Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработки в области диалектики познания



2020-02-04 143 Обсуждений (0)
Разработки в области диалектики познания 0.00 из 5.00 0 оценок




Данные разработки рассматривают в соотношении таких категорий, как разум и чувство, сознание и воля. Особое место здесь принадлежит И.Канту. Знакомство с философией Д.Юма, толкает И.Канта критически отнестись как к эмпиризму, так и к рационализму. Эмпиризм его не устраивает, так как, полагаясь на ощущения, он игнорирует теоретические суждения, всеобщие истины. Что касается рационализма, то он не рассматривает чувственный опыт как предпосылку теории.

Своё учение он называл трансцендентальным идеализмом. Кант считал, что «всякое познание вещей из одного лишь рассудка и разума есть одна видимость, и истина только в опыте» [4, с. 132-134]. В его учении говорится о применении априорного познания (существующего до опыта и применимого к опыту).

Вторая способность познания выражена рассудком. Рассудок-это способность осмыслить то, что ему предоставили чувства. Чувственность обладает содержанием без понятий, а рассудок имеет просто понятия без содержания. На уровне рассудка содержание чувственного восприятия упорядочивается категориями, которые представлены количеством качеством; отношением и модальностью. Эта система категорий стала для Канта основанием трансцендентальной логики, ориентированной на упорядочение информации чувственного восприятия.

Кант выделяет три идеи разума:

) психологическую, или идею о душе как безусловном единстве всех душевных процессов;

) космологическую, или идею о мире как единстве;

) теологическую, или идею о Боге как безусловной причине сущего [4, с. 142].

Из этого и основание трех философских наук: психологии, теологии и космологии

Практический разум наделён нравственными законами. Человек в своем поведении опирается на три закона:

а) в своих поступках думать о том, что любой другой человек является высшей ценностью и его нельзя воспринимать как средство;

б) поступать так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для всех остальных;

в) все поступки человека, живущего в обществе, должны быть направлены на всеобщее благо, так как все в мире имеет относительную ценность, за исключением «звездного неба над нами и нравственного закона в нас» [4, с. 144].

Шеллинг обозначил свое учение как «натурфилософия». Шеллинг заключает, что природа это создающая, а не сотворенная субстанция. Она , не объект и не субъект, не материя и не дух , не бытие и не сознание.

В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг поднял вопрос о расширении натурфилософии трансцендентальной философией. [10, с. 21].

На границе натурфилософии и трансцендентальной философии появляется шанс нормального представления объекта-субъекта и построения субъектно-объектного отношения.

Шеллинг ввёл понятие «интеллектуальная интуиция», в «Философию тождества» рассматривая ее теперь как рефлексию абсолюта, олицетворяющего единство объекта и субъекта. Шеллинг вывел: появление мира из Абсолюта рационально объяснить нельзя [8, с. 241]. С точки зрения «позитивной» философии иррациональная воля достигается эмпирически, в «опыте откровения», отождествляемой с мифологией и религией. Данная «философия откровения» Шеллинга завершила свою философскую систему, получив неоднозначную оценку.

Так как ни Фихте, ни Шеллинг, ни Кант не смогли разрешить проблему всеобщего, особенного и единичного, её решает Гегель. Он решает её не на метафизических, но на диалектических основаниях. Гегель рассматривал категории, как «живые» моменты развития познания. Он считал, что единичность предмета-это форма проявления всеобщего, а всеобщее-это сущность предмета. Цель изучений- увидеть за внешней формой внутреннюю, за многообразием единичного всеобщее. Наивысшей формой всеобщего является идея, которая равноценна мышлению. Мышление существует везде и во всем [3, с. 59].

Гегель полагал: «ничего нет выше разума и апеллировать можно только к разуму» и потому противопоставлял понятие интуиции Шеллинга.

Его система начинается с «Феноменологии духа». В нем представлены стадии развития индивидуального сознания, которое повторяет ступени самопознания «мирового духа», олицетворяющего духовную культуру человечества. Мировой дух, воплощенный в образе культуры (морали, искусства, религии, политики, науки и права) познает в них себя как их создателя.

Философия Гегеля - система объективного идеализма. Суть его идеализма в том, что предпосылка природы есть дух. «Она вышла из него, не эмпирически, но так, что он, предпосылающий ее себе уже всегда содержится в ней» (Наука логики).

Последний представитель немецкой классической философии и реформатор Л. Фейербах (1804-1872). В теории познания Фейербах выделяет значение чувств и опыта. По его мнению разум как субстанция, как абсолютная реальность.

Немецкий мыслитель полагает, что только человек может быть подлинным объектом философского анализа. Потому что человек-это мышления и единство бытия, благодаря чему он должен изучаться и рассматриваться как исходный пункт философии. Фейербаха говорил- идеализм недооценивал значение чувств и сильно переоценивал роль разума, потому следует восстановить роль чувств. [11, с. 356].



2020-02-04 143 Обсуждений (0)
Разработки в области диалектики познания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработки в области диалектики познания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)