Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Как начать выступление?



2020-02-03 257 Обсуждений (0)
Как начать выступление? 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ?

Публичное выступление является одним из видов речевой деятельности.

«Речевая деятельность» - научное психологическое понятие, обозначающее деятельность общения между людьми в форме говорения и письма, то есть посредством языка, речи.

Говорение – это наиболее активная форма речевого взаимодействия, с помощью которого осуществляется общение в устной форме; выступает как самостоятельная деятельность при выступлении с лекцией, докладом, сообщением и т.д.

Эту самостоятельную деятельность еще называют ораторской.

Ораторская деятельность педагога – это завершенное развер нутое выступление перед аудиторией на обозначенную тему при оп ределенной цели и логическом обосновании.

Умение хорошо, красноречиво и убедительно говорить, грамотно излагать свои мысли очень нужно всем тем, чья деятельность складывается из общения с людьми.

Так как педагогу приходится по роду своей работы выступать перед группой детей, аудиторией коллег, слушателями лекционного зала, то он нуждается в умениях и навыках ораторской деятельности.

Данное методическое пособие призвано помочь каждому желающему научиться говорить публично, чтобы убеждающе воздействовать речью на других людей, умело доказывать собственную правоту, какой бы ни была тема речи.

Так что же такое владеть речью?

В чем сущность воздействия устного слова на собеседников?

Воздействовать на людей словом – значит:

1. Вызвать интерес к своему выступлению.

2. Обеспечить в речи:

· доходчивость;

· логичность;

· эмоциональность;

· лаконичность, живость, простоту;

· грамотность;

· выразительность.

Это и есть основные элементы мастерства оратора.

Чтобы овладеть этим мастерством, нужно постоянно следить за своей речью, заниматься самоанализом и самооценкой, анализировать собственную речь с точки зрения требований, которым должен отвечать истинный мастер устного слова.

Ставя перед собой задачу овладения ораторским искусством и для этого следя за своей речью, следует замечать, в какой мере удается проявить те качества, которые присущи хорошему ритору:

· безупречная грамотность словоупотребления и построения фразы;

· всестороннее знание предмета разговора;

· умение логически связать обсуждаемую проблему с реальными задачами и интересами людей;

· умелая постановка вопросов, с помощью которых собеседников вовлекают в процесс обдумывания (обсуждения) проблемы и поиска способов ее решения;

· дар увлечь своей страстностью аудиторию, овладеть ею, установить с ней необходимое взаимопонимание;

· умение глубоко и вместе с тем просто разъяснить свои мысли;

· доброжелательный тон в общении с аудиторией.

Ниже будет представлена разработанная Б.Ц.Бадмаевым и А.А.Малышевым* методика, которая позволяет быстро научиться рациональному подходу к составлению речи, и главное, логически стройному доказательному (а значит, убедительному) изложению ее перед аудиторией. В методических рекомендации использованы также материалы Н.Н.Соловьевой, Ю.Г.Волкова, Н.Е.Щурковой, В.Ю.Питюкова

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

1.1. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ДЕЙСТВИЙ
И ОПЕРАЦИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ УСТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

1. Определение значения темы и постановка цели выступления:

· каковы интересы и запросы слушателей (обучаемых, если это лекция)?

· для чего им нужно выступление по данной теме?

· какие научные знания и какую полезную для них информацию выступление должно дать (чему должна научить, если это учебная лекция)?

2. Составление плана выступления:

· продумав логику всей темы, записать основные ее компоненты;

· вступление (в чем состоит значение темы для данной аудитории?);

· основные вопросы темы и выводы, которыми должно завершаться их изложение;

· заключение (теоретические и практические вопросы по теме и вытекающие из них задачи слушателей (обучаемых).

3. Отбор (подбор) материала для выступления:

· поиск литературы по основным вопросам темы (теоретических статей, брошюр, книг) и отбор из нее того научного содержания, которое отвечает цели выступления;

· изучение жизненных явлений (фактов, цифр, ситуаций и т.п.) для теоретического анализа и обобщения в выступлении, чтобы слушатели поняли лежащие в их основе закономерности и тенденции, стали лучше ориентироваться в реальной действительности;

· подбор знакомых слушателям примеров из практики (общественной и индивидуальной) для иллюстрации и доходчивого разъяснения сложных теоретических вопросов;

· подбор наглядных пособий и ТСО, продумывание цели, времени и способа их использования.

4. Написание текста выступления:

· подготовка тезисов выступления (разбивка основных вопросов темы на подвопросы, продумывание и формулировка их названий и наметка выводов по ним);

· распределение материала по подвопросам и написание текста выступления (с методическими пометками о месте использования наглядных пособий ТСО, о необходимых смысловых акцентах и т.д.);

· написание подробного текста (если это нужно).

5. Подготовка к выступлению перед аудиторией:

· выделение в тексте (тезисах) основных смысловых кусков, изложение которых строго обязательно при любом дефиците времени;

· выделение (шрифтом, цветом и т.д.) основных идей и выводов, усвоения которых непременно нужно добиваться;

· распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа изложения (дифференцированно: где с расчетом на запись, где на слушание без записи).

 

 

1.2.СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ  СХЕМА
СОДЕРЖАНИЯ  УСТНОГО  ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

1. Вступление - показ значения темы, ее важности для слушателей:

· один-два примера по теме выступления из жизни, свидетельствующие о наличии проблемы, требующей анализа в выступлении (лекции, докладе и т.д.);

· ссылка на официальные государственные документы (законы, указы, постановления, распоряжения, предписывающие определенный порядок деятельности людей, но требующие популярного разъяснения людям (аудитории).

2. Общая характеристика объекта (предмета) рассмотрения, т.е. того явления, события, процесса, которому посвящено выступление.

· Что это такое (определение понятия)? Каковы его основные признаки (свойства, черты, функции или структурные компоненты)?

· Краткая история объекта (возникновение, развитие, современное состояние) и какова тенденция его развития (прогресс – регресс).

3. Подробный анализ и оценка объекта рассмотрения в соответствии с целью выступления:

· структурный анализ объекта (из каких компонентов он состоит и что собой представляет каждый из них?);

· функциональный анализ объекта: какую роль играет в объективном жизненном процессе, какие функции (естественные, социально-исторические, политические, экономические, правовые и т.д.) выполняет;

· анализ и оценка каждого из компонентов или функций рассматриваемого объекта с точки зрения интересов деятельности слушателей.

4. Заключение:

· какие теоретические выводы вытекают из изложенного?

· какие напрашиваются практические выводы для деятельности слушателей?

· каковы конкретные задачи слушателей в свете этих выводов?

Таким образом, тема имеет не только общетеоретическое, общесоциальное и конкретно-практическое значение для данной аудитории, для жизни и деятельности слушателей. В чем оно?

Схемы служат ориентировочной основой построения содержания выступления в том смысле, что известный материал оратор (лектор, учитель, преподаватель, руководитель, менеджер и др.) может раскрыть в определенной логической последовательности. В этом и будет заключаться самообучение логичному и содержательному построению устного выступления. Если говорить более конкретно, то делать нужно следующее: поставить перед собой цель, разложить тему ради достижения этой цели на логические фрагменты («куски»), расположить их в нужной последовательности, продумать, с какими конкретными целями и задачами будет произнесено содержание этих фрагментов (продумать выводы, к которым они должны подвести слушателей), подобрать наиболее убедительные доводы, факты, цифры для обоснования правильности высказываемой мысли и, наконец, продумать, мысленно сформулировать заключение. Все это нужно записать в плане или тезисах выступления. Если выступление особо ответственное, то целесообразно написать и полный текст речи.

Наибольшей силой воздействия на современную (информированную и грамотную) аудиторию обладают те речи, которые,

во-первых, доказательны (рассуждения оратора убеждают),

во-вторых, информативны (содержат много нового и интересного материала),

в-третьих, теорию органически связывают с жизнью (позволяют слушателям лучше понять жизненные проблемы) и,

в-четвертых, логически стройны (изложение одного вопроса с необходимостью доводит мысль слушателей к восприятию следующего)

НАУЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ

Выступление с докладом состоит из трех частей:

1. Мотивационная (побуждающая)

2. аналитико-синтетическая (написание текста)

3. исполнительная (говорение)

Научный стиль в устной речи осуществляется через монолог (доклад, сообщение, отчет, защита диссертации…), диалог или полилог (дискуссия, дебаты, беседа…)

Мотив речевой ситуации заключается в том, чтобы убедить, обосновав свою точку зрения. Речевое намерение заключается в том, чтобы достичь правильного понимания и одобрения по высказываемой проблеме.

Существует пять типов коммуникативных целей: сообщение, убеждение, одобрение, обсуждение, объяснение.

С помощью сообщения можно доложить, информировать;

убеждения – доказать, обосновать;

одобрения – рекомендовать, подтвердить, поддержать;

обсуждения – опровергнуть, раскритиковать, возразить, отрицать, оспаривать;

объяснения – конкретизировать, показать, охарактеризовать, уточнить, описать, выделить, акцентировать, прокомментировать.

В научном стиле выделяют научное описание (характеристика…), научное сообщение – повествование (отчет…), научное рассуждение (доказательство…).

Как начать выступление?

Очень важно правильно начать выступление (доклад, лекцию, сообщение).

Внимание слушателей можно завоевать следующими способами:

· задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления;

· начать с интересной цитаты по теме выступления;

· начать с конкретного примера из жизни;

· начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением, вещью;

· начать с истории, случая.

Доклад может полностью совпадать с научной статьей. Однако преимущества устной речи заключаются в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгости научного изложения. Доклад допускает определенный «экспромт», что привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.

Не забудьте, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и ее актуальность, а также научное положение – тезис!



2020-02-03 257 Обсуждений (0)
Как начать выступление? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Как начать выступление?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (257)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)