Классические философские концепции с точки зрения современности
Итак, немецкая классическая философия представлена системами И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так, как если бы максима твоего действия стала законом для вселенной». Его гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности - до сих пор одна из фундаментальных научных идей астрономии. Он же высказал идею, что причина отливов и приливов - Луна. Выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас. Человек, право и этика - альфа и омега всего философского учения мыслителя. Идеалистическая диалектическая философия Гегеля, являющаяся итогом диалектических тенденций воззрений Канта, Фихте, Шеллинга и развития естествознания, представляет собой новый этап в развитии диалектического метода - вторую историческую форму диалектики. Основная заслуга Фейербаха в том, что он связал идеологию с религией. Но философия и религия - это два исключающих понятия. Критикуя религию, от нее, однако, не отказался - человек жить без бога не может. Существенным у Фейербаха является научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Он сводит сверхъестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом основная черта его антропологического метода. Предшественник марксизма. Конечно, вклад этих ученых переоценить трудно. Но они - лишь вершины большого философского айсберга Немецкая классическая философия направлена на разумное познание. В литературе бытуют различные точки зрения на понятия «классическая философия» и «классическая наука». Наиболее полными, на наш взгляд, являются те подходы (В.А.Лекторский, Н.А.Суркова), где ставится акцент на принципе доказательства [10, с. 284]. Классическая философия в этом плане всегда стремилась оттолкнуться от такой важнейшей черты науки, как доказательность. Данная черта соседствует с другой особенностью классического духа - найти самоочевидные аксиомы, т.е. положения, которые доказывали бы все остальные утверждения. Напротив, в неклассических способах теоретизирования гипотезы только занимаются объяснением истинных базисных предложений. ЗАКЛЮЧЕНИЕ К концу XVIII века в самый расцвет немецкой классической философии, учения Шеллинга, Фихте и Канта получили ведущее место в западноевропейской философии, а в последствии немецкая классическая философия приобрела своё всемирно-историческое значение. Начиная с Канта, ряд выдающихся мыслителей придал небывалую глубину и интенсивность развитию немецкой философской мысли. Данное развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно вести речь в двух смыслах: Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах внесли своими учениями радикальные новации в развитие философской мысли. Стараниями немецких философов было выработано диалектическое миросозерцание, благодаря которому оказался возможным поворот к «философии, находящейся на службе истории». Немецкая классическая философия впервые поставила вопрос о сущности знания: «Что есть знание?». Для Канта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%82> этот вопрос сводится к синтетическим суждениям априори <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BE%D1%80%D0%B8>. Доказательство его тезиса «Сознание не только отражает, но и творит мир» стало содержанием всей классической немецкой философии. Для Фихте <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D1%85%D1%82%D0%B5> вопрос о знании становится вопросом о сущности человека. Шеллинг <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3> рассматривает знание как результат развития самой природы. По «истинной формой истины является система знания». Наконец, для Фейербаха <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B1%D0%B0%D1%85,_%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%81> вопрос о сущности знания на фоне грандиозного успеха науки и техники становится уже несущественным, что свидетельствует о том, что возможность знания перестала быть проблемой. Рейнгольд, Г.Якоби отстаивали идею поворота от «чистой» философии, теории познания к учению о вере и религии, а также к критике наукоучения. В полемике, возникшей еще в период расцвета немецкой классической философии, формулировались возражения и аргументы, которым была суждена долгая жизнь. Еще и сегодня к ним прибегают критики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. -Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2009 <http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php>. - 536 с. . Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001. - 416. . История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 2004. . Кант И. Трактаты и письма /Вступит. ст. А.В. Гулыги/ - М.: Наука, 1980. - 434 с. . Кудряшев А.Ф. Уровни бытия в философском учении Фихте //Фихте и конец ХХ века: «Я» и «Не-Я». - Уфа, 2002. - 351с. . Кузнецов В.Н. <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> Немецкая классическая философия: Учеб. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. - 438 с. . Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. - М.: Наука, 1991. - 313 с. . Ойзерман Т.И., Богомолов А.С., Гайденко П.П. Лазарев В.В., Нарский И.С. История диалектики. Немецкая классическая философия. - М., 1998. - 294 с. . Соскин В.А. Избранные лекции по философии. - Изд-е Уфимск. технол. ин-та сервиса. - Уфа, 2001. - 425 с. . Суркова Н.А. Понятие трансцендентального субъекта в контексте парадигмы классического философствования /Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2001. - 35 с. . Фейербах Л. Сочинения: В 3-х т. - М.: Мысль, 1974. - 521 с. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 1. Антагонизм - соперничество, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций. . Априори (лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом 3. Идеализм - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению к материи . Постулаты - утверждение, принимаемое без доказательств, и служащее основой для построения какой-либо научной теории . Предмета познания - зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. . Разумное познание- в широком своем смысле термин этот определяется противоположением термину "практика познаний", т. е. означает собою все то, что служит к объяснению действия познания и к руководству им . Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. . Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. . Солипсизм - (лат. единственный и сам) - субъективно-идеалистическая теория, согласно к-рой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |