Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Красноречие оратора – не дар природы, а итог постоянной работы над шлифовкой своей речи.



2020-02-03 270 Обсуждений (0)
Красноречие оратора – не дар природы, а итог постоянной работы над шлифовкой своей речи. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ИНФОРМАТИВНОЕ ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Рассматривая этот вопрос, в первую очередь необходимо определиться в двух понятиях – "наглядный" и "демонстрационный" материал.

Демонстрационным материалом может являться все, что чувственно воспринимается человеком.

Наглядный же материал, кроме чувственного восприятия и непосредственного созерцания, должен обладать такими характеристиками, как доступность, убедительность, понятность для наблюдателя.

Качество познания улучшается при условии использования максимального количества органов чувств, однако для того, чтобы воспринимаемый таким образом объект стал наглядным, необходимо, чтобы он отвечал нескольким условиям:

1) этот объект должен быть простым;

2) он должен быть привычным и знакомым;

3) он должен состоять из понятных субъекту элементов.

Необходимость привлечения наглядных материалов подтверждается данными физиологии. Так, например, слуховой анализатор способен воспринять от 20 до 50 тысяч единиц информации в секунду, в то время как зрительный анализатор воспринимает до 3 миллионов. Установлено также, что человек от 80 до 95% информации хранит в зритель­ных образах, а в слуховых не более 20%. Эти количественные ха­рактеристики дополняются и качественными: наглядный материал более реалистичен, предметен, натурален, однозначен.

Выделяют следующую совокупность технологических правил информативного демонстрационного воздействия.

1. Предлагаемый наглядный материал должен быть доступен, прост (не загроможден деталями) и понятен.

2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый наглядный (или демонстрационный) материал оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.

3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета разговора, способствует адекватному вос­приятию и пониманию.

4. Доска, экран, таблица должны иметь горизонтальное расположение с соотношением сторон 3:4, а скругленные углы повышают информационную емкость формы. Наиболее значимую информацию рекомендуется располагать в верхней половине формы, в ее правом углу.

5. Отдельные элементы, заключенные в какую-либо форму, приобретают упорядоченность, поэтому, производя записи на доске, педагогу следует очерчивать выводы прямоугольником, овалом, окружностью.

6. Размеры букв на доске должны быть не менее 1/3 лица педагога, чтобы производимая запись легко прочитывалась даже с последней парты. Увеличение размера букв повышает убеди тельность. Витиеватые буквы требуют больших усилий при прочтении, но по этой же причине оставляют более глубокий след в памяти.

7. Использование цветового разнообразия облегчает восприятие, так как цвет распознается легче и быстрее, чем форма, размер, число.

При использовании современных технических средств (компьютерных технологий), в подготовке так называемых «презентаций», следует руководствоваться этими же правилами. Не следует размещать на слайде ненужную в данный момент информацию, тем более, всевозможные анимационные эффекты, которые отвлекают внимание и часто вызывают раздражение. А вот на рекомендации относительно цвета, размера букв, применяемого шрифта советуем обратить серьезное внимание.

 

 

РЕГЛАМЕНТ ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления. Уложиться в регламент очень важно, в противном случае вас прервут, вы не успеете сказать всего, что рассчитывали, причем вероятно, самого главного, поскольку обычно в конце доклада делаются выводы. От этого качество выступления станет намного ниже и произведенное вами впечатление оставит желать лучшего.

Поэтому не меньшее внимание, чем написанию самого доклада, следует уделить отработке его чтения. Написав черновой вариант, попробуйте прочесть его самому себе или кому-либо вслух (засекая время). При этом, читать нужно не торопясь, но и без лишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Если ваш текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, не стоит делать вывод, что читать нужно вдвое быстрее. Лучше просто пересмотреть доклад и постараться сократить в нем не самое главное, избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов – там, где без них можно обойтись. Сделав первоначальные сокращения, перечитайте текст снова. Если опять не удается уложиться в регламент, значит нужно что-то радикально менять в структуре текста: сократить смысловую разбежку во вводной части (сделать так, чтобы она быстрее подводила к главному), сжать основную часть, в заключительной части убрать все кроме выводов, которые следует пронумеровать и изложить тезисно, сделав их максимально четкими и краткими. Идите в этом направлении до тех пор, пока не получите текст, который вы сможете без усилий прочесть, оставаясь в рамках регламента.

Очень важен и другой момент. Не пытайтесь выступить экспромтом или полуэкспромтом, не отступайте в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста. Это может закончиться плачевно: даже если у вас хорошие ораторские способности, можно потерять ощущение времени, увлечься и выбиться из регламента.

В принципе, доклад, будучи устной формой сообщения, обладает определенными возможностями в плане проявления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований. Чтобы аудитория не уставала вас слушать (особенно если доклад будет длинным), попытайтесь предпринять некоторые шаги специально в этом направлении. Перемежайте сложные идеи, требующие напряженного внимания, шутками из разряда «научных» или забавными притчами, высвечивающими по-своему смысл сказанного вами ранее. Конечно, это следует делать только в том случае, если позволяет регламент.

 

 

* * *

Итак, профессиональное ораторское искусство педагога складывается в опыте его профессиональной работы и развивается при условии, когда педагог обращает внимание на такие стороны деятельности, как построение мысли, составление логически оправданного плана, выделение главной категории в содержании ораторского выступления, предъявление наглядного материала, сопровождение излагаемого собственным отношением, инструментовка совместной со слушателями интеллектуальной работы, этическое выражение своего отношения к слушателям, а также предварительное обустройство ораторской деятельности и финальное завершение ораторского выступления.

Если педагог станет прослеживать качество выделенных блоков своего выступления (на семинаре, на собрании, в научной дискуссии, во время фрагментарного разъяснения вопроса или при написании статьи, отчета, обзора, даже при написании дружеского письма), то он со временем заметит повышенный интерес к его выступлениям. Наивысшей оценкой его собственных ораторских способностей станет «очень умная и доброжелательная публика», «внимательность и вдумчивость слушателей», «высокий интеллектуальный уровень аудитории» и прочие высокие характеристики, которыми оратор будет наделять слушателей своего ораторского выступления.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 



2020-02-03 270 Обсуждений (0)
Красноречие оратора – не дар природы, а итог постоянной работы над шлифовкой своей речи. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Красноречие оратора – не дар природы, а итог постоянной работы над шлифовкой своей речи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (270)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)