Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, сущность и необходимость денег для общества



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и необходимость денег для общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение…………………………………………………………………....…….3

1. Понятие и сущность денег……………………………………………...…….5

3. Типы личности по отношению к деньгам ………………………………….12

2. Психология отношения людей к деньгам……………………………..……14

4. Управление людьми с помощью денег……………………………….……..23

Заключение………………………………………………………………..……..25

Список использованных источников……………………………………..……27

 

 

Введение

Актуальность темы. Как ни сильна власть денег над душами людей, она все же не отменяет ни других факторов, воздействующих на настроение и поведение, ни основных параметров структуры личности или закономерностей ее формирования. Человек остается самим собой - и в качествах, присущих ему индивидуально, и в том, что роднит его с другими представителями его социального, возрастного, культурного типа. И, тем не менее, везде, где хотя бы краешком присутствуют деньги, возникает какое-то новое качество, сам характер протекания психических процессов неуловимо изменяется, и при этом так, что у совершенно разных людей эта реакция оказывается одинаковой.

      Деньги в отличие от слов, имеют числовое выражение. И для их функционирования в обществе используется специальный язык. В этом специфическом денежном языке мы осуществляем общение, когда используем такие выражения, как «деньги», «стоимость», «товар», «цена», «зарплата», «доход» и т.д. Легко видеть, что мы используем денежный язык чрезвычайно широко, наверное, не менее чем в половине всего объема речевого общения. На уровне более высоких структур – предприятие, государство – значимость и удельный вес денежного языка возрастают еще больше.

      Через деньги и денежный язык осуществляется управление обществом. Причем это управление по большей части не имеет своего управляющего субъекта. Денежное управление есть более высокий уровень общественного управления, именно в его бессубъектности и лежит его более высокий гуманизм. В будущем все большая и большая часть функций управления обществом будет возлагаться на деньги.

День­ги за­кол­до­вы­ва­ют лю­дей. Из-за них они му­ча­ют­ся, для них они тру­дят­ся. Они при­ду­мы­ва­ют наи­бо­лее ис­кус­ные спо­со­бы по­тра­тить их. День­ги - един­ст­вен­ный то­вар, ко­то­рый нель­зя ис­поль­зо­вать ина­че, кро­ме как ос­во­бо­дить­ся от них. Они не на­кор­мят вас, не оде­нут, не да­дут при­юта и не раз­вле­кут до тех пор, по­ка вы не ис­т­ра­ти­те или не ин­ве­сти­руе­те их. Лю­ди поч­ти все сде­ла­ют для де­нег, и день­ги поч­ти все сде­ла­ют для лю­дей. День­ги - это пле­ни­тель­ная, по­вто­ряю­щая­ся, ме­няю­щая маски за­гад­ка

      Еще одна важнейшая особенность денег состоит в том, что они возникают, и они используются лишь в достаточно больших социумах. В малых социумах деньги не могут использоваться, и они не работают. Никто не использует деньги на пространстве такого малого социума как семья. Никто не подумает использовать деньги внутри малого коллектива, к примеру, экипаж космического корабля, в коллективе замкнутой экспедиции, в малых поселениях и т.д. Денежные отношения появляются и активно используют лишь в больших социумах, насчитывающих миллионы и даже миллиарды членов. Именно там, где прямо управление от человека к человеку становится малоэффективным, там и возникает денежный управляющий и контролирующий инструмент.

    Цель курсовой работы – изучить психологию денег.

    Задачи:

1) Изучить понятие и сущность денег,

2) Выявить основные функции денег,

3) Проанализировать наличные и безналичные деньги в обороте,

4) Рассмотреть современную денежную систему.

Объект исследования – деньги. Предмет исследования – влияние денег на отношения в обществе.

 

 

Понятие, сущность и необходимость денег для общества

      Деньги являются мощным средством объединения общества в единый организм. Например, в таких обществах, как рабовладельческое или феодальное, в которых денежные отношения играли сравнительно небольшую роль, человеческое общество было резко расслоено на отдельные социальные слои, а также было разделено на территориальные единицы, мало связанные друг с другом. Широкое развитие денежных отношений способствует территориальной и социальной консолидации общества. Однако в определенных условиях деньги могут играть и функцию фрагментации общества на отдельные территориальные суверенные единицы.  

      Почему и когда возникла потребность в деньгах? Утверждается, что они нужны для описания производства. Но вот женщина целый день занимается домашним производством, дачник трудится целый день в саду. Но никто даже и не подумывает о том, чтобы описывать это производство в деньгах. Иногда говорят, что деньги нужны для описания общественного производства. И это тоже неверно. Кто усомнился, что пирамиды Египта, дворцы Ниневии и Древнего Рима были плодом общественного производства. Но для этого производства тоже не требовалось денежного описания.

      Деньги потребовались, когда возникла особая форма организации производства. И строительство пирамид, и работа в домашнем саду есть тип производства, который можно назвать «авторизованным» производством. Производитель знает, для кого он производит. Вся информация между потребителем и производителем осуществлялась на уровне межличностного интерфейса (связи).[1]

      Экономика описывает такие связи, а деньги их измеряют. Деньги есть информационно-измерительная институция экономики. Аналогично тому, как расстояние есть подобная же институция в геометрии или геодезии.

Таким образом, деньги есть всего лишь инструмент (в широком смысле слова) экономики. Деньги дают экономике меру и число. Вне экономики есть производное от вполне определенной и исторически обусловленной организации человеческого производства (есть и нечеловеческое производство, например, у общественных насекомых).

      Деньги – одно из высших проявлений человеческого гения. Человек придумал измеритель того, чего нет в природе, что никакими естественными приборами измерить невозможно. В современном мире нет большей силы, чем деньги.

      Некоторые люди могут сказать, что отношение к деньгам скорее зависит не от принадлежности к тому или иному полу, а от личности человека, его воспитания, тех установок и моделей, которые прививали с детства родители. Однако немало и тех, кто утверждает, что пол человека действительно предопределяет отношение к деньгам.[2]

      Деньги развязывают войны и создают благосостояние целым странам и регионам. Из-за денег или с использованием денег совершается подавляющая часть преступлений. И одновременно люди делают величайшие изобретения, идут на подвиги, покоряют миры, открывают новые земли и глубины.

Деньги организуют современное общество и государство. Деньгам подчинена жизнь современного человека, государств и всего мирового сообщества.

      Деньги – выдающееся достижение человеческого духа. Деньги создали нынешнюю цивилизацию. Без денег человек до сих пор бы одевался в звериные шкуры, а в качестве рабочей силы использовал бы животных или себе подобных, превращенных в рабов.

      Роль денег в истории постоянно возрастала и сейчас наша цивилизация достигла такого состояния, когда их значение стало тотально определяющим. Еще сто, даже пятьдесят лет назад существовали большие человеческие сообщества, которые не знали денег или использовали их в своей повседневной жизни чрезвычайно ограниченно. Конец двадцатого века – эпоха полной и тотальной «деньгизации» всего человеческого сообщества. В современном мире деньги стали таким же предметом первой необходимости, как вода, воздух и пища. В сегодняшнем обществе человек, лишенный денег, обречен буквально на смерть в кратчайшие сроки. Он может ходить по городу, магазины которого ломятся от продовольствия, и будет умирать с голоду, если у него нет денег.

      Обществом можно управлять либо винтовкой (силой), либо с помощью денег. Люди, управляющие обществом через деньги отнюдь не горят желанием делиться с общественностью своими знаниями в этой области. Наоборот, в этой сфере специально создаются мифы и дезинформации, общественное внимание направляют на всякие второстепенные вопросы, отвлекая общество от действительно кардинальных вопросов. И потому мы в качестве первой задачи мы ставим задачу разъяснения обществу механизмов, с помощью которых осуществляется управление им в интересах определенных отечественных, а в еще большей степени иностранных сил.

Как вы относитесь к деньгам? Если этот вопрос прозвучит в философском, мировоззренческом контексте, ваш ответ, скорее всего, будет таков: деньги - это зло, они портят людей, они вносят яд в самые чистые человеческие отношения... Если же перевести разговор в обычный житейский план, то вы, прислушаетесь к себе, сразу почувствуете, что, прежде всего, надо уточнить: о каких деньгах идет речь - имеющихся или отсутствующих?

Простейший ряд ассоциаций сразу же выявит полярность этих двух отношений. Деньги со знаком "плюс" - те, что уже лежат у нас в кошельке или реально могут быть получены в будущем, - вызывают сплошь положительные, согретые мажорными эмоциями ассоциациями: с приобретением принятых и нужных вещей, с хорошо проведенным отпуском... Ну, а ассоциации, вызываемые деньгами, которых нет, звучат мелодией похоронного марша: с истрепанными туфлями, которые вы обречены надевать, с бесчисленным множеством неизбежных отказов и запретов, с тревогами по поводу того, что любая внештатная ситуация может поставить вас в тупик...[3]

Эта остроконечная реакция, присущая всем без исключения людям, определяет влияние денег на наше поведение. Нет, речь не идет тут о ситуациях, в которых деньги играют роль определяющего фактора - типа тех, когда мы так или иначе действуем, чтобы их заработать или сохранить. Тут именно деньгами полны все наши мысли, и мы это ясно осознаем, никаких психологических парадоксов в этом нет. А вот что действительно представляет интерес - это совсем недавно открытая способность денег управлять нашим поведением на уровне подсознания. Мы даже не фиксируем четко в подобных, что речь идет о деньгах, тем более не признаемся себе, что это именно они заставили нас совершить какие-то шаги. Однако в экспериментах это проявляется со всей очевидностью.

Что здесь самое примечательное - никакого значения не имеет, в каких размерах заглатывается наживка. У нас есть такое выражение - "это не деньги". Так мы пренебрежительно называем небольшие суммы, явно не соответствующие масштабу наших намерений и планов. Отсюда следует, что деньги, как таковые, начинаются только с какого-то определенного количественного рубежа, а все, что ниже, - это что-то иное, пустяк, сор. Когда у нас счет пошел на тысячи и миллионы, люди, требующие у кассира точного, до рубля, расчета, вызывали у многих улыбку: только детям отдавать в игру нашу звонкую монету, ни на что другое она не годится! Зато бессознательные импульсы не делают никаких различий между разными по достоинству денежными знаками. Покупательная способность, валютный курс - ничто в этом роде во внимание не принимаются.

Есть ходовая пословица - "не в деньгах счастье", и хоть все понимают, что до полного следования этому принципу обычному человеку надо расти и расти, в философском плане пословицу эту принимает, по крайней мере, большинство. Хотя бы потому, что слишком много перед нами проходит очень богатых и очень несчастных людей.

Однако психология денег не то что опровергает эту народную мудрость, но выводит нас на иной, я полагаю - более высокий, уровень понимания. Оказывается, в деньгах заключено если не счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для счастливого состояния. Как точно говорил Толстой: "Счастье не в самих деньгах, а в том факте, что я обладаю ими…».[4]

Собственность и деньги как атрибуты экономической жизни обозначают имущественно-экономический статус человека, что принято связывать с понятиями: бедный, богатый, среднего достатка. Психологи выясни­ли, что эти вещи прямо не связаны с чувством удовлетворения от жизни и состоянием счастья. Но эти реалии доставляют людям много как удоволь­ствий, так и неприятностей. И деньги и вещи связаны с материальной сто­роной жизни, значимость которой люди воспринимают и оценивают по разному. Чего только стоит быль (ставшая легендой) о «бочке Диогена»!

Греческого мудреца Диогена Синопского (400 в. до н.э.) пригласи­ли учительствовать в Кранийскую гимназию. Наниматель забыл похлопотать о его жилье, и философ обустроился в глиняной бочке для хранения зерна и вин (пифосе). Однажды Диоген грелся на солнце, над ним остановился Александр Македонский, уже овеянный славой завоевателя мира, и сказал: «Проси у меня, что хочешь». В ответ он услышал: «Не заслоняй от меня солнца».

Поступок Диогена можно объяснять и гордостью, и презрением к суетности жизни - славе, власти, богатству а также верностью соб­ственным жизненным принципам, один из которых гласил, что все в мире принадлежит мудрецам. Он доказывал это такими доводами: «все в мире принадлежит богам; мудрецы - друзья богов; а у друзей - все общее; стало быть, все принадлежит мудрецам».

Прожив девяносто лет, Диоген постоянно находился в поиске. Рассказывают, что среди бела дня он бродил с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека». Попробуем вслед за Диогеном искать «человеческое» в деньгах и вещах.

Причины переживаний людей чаще всего определяются не физическими объектами (вещами, деньгами), а тем, как мы к ним относим­ся. Психологи нашли, что важными факторами «денежного и вещного поведения» являются:

личностные отношения, характер, пол, возраст;

профессиональные склонности и способности (например, коммерческая хватка);

тактика и стратегия поведения (цели жизни, направленности деятельности; ценности, установки, уровень самосознания, личностные смыслы).

Остано­вимся на понятии «отношение». Удовлетворяя нетерпение тех, кто то­ропится стать богатым, даем ответ: решение находится в системе личных отношений к миру. Личное отношение - это многокомпонентная система представлений человека о действительности. Мы выражаем суждения о событиях, предметах, людях, идеях словами «хорошо - плохо», «подходяще - неподходяще» и др. (субъективно-оценочный компонент); «хочу - не хочу», «надо - не надо» (сознательно-избира­тельный компонент); «было - не было», «знакомо - не знакомо», «знаю - не знаю» (опыт). В систему отношений включаются истори­ческая эпоха, классово-групповая принадлежность человека и его фун­кции в обществе, мера его влияния на общественные институты - по­литику государства, законы, нормы. Эти реалии также связаны с отно­шением людей к вещам и деньгам.

Например, эпоха перестройки в России изменила отношение лю­дей к проблемам бедности - богатства и оценке денег. Обострились чувства людей к количественной стороне вещей и денег, и это вызвано объективными условиями общества. По данным Института экономи­ки переходного периода, в стране на начало 2001 г. насчитывалось 34,7 % бедных, живущих ниже прожиточного минимума (грань физи­ческого выживания человека).

Психологические причины бедности в России, с одной стороны, - резкий переход от советского социализма к рыночному капитализму, издержки экономической политики государства; с другой - психоло­гические особенности людей: стратегия сиюминутных целей, внешний контроль над ситуациями (надежда не на себя, а на случай, удачу на других людей и государство), слабое стремление к успеху (преоблада­ние мотивации избежания неудачи), низкая самооценка.[5]

Предыдущая эпоха плановой советской экономики искажала представления об имущественно-денежных отношениях. В ней разорва­лась связь «количество, качество труда - уровень жизни». Люди ли­шились не только опыта обращения с деньгами и собственностью, но, насильственно, и благополучного экономического статуса. Речь идет о поколении людей, активная профессиональная дея­тельность которых пришлась на доперестроечный период. Все их бо­гатство теперь - это личное достоинство, память о военных и трудо­вых доблестях, пенсия, по размеру не дотягивающая до прожиточного минимума, вечная надежда на то, что дети и внуки будут жить лучше. Вот только бы не забыли: терпение и труд - все перетрут.

Согласно статистике, 1,5 % населения владеют ныне примерно 65 % национального богатства страны. Около 70 % доходов от нацио­нального достояния сконцентрированы в Москве, а на окраинах стра­ны люди лишаются тепла и света. Такой перекос действительности влияет на благополучие нашей психики и сознания.

 

 



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Понятие, сущность и необходимость денег для общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, сущность и необходимость денег для общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)