Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общение и деятельность общения



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Общение и деятельность общения 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

. Общение и деятельность общения

. Виды общения

. Общее понятие коммуникации

. Коммуникационные сети

. Коммуникационные стили

. Невербальные коммуникации

Заключение

Список литературы


 

Введение

 

Управление организацией либо предприятием осуществляется только через людей. Важнейший инструмент управления руководителя является имеющееся в его владении информация. Пользоваться и передавать информацию, и получать обратные сигналы, руководитель организует, руководит и мотивирует своими подчиненными. Практически все зависит от его способности донести информацию так, чтобы подчиненные адекватно восприняли данную информацию, кому она принадлежит. Большинство руководителей понимают важность той или иной проблемы и уделяют ей больше времени и внимания.

В процессе коммуникации информацию передают от одного субъекта к другому. Субъектами являются отдельные личности, группы людей и возможно целые организации людей. В основном коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи фактов, мнений, идей, восприятий, чувств и отношений людей между собой в устной или какой - либо другой форме (жесты, поза, тон голоса, письменно) с целью получения в ответ желаемой реакции.

Если говорить об общении, обычно имеется в виду процесс передачи и приема сообщений с помощью вербальных и невербальных средств, он включает обратную связь, в итоге и осуществляется обмен информацией между людьми которые общаются, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие по достижении изменений в деятельности.

Цель данной работы предоставить информацию об общении между людьми и о коммуникации в управлении.

Стоит решить следующие задачи:

Проанализировать общение и деятельность общения.

Познакомиться с видами общения.

Изучить общее понятие коммуникации.

Дать характеристику коммуникационным сетям.

Охарактеризовать коммуникационные стили.

Дать характеристику невербальным коммуникациям.


 

Общение и деятельность общения

Общение - многоплановый процесс, необходимый для организации контактов между людьми в ходе совместной деятельности.

В современной науке об общении есть большое количество очень разных определений общения (коммуникации), что вопрос о дефиниции этого понятия становится, если можно так сказать, самостоятельной научной проблемой. Известный американский теоретик общения Фрэнк Дэнс попытался систематизировать такие определения: в итоге были определены три основных «переменных», три признака, по которым наблюдается основное понятийное расхождение между разными авторами: это

) уровень анализа;

) наличий или отсутствий интенций со стороны коммуникатора;

) наличие нормативной оценки акта общения («хорошо - плохо» или «успешно - неуспешно» общение).

Если пробовать определить нашу позицию в вопросе об общении в таких координатах, то прежде мы должны выделить, что общение является для нас одним из видов деятельности. Это не означает, что общение во всех случаях выступает как самостоятельная деятельность; важно, что общение может быть таковой, хотя может выступать и как компонент, составная часть (и одновременно условие) другой, некоммуникативной деятельности. И если понимать общение как деятельность, то очевидно, что для нас аксиома являются, во-первых, его интенциональность (наличие специфической цели, самостоятельной или подчиненной другими целями; наличие специфического мотива); во - вторых, его результативность - мера совпадения достигнутого результата с намеченной целью; в - третьих, нормативность, выражающаяся прежде всего в факте обязательного социального контроля за протеканием и результатами акта общения, - вопрос, частично затронутый нами в тексте работы, но не получивший в ней детального рассмотрения.

Что касается уровня анализа в трактовке общения, то, чтобы определить позицию психологию общения в этом вопросе, нам придется ввести ряд категорий, в системе которых общение должно найти надлежащее место. Эти категории суть:

) деятельность;

) взаимодействие (интеракция);

) общение;

) взаимоотношение;

) общественное отношение.

Когда речь идет о деятельности как социальном феномене, о социальной деятельности, то при всем этом всех интересует и существенна для всех нас, прежде всего, ее направленность на объект (продукт, результат), ее объективное содержание. Например, когда идет речь о коллективной трудовой деятельности (дальше мы будем рассматривать именно этот случай), нас интересует процесс труда, объекта (результат) трудовой деятельности, наконец, субъект или объект труда как носители соответствующих способностей, навыков, умений, как личности, в сознании которых тем или иным образом отражен (и определяют их деятельность, причем не только непосредственно трудовую!) производственные и надстраивающиеся над ними иные общественные отношения, характерные для данного социально - экономического уклада, для данного этапа развития общества. Производственный коллектив занимает нас здесь именно как производственный, разделение труда - как разделение труда и т.д.

Возможно, конечно, подойти к коллективной производственной деятельности и под несколько иным углом зрения, рассмотреть, какая организация трудового коллектива обеспечивает результативность совместного труда (в частности, эффективность распределения трудовых обязанностей). В этом случае мы столкнемся с тем фактом, что есть определенные типы такой организации, которые независимы от конкретного содержания деятельности. Этот факт и является основанием, чтоб выделить самостоятельные категории взаимодействия. Производственный коллектив поворачивается здесь к нам, так сказать, своей «коллективной» стороной.

Но есть возможность не изменяя направления и дальше, занимаясь не тем в организации совместной деятельности, что обеспечивает ее потенциальную эффективность, а тем, какими способами достигается эта оптимальная организация, какие процессы, происходящие в производственном коллективе, приводят к формированию такой организации, обеспечивают ее поддержание и являются каналом, через который не непосредственно производственные факторы влияют на ее изменение. Так и буде называться подход с точки зрения общения.

Так является, взаимодействие (интеракция) опосредованно общением. Благодаря общению люди могут ступать во взаимодействие. Иначе, взаимодействие, интеракция - это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации. Что касается общения, то это один из факторов интеракции или, если быть более точным, - совокупность таких факторов. Эти факторы «становятся коммуникативными когда они используются в ситуациях взаимодействия.

Но для четкой квалификации общения совершенно необходимо представлять себе и действительное соотношение понятий отношения, общения и деятельности. Покажем в дальнейшем, что общение может быть трактовано как реализация или актуализация общественного отношения (причем в двух аспектах: как процесс такой актуализации и как ее условие или способ). Что касается деятельности, то она является тем, в чем актуализуется отношение, психологическим содержанием процесса общения; в этом и только в этом смысле можно разграничивать общение и взаимодействие (интеракцию): еще раз выделим, что это последнее есть деятельность, рассматриваемая как взаимодействие, т.е. деятельность, рассматриваемая в аспекте «внешних» социальных форм ее осуществления. Можно по другому, понимать понятие общественного отношения и его «личностный», психологический коррелят, происходящий в настоящем процессе общения как производственное от его психологической организации, а именно взаимоотношение. Поэтому предполагается в основном верной, может и не точная формула В.Н. Мясищева, когда «взаимоотношение» является внутренней личностным основанием взаимодействия, а последнее - реализацией или следствием и выражением первого.

Выше, уже в написанном параграфе, мы уже увидели и поняли предмет психологии общения, некоторый круг проблем, который можно отнести к психологической науки. Вероятно, что общение можно рассмотреть и в других аспектах, и вероятней всего - в социологическом плане и в плане общефилософском.

Как понимаем социологический аспект общения - это изучение внутренней динамики структуры общества и его взаимопонимание с процессами общения. В конце концов любое общение, будет оно социально или личностно ориентированным - разумеется, если в этом общении присутствуют общественно значимые отношения между индивидами, - отражается на социологическом уровне: в этом, с точки зрения, оправдывается сам факт существования различных форм человеческого общения. Возможно провести параллель с функциями общения в животных сообществах, но если в животном мире общение отдельных особей и отдельных сообществ друг с другом имеет односторонний направленный характер и подчинено задачам сохранения и самовоспроизведения вида, то у людей - в силу качественной специфики человеческого общества и связанного с ним способа взаимоотношения с действительностью - общение направленно двусторонне: оно, так сказать, «работает на общество» не только непосредственно, но и - как правило - через то или иное изменение в сознании и в деятельности членов этого общества. Прежде всего, человеческая деятельность как деятельность, опосредованная миром орудий и миром «психологических орудий», активна и полуфункциональна, и функции общения отнюдь не сводятся в ней к обеспечению чисто биологического выживания человеческого коллектива; следуя многообразию форм деятельности, общение принимает участие в различных формах активного воздействия человека на природу и тем самым выступает как целый пучок разнонаправленных факторов социальной жизни человечества.

Все мы ни в коей мере не утверждаем, что любой акт общения имеет непосредственный социологический «выход», верный смысл для общества, или тем более ведет к изменениям в его социальной структуре. Все гораздо сложнее. Во-первых, социологически едва ли не более важным, чем изменение в социальной структуре, является поддержка существования и функционирования этой социальной структуры в целом и отдельных составляющих ее социальных групп; эта поддержка осуществляется не только за счет стабильности системы коммуникации в данной общности (стабильности общения), как в основном представляется социальным психологом, но и за счет стабильной системы личных по форме существования, общественных по природе отношений или взаимоотношений, реализуемых в общении. Во - вторых, не всякий образ поведения, является по внешнему образу общения, является таковым с функциональной точки зрения. (Разумеется, мы не считаем афункциональными актами общения, направленные на установленные контакты, т.е. имеющие фактическую функцию, или направленные на уточнение или сознание средств или форм общения). Более того: подходить к общению с социологической точки зрения, мы, видим, вправе построить различные виды общения, выделятся по другим критериям, в последовательности иерархического ряда в зависимости от меры социологической значимости данного вида, при этом выделим на одном полюсе социологически наиболее нагруженные, а на другом - социологически «пустые» виды общения. В таком смысле мы можем сказать о типовом общении, в котором его социологическая ориентация выступила бы наиболее обнажено; таким типовым общением, бесспорно, является непосредственное межличностное общение в процессах коллективной трудовой деятельности.

Итак, с социологической точки зрения общение можно понять как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания status quo социальной структуры общества, социальной группы или отдельной общности - в той мере, в какой эта эволюция вообще предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества, невозможное без общения.


 

Виды общения

Общение можно представить в виде схемы:

) Отправитель, передатчик;

) Канал связи;

) сигнал, шум;

) Декодер, код;

) Адресат, получатель.

К структуре общения относятся:

коммуникативно-информационный компонент, обозначает передачу и прием сообщений и предполагает обратную связь, в основании которого находится психологический контакт;

интерактивная (контактная) сторона, связанная с процессом воздействия, поведения.

Виды общения выделяются следующие, как межличностное, групповое, межгрупповое, массовое, доверительное и конфликтное, интимное и криминогенное, деловое и личное, опосредованное и прямое, ненасильственное и терапевтическое.

Возможность общения существует при помощи знаковых систем. Различаются вербальные средства общения (устная и письменная речь) и невербальные (неречевые) средства общения.

Когда общение осуществляется с помощью неречевых средств, только в том случае, очень важны жесты рук, особенности походки, голоса, а также мимика, глаза, поза, движение тела в целом, дистанция. Бывает, что по мимике понятно отношение к собеседнику, нежели объяснение словами. Известны еще гримасы, выражающие преданность, доброжелательность, лесть, презрение, страх, зависть, ненависть.

Как правило межличностное общение пользуется устным языком и применяется письменный способ.

Невербальные средства общения чаще применяются, для регулирования течения процесса общения, для создания психологического контакта между партнерами; выражать эмоции, отражать истолкование ситуации. Как правило, они не могут без чьей либо помощи передавать прямое значение слов, за исключением некоторых жестов. Они точно скоординированы между собой и словесными текстами. Все вместе эти средства можно сравнить с симфоническим оркестром, а отдельное слово с его солистом. Рассогласование отдельных невербальных средств существенно затрудняет межличностное отношение. В отличии от речи невербальные средства общения осознаются как говорящими, так и слушающими не в полной мере. Никто не в силах контролировать свои невербальные средства.

Невербальные средства общения обычно делят на три группы:

. Визуальные:

кинетика (движение головы, ног, рук, туловища);

направление взгляда и визуальный контакт;

выражение глаз;

выражение лица;

поза (в частности, локализация, смена поз относительно сложного текста);

кожные реакции (покраснение, испарина);

дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, очки, косметика, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета).

. Акустические (звуковые):

непосредственно связанные с речью;

возможно и не связанные с речью (смех, плач).

. Тактильные (связанные с прикосновением);

физическое воздействие (сопровождение слепого за руку, контактный танец);

такевика (пожатие руки, хлопанье по плечу).

Людские проблемы всегда в центре внимания всех аспектов общения. Но увлечение инструментальной стороной общения может нивелировать его духовную сущность и привести к упрощенной трактовке общения как информационно - коммуникативной деятельности. При этом проблемы откладываем на задний план или решается в логике манипуляторского подхода. Поэтому не избежать научно - аналитическое деление общения на указанные аспекты важно не потерять в них человека как духовную и активную силу, преобразующую в этом процессе себя и других. Поэтому общение по своему содержанию становится сложнейшей психологической деятельностью партнеров.

Коммуникативный аспект общения психологического взаимодействия партнеров концентрируется вокруг проблемы контакта. Так как проблему не следует сводить только к умению и навыку коммуникативного поведения и использование средств общения. Самое главное положительное в контакте заключается в восприятии партнерами друг друга.

Психологический контакт начинается с конкретно - чувственного восприятия внешнего облика партнеров посредством органов чувств.


 



2020-02-04 199 Обсуждений (0)
Общение и деятельность общения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общение и деятельность общения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)