Психология отношения людей к деньгам
Любую форму собственности можно превратить в деньги. Деньги - это имущество, которое может быть обменено на другие блага. Это «универсальные предметы для обмена». Быть мерой стоимости - первая функция денег. Другие функции денег: посредничество в обмене благ, средство платежа и накопления - за 10-тысячелетнюю историю денег изменились мало. Деньги по форме и количественному содержанию менялись с развитием цивилизации, политических событий. Неизменным оставалось их воздействие на психику людей. Массовое влияние оказывают деньги на психическое состояние людей во время инфляции. Инфляция - рост средней цены благ. Это не рост стоимости жизни, а падение покупательной способности денег. Инфляционные процессы смещают действия людей следующим образом. Во-первых, происходит перераспределение богатства. Во-вторых, люди вынужденно расходуют ресурсы в попытке предупредить непредсказуемое. В-третьих, возникают конфликты между субъектами экономической деятельности. Снижение стоимости денег вызывает непредсказуемость и замедление темпов производства и доходов, меняются взаимоотношения партнеров по бизнесу положение на рынке труда (растет безработица). Социологи, экономические психологи считают, что людей нужно готовить к грядущим экономически финансовым изменениям, чтобы предупредить депрессивные настроения как в организациях, так и у отдельных людей. В работах А. Б. Фенько и профессора Санкт-Петербургского университета О. С. Дейнеки приводятся данные многочисленных психологических исследований о восприятии денег людьми, об отношении к деньгам, о денежном поведении людей. Исследователи Р. Манро и Н. Хичкок в 1976 г. сравнивали средний доход на душу населения и средний размер денежных знаков в 84 странах. Оказалось, что в странах с наименьшим доходом купюры и монеты были большего размера. Видимо, в этом заключается национально-психологический компенсаторный механизм неудовлетворительного экономического состояния страны. Линн в 1991 г., исследуя национальные особенности отношения к деньгам в 43 странах, выявил такие закономерности:[6] ценностное отношение к деньгам и экономический рост в стране связаны положительными корреляциями; ценность денег и доход на душу населения связаны обратно пропорциональной зависимостью: чем выше доходы государства, тем меньшей самоценностью являются для людей деньги; деньги - это инструментально-символическое средство социального взаимодействия. Согласно В. Филпатрику, деньги для людей могут являться символами: удачливости, благополучия; социально приемлемых атрибутов бытия; морального зла; обеспечения комфорта; консервативной коммерческой ценности. Гольдберг и Левис в 1978 г. методом наблюдения и анализа историй болезни изучали парадоксы, связанные с деньгами: ложь, противоречия, непоследовательность, проблемы, надситуативные обстоятельства. Они выделили у нервно-психических больных такие символы денег: безопасность, сила, любовь, свобода. Причем одни из них стремятся к безопасности посредством денег, тем самым отчуждаясь от других людей; иных преследует страх быть оскорбленным, отвергнутым, который перерастает в страх быть ограбленным. В поведении это проявляется в синдроме экономической осторожности: в накопительстве, отказе себе во всем, поиске во всем выгоды, денежном фанатизме («плюшкинизме»). Эти люди обычно страдают психосоматическими недугами. Деньги являлись символом любви для людей, обделенных ею в детстве. Они утрировали возможность и необходимость покупать - продавать дружбу, любовь, использовать деньги и подарки как знак любви. У людей, притеснявшихся в детстве, деньги символизировали источник свободы от других и власти над другими. Форман в 1987 г. разработал классификацию денежных комплексов и выделил следующие типы личностей: скряга, транжира, торгаш, игрок, денежный мешок. Он изучил неврозы, связанные с оплатой налогов, составлением завещаний, накоплением, кредитными картами. Люди, проявляющие поведение типа «скряги». копят деньги увлеченно. Их сопровождают частые переживания: то страх потерять деньги, вещи, то беспокойство по поводу того, что окружающие им не доверяют. Для них имущество - это защита. Транжиры с помощью навязчивой траты избывают чувство отверженности, низкую самооценку состояние депрессии (сниженное настроение). Но это поведение опять возвращает к чувству вины, как бы ни старались они поддерживать свое обесцененное «Я». Человек типа «денежный мешок» поглощен зарабатыванием денег для повышения статуса в глазах других. Он покупает свое могущество. «Торгаш» ориентируется на «купить подешевле, продать подороже», чтобы утвердить свое превосходство в экономической ловкости. «Игроки» обретают чувство бодрости и оптимизма, когда ощущают вызов фортуны. Им важно переживание риска. Фенэма в 1984 г в Великобритании также изучал содержательные характеристики отношения к деньгам. Он выделил 6 факторов, влияющих на «денежное» поведение: пол, возраст, социальное окружение, экономический статус, социальное положение, личностные особенности. Так, женщины больше, чем мужчины, подвержены фанатизму и навязчивым идеям о деньгах. Они больше убеждены, что количество денег зависит от усилий и способностей. Мужчины высоко ставят деньги в списке общечеловеческих ценностей. Отличались только мужчины Индии и Норвегии, для которых шкала человеческих ценностей не начиналась с денег. Мужчины более компетентны и рискованны в обращении с деньгами; женщины чаще, чем мужчины, раздражаются из-за отсутствия денег и чаще завидуют тем, у кого денег много. Что касается возраста, выяснилось: молодые чаще одалживают деньги, люди пожилого возраста предпочитают делать накопления. Личностные различия в денежном поведении проявились следующим образом: экстраверты открыто относятся к деньгам, они беззаботнее интровертов. Уверенность в себе также влияет на отношение к деньгам. Моты и транжиры менее уверены в себе и у них менее устойчивая самооценка. Их транжирство компенсирует заниженную самооценку, но не надолго. Правда, транжиры соматически более здоровы, чем люди, отказывающие себе во имя накоплений и сбережений. Осторожные в тратах люди чаще не удовлетворены жизнью. В зависимости от доходов, экономического статуса испытуемые различались так. Богатых воспринимают здоровыми, счастливыми, приспособленными; бедных - неудачниками, несчастными, неприспособленными. Материальное положение влияет на восприятие одного человека другим. Исследователи не указывают, как именно, но, по жизненным наблюдениям, это соответствует поговорке «сытый голодному не товарищ». Состоятельные люди чаще теряют чувствительность к материальным проблемам других. Они становятся жестче, строже, расчетливее, хладнокровнее к финансовым реалиям, чаще всего они презрительно или безразлично относятся к людям с меньшими доходами. На восприятие людьми друг друга в зависимости от экономического статуса, влияют также все остальные факторы: пол, возраст, личностные особенности. Чем больше доход в семье, тем в ней больше разногласий по поводу трат и вкладов. Разговоры о доходах, как оказалось, это закрытая тема для людей. 57 % опрошенных считают необходимым скрывают доходы; 97 % - готовы рассказать о доходах супругу; 52 % - родителям; 44 % - другу; 29 % - сотруднику; 18 % - брату и сестре.[7] Есть связь между материальной озабоченностью и удовлетворенностью. Озабоченные не удовлетворены жизнью, предмет их заботы долги, малые сбережения, переживание потери финансового контроля, преобладает неуверенность в себе, неудовлетворенность дружескими отношениями. У озабоченных денежными проблемами людей чаще проявляются гнев, тревожность, беспомощность, депрессия. Другие исследователи приводят такие данные. Люди, ориентированные на высокий экономический статус, вещизм, накопительство, меньше удовлетворены жизнью вообще, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности. Группа ученых Санкт-Петербургского государственного университета изучала отношение к деньгам представителей российской вузовской и технической интеллигенции, банкиров, предпринимателей, «челноков» и сравнивала его с поведением канадцев и англичан.[8] Методом исследования служил адаптированный опросник Фенэма. Были получены следующие результаты. Деньги в сознании респондентов наделялись такими функциями, как самоценность, самооценка, власть, финансовый контроль, источник отрицательных эмоций, средство «психотерапии», мерило способностей, финансовая успешность, моральное зло, критерий социального неравенства. Для представителей российской группы самоценность денег оказалась сильной: они проявляли большую зависть к тем, у кого больше денег, и большее презрение к тем, у кого их меньше. У интеллигенции нет опыта накопительства, они не могут заставить деньги «работать». Российские респонденты были больше недовольны финансовым положением, имели меньше фантазий, планов по поводу денег. В целом, соотечественники пассивно относились к соответствию между вкладом и отдачей за свой труд. Деньги как власть над другими людьми российские респонденты чаще отрицали в открытых вопросах, а в закрытых допускали такие варианты поведения. Деньги как регулятор финансов обозначают компетентность и точность в вопросах своего бюджета. Россияне чуть больше осведомлены о состоянии своего кошелька и позволяют в конце месяца себе расточительное поведение. Отрицательные эмоции - страх потерять деньги, чувство вины, тревога, комплекс неполноценности по поводу денежных проблем - в целом, россиянам оказались свойственны меньше, чем группе иностранных испытуемых. Это выражалось в меньших переживаниях из-за неудачной покупки, большей легкомысленности в денежных тратах при большей неудовлетворенности финансовым положением. В обыденном экономическом поведении россияне менее активны и инициативны, меньше торгуются, меньше спорят о деньгах, меньше о них думают, легче дают взаймы. «Психотерапевтическая» функция денег значима для женщин: им свойственно чаще тратить деньги в депрессивном состоянии и больше фантазировать о деньгах (то же свойственно и молодежи). Убежденность в том, что деньги являются мерилом способностей, ярко выразилась у банковских работников. Они думают, что их так высоко оплачивают (по сравнению с другими служащими, специалистами России) за выдающиеся способности. Россияне более скромны относительно оплаты за труд и свои усилия, чем англичане (деньги как «финансовая успешность»). Функция «деньги - моральное зло» межкультурных и национальных различий не выявила. Презрение к деньгам связано с затруднениями в принятии решений о тратах. Возможно, это зависит от денежной компетентности. Количество денег для россиян не является критерием социального сравнения: соотечественники меньше были согласны с утверждением, что люди сравнивают друг друга по счету в банке. Те же исследователи изучали влияние на «денежное» поведение классовой принадлежности, социального положения, особенностей культуры. Оказалось, что на поведение больше влияет классово-групповой признак. Канадцы проявляют большую зрелость и компетентность в деньгах. По остальным функциям денежное поведение интеллигенции совпало. Банкиры ограничивают себя в тратах. Предприниматели считают, что деньги очень важная для них реальность, фактор безопасности, надежности, влияния на людей власти. Они контролируют кошелек, любят наличность, реже используют деньги как терапию, не транжирят. Деньги для предпринимателей - социальная ценность, предмет гордости, оценка труда, эффективность и адаптированность в мире, престижность. Самыми острыми для людей являются вопросы: «Как стать богатым?» и «Связаны ли деньги и счастье?». Исследования Go1dthorpe и других (1987) показали, что две трети британцев богатство наследуют и лишь 7 % представителей низшего класса попадают в высший класс. Ученые выявили: чтобы стать богатым, необходимы соответствующая мотивация, профессиональная карьера, образованность и умение удачно вкладывать заработанные деньги. Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон. Людей, имеющих в своем активе миллионы и миллиарды, отличает уважительное и ровное к ним отношение, имеющее на Западе глубокие корни. Деньги для них – средство самореализации, но не самовыражения. Именно благодаря деньгам они стали реалистами, имеющими привычку контролировать свое настоящее, а значит, иметь совершенно предсказуемое будущее. Кроме того, они – лидеры сильных родов. Именно этим капиталисты отличаются от “новых русских”. Чем в этом плане выделяются они? Наших миллионеров отличает некоторый испуг и суетливость. Испуг связан с тем, что в СССР была потеряна преемственность владения и управления большими состояниями. Кроме того, у нас в крови сидит страх, что в один прекрасный момент придут суровые дяди с ордером и при наганах и, ни слова не говоря о ваших правах, зачитают только что вышедший закон “Об экспроприации экспроприаторов”. Вот новоиспеченные миллионеры и суетятся, вкладывая целые состояния в землю, недвижимость и в яхты где-нибудь на Западе, но только не у себя дома, на родных пепелищах. Им кажется, что они обеспечивают свое будущее, самовыражают себя, но на самом деле вкладывают деньги в пассивы, где они оседают балластом. А еще большинство из них не стали Лидерами своих родов... Фактически, деньги, как кровь финансовой системы, выводятся из оборота, из настоящего времени, где они считаются деньгами. В кубышке или в недвижимости – это уже не деньги, а мертвый капитал. Представьте себе, что человек, озабоченный своим будущим, накопил про запас несколько литров крови, выведя ее из своего организма? Вы скажете, что это дикость, кровь, выведенная из организма, – уже не кровь. Вот так и с деньгами, которые, будучи выведенными из оборота, таковыми считаются чисто условно. Мертвый капитал он и есть мертвый, потому что неживой. Кроме этого, человек, занятый подобными хлопотами, находится то в прошлом, то в будущем, но только не в настоящем. Будущее таких владельцев капиталов – полная непредсказуемость. Кто-то теряет деньги, кто-то голову, а некоторые – и то, и другое! В то же время основной процент электората витает кто где. Большая доля вины в этом лежит на религии и государстве, которым очень выгодно легкомысленное отношение человека к деньгам. Они кровно заинтересованы в том, чтобы он, легко расставшись с деньгами сегодня, назавтра ни свет, ни заря пулей летел на работу, где снова заработает деньги, чтобы с легкостью потратить их на то, что рекомендует покупать реклама. За судьбу своих деревянных денег он может не переживать, основная их масса пойдет на содержание чиновничьего аппарата и различных структур. Секрет виртуальных денег заключается в том, что отнять их у человека трудно, почти невозможно! Счастливы ли богатые? Как оказалось, четкая связь между доходами и благополучием наблюдалась у тех, чьи годовые доходы ниже 15000$ и выше 100000$ (Diener и др., 1988). Люди, относящиеся к средней группе этой выборки, чаще испытывают волнения и недовольства, связанные с динамикой доходов. Неожиданно обрушивающиеся выигрыши также приносят больше беспокойства, чем удовлетворения от появившегося состояния. Действительное же счастье и удовлетворение жизнью составляют: досуг, семья, работа, качество жизни, друзья, сексуальная жизнь и здоровье, но не деньги.[9] Как же становятся богатыми в России? Воруют и мошенничают, случайно оказываются рядом с «кормушкой», «вовремя» отказываются от морально-нравственных общественных стереотипов, «изживших» себя; соображают и удачно вкладывают деньги, работают - и это главное! Видимо, других способов нет.[10] Чтобы стать богатым, необходимо «заглянуть» в себя - есть ли в глубине души такое желание? И в соответствии с найденным ответом - поменять тактику, стратегию и отношение к жизни.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |