Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о предпринимательской деятельности



2020-02-04 818 Обсуждений (0)
Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Имеющееся многообразие общественных отношений, которые являются предметом упорядочивания административно-правовых мер борьбы с нарушениями законодательства в сфере предпринимательской деятельности, формирует специфику мер воздействия на них.

В зависимости от характера охраняемых общественных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности, на которые совершаются противоправные посягательства, выделяются следующие основные виды административных правонарушений:

- посягающих на права граждан и здоровье населения (нарушение законодательства о труде и законодательства об охране труда; нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм; незаконное приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах);

- посягающих на собственность (нарушение права государственной собственности на недра; нарушение права государственной собственности на воды; нарушение права государственной собственности на леса; нарушение права государственной собственности на животный мир; в области охраны окружающей природной среды: бесхозяйственное использование земель; порча сельскохозяйственных и других земель; нарушение правил охраны водных ресурсов; ввод в эксплуатацию объектов без устройств, предотвращающих вредное воздействие на леса; выброс загрязняющих веществ в атмосферу с превышением нормативов или без разрешения и вредное физическое воздействие на атмосферный воздух; нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром);

- в области промышленности, использования тепловой и электрической энергии (расточительное расходование электрической и тепловой энергии; нарушения, связанные с использованием газа; повреждение газопровода при производстве работ);

- в сельском хозяйстве (нарушение ветеринарно-санитарных правил; вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку и соответствующую обработку; незаконный посев или выращивание масличного мака или конопли; нарушение правил по карантину животных и других ветеринарно-санитарных правил);

- на транспорте и в области дорожного хозяйства и связи (нарушение правил погрузки, разгрузки и складирования грузов в речных портах и на пристанях; нарушение правил перевозки опасных веществ и предметов на железнодорожном, морском, речном и автомобильном транспорте и электротранспорте);

- в области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений);

- посягающих на установленный порядок управления (невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции; нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации; нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений; нарушение таможенных правил).

Одна из подсистем мер административного принуждения представлена административно-предупредительными мерами. Юридическим основанием для их применения является не правонарушение, а наступление особых, предусмотренных в законодательстве условий, связанных с действиями конкретного лица. Эти меры осуществляются на строго законных основаниях и им присуща ярко выраженная направленность, которая находит закрепление в действующем законодательстве. Естественно, что цели их применения будут иметь сугубо профилактический характер. Основным видом административно-правовых мер предупреждения нарушений законодательства в указанной сфере является осуществление соответствующими представителями органов внутренних дел контроля за соблюдением особого порядка занятия указанной деятельностью.

Хорошо известно, что предупреждение правонарушения наиболее эффективный способ обеспечения соблюдения законодательства. Предупреждение административных правонарушений, связанных с потребительским рынком, входит в обязанность не только органов госсанэпидемнадзора, госинспекций по торговле, качеству и защите прав потребителей и ряда других контролирующих органов, но и органов внутренних дел. Предупреждение таких правонарушений является так же и предупреждением правонарушений, влекущих более тяжкие последствия - квалифицирующихся как составы преступлений предусмотренных ст. ст. 236 и 238 УК РФ. В этих целях органами внутренних дел осуществляются совместные семинары и совещания с соответствующими органами местной администрации по проблемным вопросам, связанным с нарушениями правил торговли, а так же по разработке планов проведения совместных проверок торгующих предприятий. Кроме того, сотрудники ОВД должны регулярно проводить разъяснительную работу с руководством торгующих организаций по изменениям в административном законодательстве, устанавливающем административную ответственность за несоблюдение правил торговли и оказания услуг потребителям.

При выявлении и пресечении конкретных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности существуют индивидуальные особенности. Рассмотрим некоторые из них.

Установление наличия состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.1 КоАП в деятельности проверяемого лица необходимо начинать с выявления путем проведения контрольных закупок, сбора свидетельских показаний, личного досмотра и осмотра помещений, принадлежащих юридическому лицу факта осуществления проверяемой организацией или лицом предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию. Фиксация объективных данных, свидетельствующих о систематичном характере получения прибыли от продажи товаров или оказания услуг определенного вида, является обязательным условием доказывания наличия состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.1. КоАП РФ, в деятельности проверяемого лица.

Далее необходимо установить факт наличия, либо отсутствия регистрации предприятия, предпринимателя, а также в необходимых случаях - лицензии у проверяемого лица, а также ее действительность. Для этого необходимо истребовать оригиналы документов о регистрации, лицензии у лица, представителя организации, занимающегося предпринимательской, в т.ч. лицензируемой деятельностью. В ряде случаев, при проверке лицензии обнаруживается, что она на момент проверки просрочена, либо аннулирована органом ее предоставившим.

Также необходимо определить - не является ли данное правонарушение уголовно-наказуемым либо квалифицируемым по другой статье КоАП РФ. В данном случае может иметь значение и субъект правонарушения. Как уже было отмечено, реализация алкогольной продукции юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем без лицензии будет квалифицироваться по ч. 4 ст. 14.17. КоАП, а это же деяние, совершенное физическим лицом, достигшим установленного законом возраста, - по ч. 2 ст. 14.1. КоАП РФ.

В ходе пресечения незаконной предпринимательской деятельности необходимо помнить, что разовое действие, сопряженное с продажей товаров или оказанием услуг потребителям (например, продажа своих личных подержанных вещей), не являющееся при этом частью основной деятельности лица, его осуществляющего, не может быть рассмотрено в качестве объективной стороны данного правонарушения. Только при обнаружении и фиксации всех признаков предпринимательской деятельности в деянии проверяемого лица, в случае отсутствия его регистрации или лицензии, можно переходить к оформлению протокола об административном правонарушении. В данном случае, целесообразно осуществлять осмотр вещей и документов, находящихся при лице, осуществляющего незаконную торговлю или оказывающего услуги, с последующим их изъятием, собрать объяснения свидетелей, подтверждающих факт незаконной предпринимательской деятельности конкретного лица.

Выявление и пресечение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5. КоАП также имеет свои особенности. В ходе проведения документальной проверки сотрудник ОВД должен обращать внимание, в первую очередь, на наличие у торгующего субъекта товарно-сопроводительных и иных документов, перечень которых отражен в законодательстве, а также в ходе фактической проверки и осмотра помещений торговли выявлять факты несоблюдения порядка и правил предоставления потребителям полной и достоверной информации о товаре.

При проверке правильности применения контрольно-кассовых машин (далее - ККМ) необходимо удостоверится не только в том, что ККМ правильно отпечатывает кассовые чеки, но и отражает расчеты в контрольной памяти. Так же при осмотре ККМ сотруднику нужно обратить внимание на сохранность пломбы центра технического обслуживания, а также на соблюдение других предъявляемых требований к ККМ. Продавец обязан выдавать в обязательном порядке покупателю вместе с покупкой погашенный кассовый и товарный чеки или иной документ, удостоверяющий факт покупки.

На каждую контрольно-кассовую машину администрация предприятия должна заводить «Книгу кассира-операциониста», которая должна быть прошнурована, пронумерована и скреплена подписями налогового инспектора, директора и главного (старшего) бухгалтера предприятия и печатью. Кассиру запрещается работать без контрольной ленты и склеивать ее в местах разрыва, самостоятельно вносить изменения в программу работы кассового терминала (для чего последний должен иметь защиту от несанкционированного доступа). Он не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).

Одним из тактических приемов выявления данного правонарушения может быть негласная контрольная закупка. В ходе нее граждане (как правило, из числа подобранных для этого внештатных сотрудников) производят контролируемую сотрудниками ОВД покупку товара, и в случае неприменения контрольно-кассового аппарата продавцом при продаже (не пробит чек, чек не погашен при передаче товара) сотрудниками осуществляется документирование в установленном порядке. По требованию сотрудников милиции кассиром проводится ревизия кассы: производится подсчет и фиксация наличных денег, находящихся в ней. Об этом составляется протокол, в котором отражается (покупюрно) сумма денег, находящихся в кассе. Изымается контрольная кассовая лента, на которой материально ответственное лицо ставит (вначале и в конце ленты) свою подпись. Сумма контрольных оттисков сличается с суммой наличных денег, что фиксируется протоколе.

Выявление обмана потребителя, квалифицируемого по ст. 14.7. КоАП РФ, требует от сотрудника подразделения ОВД знания способов и тактики проведения контрольных закупок, снятия остатков товара, кассы и других форм фактических и документальных проверок.

Одним из способов выявления фактов обмана потребителя является контрольная закупка. Для ее осуществления, как и для любой проверки, имеет значение подготовительный этап, на котором планируется последовательность совместных действий сотрудников осуществляющих проверку и граждан, оказывающих содействие в ее проведении (как правило, из числа внештатных сотрудников, подобранных на роль покупателя и понятых). Проверяется наличие контрольных средств измерения, счетных устройств (калькуляторов), бланков протоколов, средств упаковки и опечатывания.

Отличие проведения негласной контрольной закупки от стандартной документальной и фактической проверки заключается в том, что на начальном этапе ее проведения проверяемый не знает о ее производстве (т.е. проводится негласно).

Заранее проинструктированные граждане совершают покупку товара под контролем сотрудников ОВД, проводящих мероприятие. Целесообразно производить расчет с продавцом крупными купюрами (номера и серию можно заранее переписать). После взвешивания и объявлении продавцом стоимости покупки последний обязан передать сдачу с погашенным контрольным чеком. Сразу же по получении покупателем сдачи и контрольного чека сотрудники ОВД объявляют продавцу о проведении контрольной закупки.

При этом покупатель должен держать сдачу и чек в пределах видимости продавца и сотрудников в целях избежания опротестования размера сдачи и объявленной суммы продавцом. Далее сотрудники проводят контрольное взвешивание с использованием контрольных весов и других весоизмерительных приборов и приспособлений (гирь). При контрольном взвешивании, которое производится в присутствии не менее двух понятых, фиксируется вес проданного продукта (продуктов). Далее по установленной для него цене производится расчет стоимости покупки. При этом проверяется соответствие ценника установленной на данный продукт цене.

Полученный контрольный результат сверяется с суммой уплаченной покупателем и в случае расхождения в пользу продавца составляется протокол об административном правонарушении по ст. 14.7. КоАП РФ.

В целях сбора доказательств подтверждающих умысел продавца на обман, а также установления умысла на многократный обман потребителей проводится осмотр измерительно-взвешивающих средств им используемых.

При наличии достаточных данных, указывающих на возможность неоднократного обмана потребителя продавцом (использование облегченных гирь, неправильно установленные весы и др.), сотрудникам, проводящим проверку целесообразно потребовать у продавца произвести снятие остатков товара и денежных средств в кассе продавца. При производстве данного мероприятия проверяемый объект по указанию сотрудников милиции прекращает работу, приостанавливаются все операции с товаром и денежными средствами.

Далее сотрудники в присутствии понятых производят пересчет, перезвешивание всей продукции, имеющейся у продавца, допустившего обман потребителя. Далее по товарно-транспортным накладным и другим приходным документам устанавливается первоначальное на момент открытия торговли количество товара. Производится расчет общей стоимости товара на момент начала торговли и общей стоимости товара на момент приостановления торговли. Полученная разница первоначальной и конечной общей стоимости является суммой денежных средств, которая должна находится в кассе. Далее по требования сотрудников милиции продавец выводит кассовый отчет по фискальной памяти ККМ, где указывается сумма всех операций с денежными средствами за день, а затем сотрудники ОВД также в присутствии понятых производят пересчет денежных средств в кассе. Превышение суммы полученной при пересчете денежных средств в кассе над суммой, являющейся разницей между первоначальной и оконечной общей стоимостью товара, очевидно, будет являться размером причиненного обманом потребителей общего ущерба, нанесенного продавцом за рабочий день.

По результатам вышеуказанных мероприятий составляются протоколы (акты) контрольной закупки, снятия остатков товарно-материальных ценностей и кассы, которые подписываются присутствующими при проведении данных мероприятий понятыми, лицом проводившим проверку, а также лицом, в отношении которого она проводилась.

В случае выявления обмана потребителя в небольшом размере составляется протокол об административном правонарушении по ст. 14.7. КоАП РФ с соблюдением требований ст. 28.2. КоАП РФ.

Наиболее часто встречаемым правонарушением в сфере оборота алкоголя на потребительском рынке является реализация продукции не соответствующей требованиям стандартов (ст. 6.14 КоАП РФ). Для выявления данного правонарушения необходимо знать характерные признаки качественной алкогольной продукции:

в ящике по расстоянию от горлышка бутылки жидкость должна быть налита одинаково;

бутылка емкостью 0,5 литра с винтовым колпачком должна быть налита по середине горлышка;

этикетка должна быть фирменной глянцевой;

на этикетке указываются: завод-изготовитель, товарный знак, ГОСТ, крепость, емкость;

на оборотной стороне этикетки типографской краской указывается набор цифр (код завода, номер линии, день, месяц, год;

обязательно наличие региональной марки (код региона нанесен краской, имеющей свечение в инфракрасных лучах, внешний контур марки: по длинным сторонам выпуклый, а по коротким - вогнутый.

В ходе выявления и пресечения правонарушений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции важно не только пресечь и задокументировать факт правонарушения, но и принять меры к изъятию из оборота нелегальной продукции.

Итак, органы внутренних дел занимают особое место в системе субъектов борьбы с правонарушениями на потребительском рынке в силу того, что представляют собой наиболее многочисленные и технически оснащенные государственные учреждения исполнительной власти, наделенные в значительной степени универсальными специальными полномочиями по выявлению правонарушителей и принятию к ним мер, установленных законом.

Несмотря на то, что применительно к непосредственному рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере экономики их предметная компетенция невелика, сотрудники милиции в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О милиции» фактически уполномочены» предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств». Они, в частности, могут составить по факту любого правонарушения протокол, принять меры по обеспечению производства по делу и затем передать материалы по подведомственности.

Для органов внутренних дел борьба с административными правонарушениями на потребительском рынке становится одним из важнейших направлений их оперативно-служебной деятельности - причем на стыке интересов милиции общественной безопасности и служб криминальной милиции. Вопросы «предупреждения и пресечения административных правонарушений» отнесены к компетенции милиции общественной безопасности на основании ст. 9 Закона РФ «О милиции».

Вместе с тем, как показывает изучение практики, при выявлении нарушений в сфере торговли зачастую очень трудно разграничить совершаемые административные правонарушения и преступления, поскольку противоправные посягательства нередко носят многоэтапный и разнородный характер.

Именно поэтому в рассматриваемой области все службы милиции должны работать в тесном взаимодействии с налоговой службой, СЭС, другими контролирующими ведомствами и организациями. Именно о таком взаимодействии пойдет речь в следующей главе курсовой работы.




2020-02-04 818 Обсуждений (0)
Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о предпринимательской деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предупреждение и пресечение нарушений законодательства о предпринимательской деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (818)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)