Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие цен, тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Понятие цен, тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Общепринято, что цена является денежным эквивалентом, который покупатель по согласованию с продавцом согласен заплатить за приобретаемый товар, работу, услугу, информацию.

Цена - это денежное выражение стоимости единицы товара, а тариф - это денежное выражение стоимости единицы работы, услуги <1>. Характер регулирования государством цен и порядка ценообразования зависит от ряда факторов, которыми могут выступать приоритеты социально-экономического развития. Помимо этого, факторами, определяющими политику государства в сфере ценообразования, могут выступать современные тенденции и принципы регулирования предпринимательства в целом. Речь идет о либерализации хозяйственной (экономической) деятельности и создании условий для деловой активности.

В литературе подчеркивается, что "в Республике Беларусь ценовая политика как составная часть общеэкономической политики реализуется путем принятия нормативных правовых актов и направлена на решение тех приоритетных задач, которые стоят перед обществом на том или ином этапе его развития" <2>.

Правовое регулирование цен и ценообразования осуществляется Законом о ценообразовании; Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 N 72 "О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь" (далее - Указ N 72) и рядом иных нормативных правовых актов, которые регламентируют данные отношения в различных сферах предпринимательской деятельности (строительство, сельское хозяйство, общественное питание, риэлтерская деятельность и т.п.).

В настоящее время поступательно идет движение в сторону направлений по реализации норм Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 N 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь" (далее - Директива N 4). Напомним, что в соответствии с Директивой N 4 запланировано:

) осуществить переход к рыночным механизмам ценообразования, способствующим повышению качества и конкурентоспособности товаров (работ, услуг);

) исключить вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности;

) отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги);

) сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения (подп. 1.1 п. 1 Директивы N 4).

В зависимости от способа определения, степени влияния государства на процесс установления цены законодательство Республики Беларусь различает два вида цен:

свободные цены (тарифы) - цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции (абз. 5 ст. 3 Закона о ценообразовании);

регулируемые цены (тарифы) - цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину (абз. 7 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Фиксированная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине (абз. 8 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Предельная цена (тариф) - регулируемая цена (тариф), величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределами (абз. 9 ст. 3 Закона о ценообразовании).

В зависимости от субъекта, устанавливающего цены, и цели приобретения товара различают отпускные цены и розничные цены.

Отпускная цена - это цена, устанавливаемая:

производителем на произведенный (в том числе произведенный по договору подряда) товар;

импортером на ввезенный им в республику товар для дальнейшей его реализации.

Розничная цена - это цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, - юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (п. 3 Инструкции о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 N 111 (далее - Инструкция о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов))).

Цена подвергается регулирующему воздействию со стороны государства и со стороны участников сделки, т.е. в ряде случаев подпадает под публично-правовое и частноправовое регулирование одновременно.

В Республике Беларусь публично-правовое регулирование цены включает в себя несколько составляющих, к числу которых относятся регламентация процесса ценообразования и непосредственное установление фиксированных и предельных цен (тарифов).

Процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контроль за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования является процессом ценообразования (абз. 4 ст. 3 Закона о ценообразовании). Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Регулирование ценообразования реализуется в двух формах:

форме прямого (административного) воздействия;

форме косвенного воздействия, т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования (абз. 6 ст. 3 Закона о ценообразовании).

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:

юридические лица и индивидуальные предприниматели;

республиканские органы государственного управления;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы (ст. 4 Закона о ценообразовании).

В качестве основных принципов ценообразования законодательство закрепляет:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов) (ст. 5 Закона о ценообразовании).

Что касается гражданско-правового регулирования цены, то следует отметить, что в науке приводятся принципы такого регулирования, к которым относятся свобода цен, презюмируемость цены, определенность цены. Их смысл заключается в следующем:

. Свобода цен включает "возможность самостоятельно... принимать решения об объеме платы за исполнение обязательства; самостоятельный выбор вида цены; самостоятельное формирование структуры цены договора" <3>.

Однако здесь необходимо сделать оговорку: с 1 января 2012 г. с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 30.12.2011 N 330-З "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь" нормативно установлены принципы определения цены на товары для целей налогообложения.

Так, налоговые органы в ходе проверки (за исключением камеральной) вправе проверять соответствие налоговой базы по налогу на прибыль, определенной и отраженной плательщиком в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль на основании примененных им цен, налоговой базе по налогу на прибыль, определенной налоговым органом с учетом рыночных цен, в ряде случаев, к числу которых относятся реализация недвижимого имущества, когда цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20% от рыночной цены на объекты недвижимости на дату реализации недвижимого имущества; осуществление внешнеторговой деятельности, если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд.бел.руб. на дату приобретения или на дату реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной цены на товары на дату приобретения или на дату реализации и др.

Последствия отклонения фактических цен от цен, которые имели бы место в сделках, соответствующих рыночным условиям: прибыль от реализации товаров, которая могла бы быть получена лицами, являющимися сторонами сделки, но вследствие указанного отличия не была получена, учитывается при налогообложении этих лиц (п. 2 ст. 30-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) (далее - Общая часть НК)).

Если цена на товар, примененная плательщиком для определения налоговой базы по налогу на прибыль, отклоняется от рыночных цен на идентичные (однородные) товары более чем на 20%, в целях определения необходимости корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговый орган производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные (однородные) товары, которой он располагает и которая соответствует требованиям ст. 30-1 Общей части НК.

В свою очередь, рыночной ценой на товар признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях. При определении рыночных цен на товар учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях.

Помимо налогового органа в случае применения цен на товары, не соответствующих рыночным ценам, сам плательщик вправе самостоятельно до проведения налоговыми органами выездной проверки произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль и доплатить налог на прибыль.

. Принцип презюмируемости цены вытекает из возмездности любого договора, если в нем или в законодательстве не указано обратное. Здесь обратим внимание на следующий аспект. При рассмотрении споров, вытекающих из заключенных договоров уступки права (требования) и перевода долга, при отсутствии условия об обязательстве между первоначальным и новым кредиторами, в счет погашения которого уступается право, или обязательства между первоначальным и новым должниками судом нередко делается вывод о безвозмездности подобных договоров. Хотя, следуя рассматриваемому принципу, логично предположить, что любой договор предполагается возмездным, если в нем не содержится специальное условие о его безвозмездности либо иное не предусмотрено законодательством. Например, стороны сделки не могут определить, что договор поставки будет носить безвозмездный характер.

. Принцип определенности цены предполагает, что ее изменение после заключения договора возможно в случае и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке <4>. Например, в соответствии с п. 3 ст. 585 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. На практике всегда возникал вопрос о периодичности пересмотра арендной платы: т.е. можно ли изменять арендную плату чаще одного раза в год? Данная норма ГК получила следующую интерпретацию в Постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.02.2012 N 1 "О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений". В частности, указывается, что при применении п. 3 ст. 585 ГК в отношении периодичности изменения размера арендной платы хозяйственным судам следует исходить из того, что условие договора, предусматривающее изменение размера арендной платы, в течение года должно оставаться неизменным, за исключением случаев:

) принятия уполномоченными государственными органами акта законодательства, устанавливающего или изменяющего размер арендной платы на очередной период за пользование недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности, и (или) иным имуществом (ст. 392, пункты 1, 2 ст. 394 ГК);

) если в договоре стороны согласовали возможность изменения размера арендной платы по своему усмотрению в силу принципа свободы договора (ст. 391 ГК).

Договором может быть предусмотрен более длительный срок (например, свыше года), в течение которого размер арендной платы должен оставаться неизменным. Отдавая приоритет принципу свободы договора и не ограничивая возможность влияния на арендную плату, Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь посчитал, что, если в договоре вопрос о периодичности изменения размера арендной платы не разрешен, размер арендной платы в течение срока действия договора может изменяться по соглашению сторон не чаще одного раза в год.

 



2020-02-04 232 Обсуждений (0)
Понятие цен, тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие цен, тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)