Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психология отношения людей к деньгам



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
Психология отношения людей к деньгам 0.00 из 5.00 0 оценок




Любую форму собственности можно превратить в деньги. День­ги - это имущество, которое может быть обменено на другие блага. Это «универсальные предметы для обмена». Быть мерой стоимости - первая функция денег. Другие функции денег: посредничество в об­мене благ, средство платежа и накопления - за 10-тысячелетнюю ис­торию денег изменились мало. Деньги по форме и количественному содержанию менялись с развитием цивилизации, политических собы­тий. Неизменным оставалось их воздействие на психику людей.

Массовое влияние оказывают деньги на психическое состояние людей во время инфляции. Инфляция - рост средней цены благ. Это не рост стоимости жизни, а падение покупательной способности де­нег. Инфляционные процессы смещают действия людей следующим образом. Во-первых, происходит перераспределение богатства. Во­-вторых, люди вынужденно расходуют ресурсы в попытке предупре­дить непредсказуемое. В-третьих, возникают конфликты между субъек­тами экономической деятельности.

Снижение стоимости денег вызывает непредсказуемость и замед­ление темпов производства и доходов, меняются взаимоотношения партнеров по бизнесу положение на рынке труда (растет безработи­ца). Социологи, экономические психологи считают, что людей нужно готовить к грядущим экономически финансовым изменениям, чтобы предупредить депрессивные настроения как в организациях, так и у отдельных людей.

В работах А. Б. Фенько и профессора Санкт-Петербургского университета О. С. Дейнеки приводятся данные многочисленных психологических исследований о восприятии денег людьми, об отношении к деньгам, о денежном поведении людей.

Исследователи Р. Манро и Н. Хичкок в 1976 г. сравнивали сред­ний доход на душу населения и средний размер денежных знаков в 84 странах. Оказалось, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера. Видимо, в этом заключается нацио­нально-психологический компенсаторный механизм неудовлетвори­тельного экономического состояния страны.

Линн в 1991 г., исследуя национальные особенности отношения к деньгам в 43 странах, выявил такие закономерности:[6]

ценностное отношение к деньгам и экономический рост в стране связаны положительными корреляциями;

ценность денег и доход на душу населения связаны обратно пропорциональной зависимостью: чем выше доходы государства, тем меньшей самоценностью являются для людей деньги;

деньги - это инструментально-символическое средство социаль­ного взаимодействия.

Согласно В. Филпатрику, деньги для людей могут являться сим­волами: удачливости, благополучия; социально приемлемых атрибу­тов бытия; морального зла; обеспечения комфорта; консервативной коммерческой ценности.

Гольдберг и Левис в 1978 г. методом наблюдения и анализа исто­рий болезни изучали парадоксы, связанные с деньгами: ложь, проти­воречия, непоследовательность, проблемы, надситуативные обстоя­тельства. Они выделили у нервно-психических больных такие симво­лы денег: безопасность, сила, любовь, свобода. Причем одни из них стремятся к безопасности посредством денег, тем самым отчуждаясь от других людей; иных преследует страх быть оскорбленным, отверг­нутым, который перерастает в страх быть ограбленным. В поведении это проявляется в синдроме экономической осторожности: в накопи­тельстве, отказе себе во всем, поиске во всем выгоды, денежном фана­тизме («плюшкинизме»). Эти люди обычно страдают психосоматичес­кими недугами.

Деньги являлись символом любви для людей, обделенных ею в детстве. Они утрировали возможность и необходимость покупать - продавать дружбу, любовь, использовать деньги и подарки как знак любви. У людей, притеснявшихся в детстве, деньги символизировали источник свободы от других и власти над другими.

Форман в 1987 г. разработал классификацию денежных комплексов и выделил следующие типы личностей: скряга, транжира, торгаш, игрок, денежный мешок. Он изучил неврозы, связанные с оплатой на­логов, составлением завещаний, накоплением, кредитными картами.

Люди, проявляющие поведение типа «скряги». копят деньги увлеченно. Их сопровождают частые переживания: то страх потерять день­ги, вещи, то беспокойство по поводу того, что окружающие им не дове­ряют. Для них имущество - это защита. Транжиры с помощью навязчи­вой траты избывают чувство отверженности, низкую самооценку со­стояние депрессии (сниженное настроение). Но это поведение опять возвращает к чувству вины, как бы ни старались они поддерживать свое обесцененное «Я». Человек типа «денежный мешок» поглощен зарабатыванием денег для повышения статуса в глазах других. Он покупает свое могущество. «Торгаш» ориентируется на «купить подешевле, про­дать подороже», чтобы утвердить свое превосходство в экономической ловкости. «Игроки» обретают чувство бодрости и оптимизма, когда ощущают вызов фортуны. Им важно переживание риска.

Фенэма в 1984 г в Великобритании также изучал содержательные характеристики отношения к деньгам. Он выделил 6 факторов, влияю­щих на «денежное» поведение: пол, возраст, социальное окружение, эко­номический статус, социальное положение, личностные особенности.

Так, женщины больше, чем мужчины, подвержены фанатизму и навязчивым идеям о деньгах. Они больше убеждены, что количество денег зависит от усилий и способностей. Мужчины высоко ставят день­ги в списке общечеловеческих ценностей. Отличались только мужчи­ны Индии и Норвегии, для которых шкала человеческих ценностей не начиналась с денег. Мужчины более компетентны и рискованны в об­ращении с деньгами; женщины чаще, чем мужчины, раздражаются из-­за отсутствия денег и чаще завидуют тем, у кого денег много. Что ка­сается возраста, выяснилось: молодые чаще одалживают деньги, люди пожилого возраста предпочитают делать накопления.

Личностные различия в денежном поведении проявились следу­ющим образом: экстраверты открыто относятся к деньгам, они безза­ботнее интровертов. Уверенность в себе также влияет на отношение к деньгам. Моты и транжиры менее уверены в себе и у них менее устой­чивая самооценка. Их транжирство компенсирует заниженную само­оценку, но не надолго. Правда, транжиры соматически более здоровы, чем люди, отказывающие себе во имя накоплений и сбережений. Ос­торожные в тратах люди чаще не удовлетворены жизнью.

В зависимости от доходов, экономического статуса испытуемые различались так. Богатых воспринимают здоровыми, счастливыми, приспособленными; бедных - неудачниками, несчастными, неприспособленными. Материальное положение влияет на восприятие одного человека дру­гим. Исследователи не указывают, как именно, но, по жизненным наблю­дениям, это соответствует поговорке «сытый голодному не товарищ». Состоятельные люди чаще теряют чувствительность к материальным проблемам других. Они становятся жестче, строже, расчетливее, хладнокровнее к финансовым реалиям, чаще всего они презрительно или без­различно относятся к людям с меньшими доходами. На восприятие людь­ми друг друга в зависимости от экономического статуса, влияют также все остальные факторы: пол, возраст, личностные особенности.

Чем больше доход в семье, тем в ней больше разногласий по пово­ду трат и вкладов. Разговоры о доходах, как оказалось, это закрытая тема для людей. 57 % опрошенных считают необходимым скрывают доходы; 97 % - готовы рассказать о доходах супругу; 52 % - родите­лям; 44 % - другу; 29 % - сотруднику; 18 % - брату и сестре.[7]

Есть связь между материальной озабоченностью и удовлетворенностью. Озабоченные не удовлетворены жизнью, предмет их заботы долги, малые сбережения, переживание потери финансового контроля, преобладает неуверенность в себе, неудовлетворенность дружескими отношениями. У озабоченных денежными проблемами людей чаще проявляются гнев, тревожность, беспомощность, депрессия.

Другие исследователи приводят такие данные. Люди, ориентиро­ванные на высокий экономический статус, вещизм, накопительство, меньше удовлетворены жизнью вообще, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

Группа ученых Санкт-Петербургского государственного университета изучала отношение к деньгам представите­лей российской вузовской и технической интеллигенции, банкиров, пред­принимателей, «челноков» и сравнивала его с поведением канадцев и англичан.[8] Методом исследования служил адаптирован­ный опросник Фенэма. Были получены следующие результаты.

Деньги в сознании респондентов наделялись такими функциями, как самоценность, самооценка, власть, финансовый контроль, источ­ник отрицательных эмоций, средство «психотерапии», мерило способ­ностей, финансовая успешность, моральное зло, критерий социально­го неравенства.

Для представителей российской группы самоценность денег ока­залась сильной: они проявляли большую зависть к тем, у кого больше денег, и большее презрение к тем, у кого их меньше. У интеллигенции нет опыта накопительства, они не могут заставить деньги «работать».

Российские респонденты были больше недовольны финансовым положением, имели меньше фантазий, планов по поводу денег. В целом, соотечественники пассивно относились к соответствию между вкла­дом и отдачей за свой труд.

Деньги как власть над другими людьми российские респонденты чаще отрицали в открытых вопросах, а в закрытых допускали такие варианты поведения. Деньги как регулятор финансов обозначают ком­петентность и точность в вопросах своего бюджета. Россияне чуть больше осведомлены о состоянии своего кошелька и позволяют в кон­це месяца себе расточительное поведение.

Отрицательные эмоции - страх потерять деньги, чувство вины, тревога, комплекс неполноценности по поводу денежных проблем - в целом, россиянам оказались свойственны меньше, чем группе иност­ранных испытуемых. Это выражалось в меньших переживаниях из-за неудачной покупки, большей легкомысленности в денежных тратах при большей неудовлетворенности финансовым положением. В обы­денном экономическом поведении россияне менее активны и инициа­тивны, меньше торгуются, меньше спорят о деньгах, меньше о них думают, легче дают взаймы. «Психотерапевтическая» функция денег значима для женщин: им свойственно чаще тратить деньги в депрес­сивном состоянии и больше фантазировать о деньгах (то же свойствен­но и молодежи).

Убежденность в том, что деньги являются мерилом способнос­тей, ярко выразилась у банковских работников. Они думают, что их так высоко оплачивают (по сравнению с другими служащими, специ­алистами России) за выдающиеся способности. Россияне более скром­ны относительно оплаты за труд и свои усилия, чем англичане (деньги как «финансовая успешность»).

Функция «деньги - моральное зло» межкультурных и национальных различий не выявила. Презрение к деньгам связано с затруднениями в принятии решений о тратах. Возможно, это зависит от денежной компетентности. Количество денег для россиян не является критерием социального сравнения: соотечественники меньше были согласны с утверждением, что люди сравнивают друг друга по счету в банке.

Те же исследователи изучали влияние на «денежное» поведение классовой принадлежности, социального положения, особенностей культуры. Оказалось, что на поведение больше влияет классово-груп­повой признак. Канадцы проявляют большую зрелость и компетентность в деньгах. По остальным функциям денежное поведение интел­лигенции совпало. Банкиры ограничивают себя в тратах. Предприни­матели считают, что деньги очень важная для них реальность, фактор безопасности, надежности, влияния на людей власти. Они контроли­руют кошелек, любят наличность, реже используют деньги как тера­пию, не транжирят. Деньги для предпринимателей - социальная цен­ность, предмет гордости, оценка труда, эффективность и адаптированность в мире, престижность.

Самыми острыми для людей являются вопросы: «Как стать бога­тым?» и «Связаны ли деньги и счастье?». Исследования Go1dthorpe и других (1987) показали, что две трети британцев богатство наследуют и лишь 7 % представителей низшего класса попадают в высший класс. Ученые выявили: чтобы стать богатым, необходимы соответствующая мотивация, профессиональная карьера, образованность и умение удач­но вкладывать заработанные деньги.

Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Людей, имеющих в своем активе миллионы и миллиарды, отличает уважительное и ровное к ним отношение, имеющее на Западе глубокие корни. Деньги для них – средство самореализации, но не самовыражения. Именно благодаря деньгам они стали реалистами, имеющими привычку контролировать свое настоящее, а значит, иметь совершенно предсказуемое будущее. Кроме того, они – лидеры сильных родов. Именно этим капиталисты отличаются от “новых русских”.

Чем в этом плане выделяются они? Наших миллионеров отличает некоторый испуг и суетливость. Испуг связан с тем, что в СССР была потеряна преемственность владения и управления большими состояниями. Кроме того, у нас в крови сидит страх, что в один прекрасный момент придут суровые дяди с ордером и при наганах и, ни слова не говоря о ваших правах, зачитают только что вышедший закон “Об экспроприации экспроприаторов”. Вот новоиспеченные миллионеры и суетятся, вкладывая целые состояния в землю, недвижимость и в яхты где-нибудь на Западе, но только не у себя дома, на родных пепелищах. Им кажется, что они обеспечивают свое будущее, самовыражают себя, но на самом деле вкладывают деньги в пассивы, где они оседают балластом. А еще большинство из них не стали Лидерами своих родов...

Фактически, деньги, как кровь финансовой системы, выводятся из оборота, из настоящего времени, где они считаются деньгами. В кубышке или в недвижимости – это уже не деньги, а мертвый капитал. Представьте себе, что человек, озабоченный своим будущим, накопил про запас несколько литров крови, выведя ее из своего организма? Вы скажете, что это дикость, кровь, выведенная из организма, – уже не кровь. Вот так и с деньгами, которые, будучи выведенными из оборота, таковыми считаются чисто условно. Мертвый капитал он и есть мертвый, потому что неживой.

Кроме этого, человек, занятый подобными хлопотами, находится то в прошлом, то в будущем, но только не в настоящем. Будущее таких владельцев капиталов – полная непредсказуемость. Кто-то теряет деньги, кто-то голову, а некоторые – и то, и другое!

В то же время основной процент электората витает кто где. Большая доля вины в этом лежит на религии и государстве, которым очень выгодно легкомысленное отношение человека к деньгам. Они кровно заинтересованы в том, чтобы он, легко расставшись с деньгами сегодня, назавтра ни свет, ни заря пулей летел на работу, где снова заработает деньги, чтобы с легкостью потратить их на то, что рекомендует покупать реклама. За судьбу своих деревянных денег он может не переживать, основная их масса пойдет на содержание чиновничьего аппарата и различных структур. Секрет виртуальных денег заключается в том, что отнять их у человека трудно, почти невозможно!

Счастливы ли богатые? Как оказалось, четкая связь между дохо­дами и благополучием наблюдалась у тех, чьи годовые доходы ниже 15000$ и выше 100000$ (Diener и др., 1988). Люди, относящиеся к сред­ней группе этой выборки, чаще испытывают волнения и недовольства, связанные с динамикой доходов. Неожиданно обрушивающиеся вы­игрыши также приносят больше беспокойства, чем удовлетворения от появившегося состояния. Действительное же счастье и удовлетворе­ние жизнью составляют: досуг, семья, работа, качество жизни, друзья, сексуальная жизнь и здоровье, но не деньги.[9]

Как же становятся богатыми в России? Воруют и мошенничают, случайно оказываются рядом с «кормушкой», «вовремя» отказывают­ся от морально-нравственных общественных стереотипов, «изживших» себя; соображают и удачно вкладывают деньги, работают - и это глав­ное! Видимо, других способов нет.[10]

Чтобы стать богатым, необходимо «заглянуть» в себя - есть ли в глубине души такое желание? И в соответствии с найденным отве­том - поменять тактику, стратегию и отношение к жизни.

 



2020-02-04 182 Обсуждений (0)
Психология отношения людей к деньгам 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психология отношения людей к деньгам

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)