Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Использование проектной деятельности в вузе



2020-02-04 156 Обсуждений (0)
Использование проектной деятельности в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В основе метода проектов в высших учебных заведениях лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.

Метод -. это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если говорить о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность нарезультат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов в высших учебных заведениях всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. В процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются следующие умения:

.Рефлексивные:

умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний,

умение ответить на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

2. Исследовательские:

умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей,

умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле,

умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),

умение находить несколько вариантов решения проблемы,

умение выдвигать гипотезы,

умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

- внешняя оценка

самооценка

4.Умение работы в сотрудничестве

- умение коллективного планирования,

умение взаимодействия с разными партнерами,

умения взаимопомощи в группе в решении общих задач,

навыки делового партнерского общения,

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские:

- умение проектировать процесс или изделие,

умение планировать деятельность, время, ресурсы,

умение принимать решение и прогнозировать их последствия,

навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).

6. Коммуникативные:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.,

умение вести дискуссию,

умение отстаивать свою точку зрения,

умение находить компромисс,

навыки устного опроса, интервьюирования и т.д.

7. Презентационные:

- навыки монологической речи,

умение уверенно держать себя во время выступления,

артистические умения,

умение использовать различные средства наглядности при выступлении или защите проекта,

умение отвечать на незапланированные вопросы.

8.Информационные умения и навыки:

-Обучение работе на ЭВМ (MS Office, Power Point)

Обучение работе в сети Интернет

Создание базы данных полезных ссылок в Интернет по темам для облегчения поиска необходимой информации

Использование возможностей Интернет для поиска интересующей информации, анализ и использование полученной информации

Составление и использование программ, моделирующих результат с помощью использования современных информационных технологий

Оформление результата с использованием возможностей современной компьютерной техники

Возможность оценивания результатов научно-исследовательской деятельности и обмен мнениями и опытом

Участие в телеконференциях, конференциях, предоставление возможности участия в грантовых проектах, проводимых в сети Интернет.

Под проектной деятельностью в высших учебных заведениях понимается творческая работа, для выполнения которой требуется пройти следующие этапы:

-анализ и формализация задачи;

·-разработка модели решения;

выбор инструментария и его обоснование;

планирование работы;

·-выполнение плана и его корректировка;

проверка работы и разработка сопроводительной документации или отчета;

защита работы.

Особое значение имеет этап постановки задач.

Способность ставить задачу- это искусство, высший уровень в проектной деятельности, на который выходят не все. Поэтому он и вынесен отдельно. (3).

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Поэтому прежде чем охарактеризовать проектную деятельность ,следует остановиться на понятии «проект».(5).

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как проектную в высших учебных заведениях, являются следующие (8)

-ориентация на получение конкретного результата;

предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

предварительное планирование действий по достижению результата;

программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и практикой в образовании

Проектирование (проектная деятельность) в высших учебных заведениях - это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования .(9;285).

Сущность понятая «проектная деятельность» связана с такими научными понятиями и категориями, как «проект», «деятельность», «творчество», имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

 

Выводы по главе I

 

Изучив сущность и виды проектной деятельности деятельность студентов, можно сделать вывод, что способ познания и преобразования действительности, есть динамический процесс проявления интеллектуальной и творческой активности личности обучаемых, обусловленный интегративными связями ее основных этапов и структурных элементов (структурные компоненты, компетенции и компетентности) в сочетании предметно-технологической подготовки и личностного развития.

Модель предметной информационно-образовательной среды проектной деятельности представляет собой педагогическую систему, аккумулирующую, наряду с методическими, организационными и программно-техническими ресурсами, интеллектуальный и культурно-информационный ресурсы, содержательный и деятельностный компоненты обучения. Она формируется на основе принципов системности, нелинейности, универсальности, открытости, масштабности, коммуникативности и становится условием развивающего обучения студентов.

 




2020-02-04 156 Обсуждений (0)
Использование проектной деятельности в вузе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Использование проектной деятельности в вузе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)