Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ



2020-02-03 907 Обсуждений (0)
ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




Условно в информативном воздействии можно выделить два блока — речевой и демонстрационный, которые на практике сливаются воедино.

 

3.1.ИНФОРМАТИВНОЕ  РЕЧЕВОЕ  ВОЗДЕЙСТВИЕ

 

Информативное речевое воздействие обеспечивается пятью технологическими умениями.

1. Пластические умения – этоумения педагога выражать пластикой тела определенные отношения и состояния, а также транслировать некоторую часть информации и влиять на создание благоприятной для восприятия атмосферы (поза, жестикуляция, мелодичность пластики).

2. Логические умения. Эта группа умений связана способностью конструировать содержание и фразы. Одним из наиболее важных умений здесь является соблюдение логической последовательности «тезис – аргумент – иллюстрация», которая понятна и доступна каждому.

3. Экспрессивные умения повышают эмоциональную окраску содержания, делая его более доступным для восприятия.

4. Дискуссионные умения – умения, с помощью которых удается создать (инструментовать) два образа: образ сотрудничества и образ собеседования.

5. Перцептивные умения – группа умений, связанная с чувственным восприятием (умение видеть, умение слышать и т.д.)

Из перечисленных выше, для публичного выступления, особенно важны логические и экспрессивные умения.

3.1.1. ЛОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ.
ТЕЗИС – АРГУМЕНТ – ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Конструирование содержания выступления базируется на древней античной формуле «тезис – аргу мент – иллюстрация».

Тезис — любого порядка суждение по определенной теме и по поводу предмета рассмотрения. Тезис всегда содержит в себе личностный элемент, так как отражает точку зрения оратора или точку зрения другого автора, но разделяемую оратором. Суждениевсегда утверждает некую оценку оратора, поэтому способно вызывать возражения. Приведем примеры самых разных тезисов на одну и ту же тему — «Вода»: Вода - источник жизни. Вода - основное средство гигиены. Вода - замечательная иллюстрация движения. Вода - отличный помощник закаливания организма.

Аргумент поддерживает суждение тем, что предлагает один или несколько доводов в пользу утверждаемого. Аргумент – это то, что позволяет оратору выдвигать определенное суждение и что вынуждает слушателя соглашаться с оратором (или не соглашаться). Мера согласия публики с оратором определяется силой найденного аргумента. Не сила голоса, не авторитет оратора, не его социальный статус или научные звания – именно аргумент становится той великой силой, которая увлекает публику, ведет ее по интеллектуальной дороге оратора.

Тезис и аргументы нуждаются в иллюстрации, чтобы слушатели (дети, коллеги) могли представить явление, о котором идет речь, в ходе восприятия конкретной картинки (образа) жизненного явления.

Наглядный материал обладает многообразием своих видов:

· натуральный предмет (например, живой заяц),

· графическое изображение предмета (например, рисунок моста),

· художественное описание предмета в произведениях искусства разных жанров (например, нежность в вальсах Шопена),

· рассказ о реальном событии (например, что видел оратор на праздничных улицах),

· факт персоналии выдающейся личности (например, путь юного Ломоносова в учебное заведение Москвы),

· символы и условные знаки (например, функции современной семьи, представленные как лучи солнца),

· а также апелляция к воспоминаниям присутствующих слушателей («Вспомним, как мы...»).

Предварительно для слушателей следует очертить совокупность вопросов изложения. Представляется план рассмотрения заявленной темы. Он строится обычно в логике перечисления вопросов: «что-зачем-где-когда-как?». Но не менее удачным станет построение плана, обусловленное основным тезисом: тогда каждое слово тезиса должно быть рассмотрено, эти слова и составляют пункты плана.

Определение ключевого понятия следует за планом и позволяет оратору и слушателям размышлять об одном и том же предмете, ибо определение предмета разговора было дано заранее. Многозначность слов вынуждает неукоснительно исполнять данное требование к ораторскому выступлению. Поэтому привычным для педагога должно быть обращение к словарю, к научной литературе, чтобы, прежде чем выстраивать выступление, обрести и точно сформулировать исчерпывающее определение ключевого понятия.

Ораторская техника требует, чтобы оратор умел произносить по-особому то центральное понятие, которое отражает рассматриваемое явление: с акцентом на данном слове, с опорой на гласные звуки, с артикуляционной тщательностью, с определенной экспрессивной окраской, несущей в себе отношение оратора.

Пробуждению интереса и активизации мышления во время информативного воздействия способствует использование оратором вопросов: репродуктивных, риторических, проблемных.

Риторический вопрос. Специалисты по ораторскому искусству используют риторический вопрос, чтобы украсить свою речь, заполнить паузу, вызвать доверие слушателей, получить от них позитивный отклик на выдвигаемый тезис.

Умелое применение риторического вопроса позволяет управлять вниманием слушателей, повышать их уверенность в себе и своих знаниях, выстраивать более демократичный стиль общения.

Проблемныйвопросиспользуется в целях создания интеллектуального и духовного затруднения у слушателя, когда он не может решить проблему известными ему способами, и это заставляет его искать новые варианты действий.

Выстраивая свое обращение к слушателям, оратор должен иметь в виду, что слова, с которых начинается фраза, воспринимаются с наибольшим вниманием. Неслучайно в культуре человеческих взаимоотношений выработаны определенные нормы приветствия: прежде чем обратиться к кому-либо, следует назвать его по имени, произнести слова приветствия и извинения или использовать другие традиционные формы. Это позволяет уже с самого начала выступления выразить уважение к слушателям, расположить их к себе.

В заключение разговора делается вывод, перечисляются рассмотренные вопросы, производится соотнесение результата с первоначальной целью.

3.1.2. ЭКСПРЕССИВНЫЕ УМЕНИЯ

Экспрессивные умения повышают эмоциональную окраску содержания, делая его более доступным для восприятия. Здесь можно выделить два компонента: образность и интонационную выразительность.

Образкак средство общения представляет собой специфическую форму отражения действительности, когда абстрактная идея переводится в сферу чувственного восприятия. Действительность и условность соединяются в образе вместе, в то время как жесткая апелляция к факту или акцент на индивидуальном субъективном состоянии разрушают его.

Образ – чувственное воспроизведение мысли, которое может быть выражено в примере, метафоре, срав нении, аналогии, символе.

Назначением художественных средств в тексте выступления оратора, является создание образной картинки явления с помощью:

эпитета, рисующего для воображения слушателей качества явления (блистательный юмор, мрачный дом, грязные слова, одухотворенное лицо);

метафоры, которая создает яркий живой образ явления с его сущностными признаками (дружеские советы словаря, море сердитых голосов, наряды, предательски обнажающие отсутствие вкуса, извержение эмоций);

сравнения, помогающего увидеть картинку явления за счет воспроизведения известного предмета (вынослив, как сорняк; красивая, как нежная незабудка; дорогой, как «Мерседес»; работает упорно, как маленький трактор в поле; голоса детей, как колокольчики);

аналогии, воссоздающей дополнительную картинку, помогающей понять сущность первой (подрались, как если бы это были
два петуха, не понимающие из-за чего они так схватились; захватило дух, как если бы стремительно начал падать в пропасть; закончили работу, как если бы мы переплыли на другой берег);

фрагмента художественного произведения или целостного
произведения искусства, иллюстрирующих рассматриваемое явление (рисунки художника Бидструпа о различиях темпераментов
людей – тому классический пример); экспозиция фрагмента художественного произведения может дополняться музыкальным
фоном.

Повышение эмоциональной окрашенности содержания достигается за счет интонационного разнообразия речи педагога. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем выразительнее и доступнее информация, сообщаемая детям. Вспомним еще раз слова А.С. Макаренко о том, что он стал считать себя настоящим мастером, когда научился говорить "иди сюда" с двадцатью оттенками в голосе. Прибавим к этому логическое ударение, которое может в корне изменить смысл одной и той же фразы, и подчеркнем значение паузы в общем логическом строе информативно-речевого воздействия. Особо следует сказать о голосовой тональности: исследованиями установлено, что психологическое доверие к низким голосам гораздо больше, чем к высоким. Учитывая эту закономерность, оратору следует позаботиться о постановке своего голоса, и в этом ему могут помочь специальные упражнения по актерской и педагогической технике.

На что еще необходимо обратить внимание:

Темп речи.Произносить деловую речь следует в размеренном темпе – 100 слов в минуту. Нет необходимости замедлять свою речь, ибо порой это действует усыпляющее. Но нельзя говорить и очень быстро: 150 и более слов в минуту считается неуместным темпом речи. В публичных выступлениях придерживайтесь темпа 100-120 слов в минуту.

Громкость речи.Говорить достаточно громко, но не переходить на крик. Из-за слишком громкой речи у слушателей поневоле может сложиться впечатление, что оратор навязывает им свое мнение, оказывает давление на них; слишком тихая или невнятная речь мешает ее восприятию и пониманию, вызывает у людей раздражение. Громкость достигается небольшим увеличением интенсивности дыхания, а невнятность – четким произношением ясных гласных звуков.

Энергичность речи.Необходимо бороться с вялостью речи, ее монотонностью. Следует модулировать голос в зависимости от смысла произносимых слов и фраз, изменять громкость и темп, чтобы избежать монотонности и сделать речь энергичной. Особое значение имеют паузы, которые подчеркивают важность только что сказанной мысли, отделяют ее от последующих фраз.

Энергичности речи способствует и определенная стойка оратора. Не рекомендуется стоять неподвижно. Застывшее или окаменевшее лицо говорящего не внушает доверия и оставляет у людей впечатление напряженности.

Внешний вид.Оратору нужно заботиться о том, как он выглядит, чтобы знать, какова будет реакция на его образ. Внешний вид подразумевает аккуратность, отказ от броских вещей, спокойную манеру поведения в аудитории и во всех случаях доброжелательное отношение к людям.

В завершение следует отметить: бесспорно, что успех устного выступления на 9/10 определяется подготовкой выступающего. Действительно, только вдумчивая работа над содержанием речи, изучение различных способов воздействия на сознание и чувства слушателей позволяют оратору рассчитывать на эффективность речи.



2020-02-03 907 Обсуждений (0)
ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИНФОРМАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (907)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)