Становление социологии как самостоятельной науки. Классическая социология.

Цель: Сформировать систему теоретических знаний по теме «Становление социологии как самостоятельной науки. Классическая социология» и освоить навыки учебно- исследовательской деятельности.

Задачи:

-рассмотреть основные этапы становления социологи как самостоятельной науки

-сформировать умение и готовность к анализу мировоззренческих, социально и духовно значимых философских проблем, основных философских категорий.

-сформировать навыки аргументирования социологических при анализе проблем социологии

Обучающийся должен знать: методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию

Обучающийся должен уметь: использовать историко-философский и системно-аналитический методы при использовании общих законов функционирования природы, общества и человека

Обучающийся должен владеть: навыками устного и письменного аргументирования, ведения дискуссии и полемики, философского практического анализа логики различного рода философских рассуждений

Самостоятельная аудиторная работа по теме:

1.Ответить на вопросы по теме занятия:

1) Объект и предмет социологии.

2) Взаимодействие социологии с другими общественными науками.

3) Основатель социологии Огюст Конт и его учение об обществе

4) Классическая социология.

5) Становление социологической науки: основные этапы.

6) Социологические воззрения Г. Спенсера. Натурализм в социологии.

7) «Понимающая социология» М. Вебера.

8) Социологическая школа Э. Дюркгейма.

9) К. Маркс и его учение об обществе.

Практическая работа.

2.1.Выполнить тестовые задания по теме:

1. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И ЕГО ВКЛАДОМ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ:

 

1. Платон 1. теория конфликта
2. Аристотель 2. «Государство»
3. О. Конт 3. один из основателей теории среднего класса в период античности
4. К. Маркс 4. основатель социологии

 

2. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И ЕГО ВКЛАДОМ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ:

 

1. Г. Спенсер 1. учение о социальной эволюции
2. Ф. Теннис 2. типология социальности
3. М. Вебер 3. теория социального конфликта
4. К. Маркс 4. учение о социальном действии

 

3. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И ЕГО ВКЛАДОМ В РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ:

 

1. М. Вебер 1. ввёл в научный оборот термин «социальное действие».
2. К. Маркс 2. концепция социальных классов
3. Э. Дюркгейм 3. натурализм как методология
4. Г. Спенсер 4. учение о социальной эволюции

 

4. УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ МЕЖДУ ЭЛЕМЕНТАМИ ЛЕВОГО И ПРАВОГО СТОЛБИКОВ, ТО ЕСТЬ МЕЖДУ СОЦИОЛОГОМ И СТРАНОЙ ЕГО ТВОРЧЕСТВА:

1. М. Вебер, Г. Зиммель 1. Россия
2. Г. Спенсер 2. Франция
3. О. Конт 3. Германия
4. М. Ковалевский 4. Англия

 

Ответы на тестовые задания:

1. <1-2>;<2-3>;<3-4>;<4-1>

     2. <1-1>; <2-2>; <3-4>; <4-3>

     3. <1-1>; <2-1>; <3-1>; <4-1>

     4. <1-3>; <2-4>;<3-2>; <4-1>

         

Решить ситуационные задачи

1)Алгоритм разбора задачи

1. Внимательно прочитать условия задачи. Повторить тему занятия в соответствии с конспектом и материалом учебников.

2. Сформулировать краткий ответ на вопрос, опираясь на точку зрения того или иного социолога

3. Подтвердить свой вывод примером из современной жизни, или истории.

2) Пример задачи с разбором по алгоритму.

1.Ответьте на вопросы к высказыванию английского философа Г. Бокля полтора века назад: «Встарь богатейшими странами были те, природа которых была наиболее обильна; ныне богатейшие страны те, в которых человек наиболее деятелен»:

1. Как это высказывание отражает эволюцию человеческого общества?

2. Как с тех пор изменилось общество?

3. Каковы, на Ваш взгляд, основные ценности современного общества?

Примерный вариант решения ситуационной задачи по алгоритму:

1. Высказывание отражает эволюцию развития общества от аграрного до постиндустриального и определяет важные ресурсы общественного развития.

2. Главными ресурсами в ранние периоды развития общества были земля, недра, то в настоящее время наука, информация и др. Важным ресурсом всегда являлся деятельный человек, с автором можно лишь частично согласиться.

3. Ценности современного общества: духовные- ответственность, образованность; материальные-наукоемкое производство и его продукция и др.

3) Задача для самостоятельного разбора на занятии

1) Разговаривают два студента медицинского университета:

- Ну, зачем нам нужна эта социология. Наша задача людей лечить, а не общаться с ними.

- А что это наука о правилах общения?

- Да, что-то в этом роде.

Тут подходит социолог:

- Думаю, вы оба не правы……………..

Задание:

1. Поставьте себя на место социолога и объясните студентам, почему необходимо социологическое знание для врачей

2. Изучением чего занимается социология как научная дисциплина?

Примерный вариант решения ситуационной задачи по алгоритму: Социология призвана научить студентов социологической грамотности, которая является необходимым условием социально-личностной компетентности врача, а знание закономерностей функционирования и развития социальной системы необходимо для формирования активной жизненной позиции студента в решении социальных проблем, неизбежных для любого развивающегося общества. Для специалиста важно Понимать общество как социальную реальность и целостную саморегулирующуюся систему; значимо научить саморазвитию лидерских качеств и функциональной ответственности; компетентному политическому функционированию, пониманию сущности демократии и гражданского общества. Объект социологии – общество. Предмет социологии – закономерности развития общества.Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая, с одной стороны, объектом науки, с другой – условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методами. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность, и которые выступают темами эмпирических исследований. В качестве объекта науки всегда выступает определенная сфера объективного или субъективного мира, в то время как предмет науки является результатом теоретического абстрагирования, позволяющего исследователям выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Предмет исследования – те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению.

Самостоятельная внеаудиторная работа обучающегося по теме:

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1.Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и рекомендуемой учебной литературы.

2.Ответить на вопросы для самоконтроля:

1) Что является объектом и предметом изучения социологии?

2) Как социологии взаимодействует с другими общественными науками?

3) В чем заключается основное содержание учения Огюста Конта  об обществе?

4) Перечислите основные задачи классической социологии?

3.Подготовить контрольные работы по темам:

1.Основные направления позитивистско-натуралистической социологии

2.Социологическая теория М.Вебера

3.Социологический проект Огюста Конта

4.Теория социальной эволюции Г.Спенсера

5.Марксистская социология

6. Основные этапы развития социологии в советский период

7.Теория структурного функционализма Т.Парсонса

8. К. Леви-Стросс как представитель структурализма.

9.Теории социального конфликта Ч.Р. Миллса, Р. Дарендорфа, Л.Козера.

Рекомендованная литература

Основная литература

№ п/п Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров в библиотеке Наличие в ЭБС
1 2 3 4 5 6
1. Социология: учебник Ред. В.А. Глазырин. – 5-е изд., перераб. и доп. Уральская гос. юрид. акад – М.: Юрайт,2015.-356 с. 25 нет
2. Социология: учебник А.И. Кравченко М.: Проспект, 2014-306 с. 60 нет

Дополнительная литература

№ п/п Наименование Автор (ы) Год, место издания Кол-во экземпляров в библиотеке Наличие в ЭБС
1 2 3 4 5 6
1. Социальная стратификация и социальная мобильность. Учебно-методическое пособие. Сост. К.С. Степанов Киров: Кировский ГМУ, 2015.-62 с. 20 ЭБС Кировского ГМУ


2020-02-04 742 Обсуждений (0)
Решить ситуационные задачи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Решить ситуационные задачи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (742)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)