Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая ситуация опроса на уроке и ее влияние на учащихся



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Психологическая ситуация опроса на уроке и ее влияние на учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Психологические аспекты ситуации опроса на уроке рассматривали многие учёные, например, Б. Г. Ананьев.

Воздействие педагога на класс и школьника осуществляется в такой ситуации через: обращение ко всему классу и к отдельному, выделенному для опроса школьнику; вопрос, посредством которого школьник получает задание изложить, сформулировать или обобщить ранее изложенный педагогом материал; оценку ответа по ходу опроса [1, с. 43].

В ситуации опроса учитель обращается к отдельному ученику или к группе учащихся, выделяя их в качестве предмета не только своего, но и классного внимания.

Изменение отношений между педагогом и школьником находит выражение в изменениях речи, являющейся основным средством общения. Речь носит переходящий, обратимый диалогический характер. Вслед за изменениями речи в ситуации опроса происходят другие изменения в деятельности самих школьников. Слушание уже не является основной формой их деятельности и не носит в ситуации опроса фронтальной формы. Субъекты слушания постоянно меняются.

Воздействия педагога приобретают оценочный характер, связывая педагога, школьника, школьный класс в единый комплекс ситуации опроса. Отдельные оценочные обращения и оценочные воздействия педагога по ходу опроса влияют на процесс работы, его содержание и форму, скорость и точность, перестраивая интеллектуальные, эмоциональные и волевые механизмы работы (переживание успеха и неуспеха, притязание, насыщение и т. д.).

Психологи подчёркивают значение техники опрашивания. Если педагог задаёт вопрос в той же форме, в какую было облечено соответствующее знание в учебнике или на уроке, то ответ облегчен ситуационностью вопроса. Шаблонность вопросов педагога автоматизирует ответ школьников, приводит к воспитанию у них ситуационного характера умственной работы. В таких условиях школьники знают хорошо математику или язык лишь на уроке и лишь когда их спрашивает данный педагог в обычной для него форме.

Наоборот, если вопрос поставлен в новой форме, отличной от обычной формы, в которой встречалась данная мысль на уроке или в книге, то ответ затруднен. Иная формулировка вопроса иногда может увести школьника в совершенно другой материал.

Вредно отражается на ответе ученика внушающая постановка вопроса. Внушающие элементы вопроса могут встречаться в вопросе уже в самом обращении педагога к школьнику [1, с. 44].

Сложность интеллектуальной работы во время опроса создает ситуации, аналогичные уходу от трудностей слушания («выход из поля слушания»). К этим ситуациям относятся: схематический ответ; воспроизведение подсказки товарищей; неустойчивый пробный ответ, пытающийся выяснить у педагога еще более конкретный материал и получить помощь для ответа; отказ от ответа; молчание.

Своеобразным синтезом вопроса педагога и ответа ученика является оценивание.

В условиях школы выделяют следующие функции оценки: а) ориентация школьника в состоянии его знаний и степени соответствия их с требованиями учета; б) непосредственная или опосредствованная информация об успехе или неуспехе в данной ситуации; в) выражение общего мнения и суждения педагога о данном ученике. Каждая из этих сторон оценки на уроке является в той или иной форме побуждением к действию или к знанию, и в этом смысле обладает своеобразной стимуляционной силой в отношении умственной работы школьников [1, с. 45].

 

3. Развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе опроса

 

Существенным качеством современного выпускника школы является познавательная самостоятельность, проявляющаяся в готовности и умении своими силами осуществлять познавательную деятельность. Для достижения данного качества необходимо в процессе учебы постоянно проводить такие формы контроля самостоятельной работы, как:

) решение задач, требующих обобщений, сравнения, выводов, а также структурного анализа явлений, уяснения структурно-системного единства и связи фактов; большое значение, при этом, имеют задачи, требующие не простой техники выполнения, а умения проследить за своей работой и оценить ее с точки зрения поставленной цели;

) выполнение упражнений, предполагающих изменение ситуаций, нахождение закономерностей ряда явлений [2, с. 39].

Привитию школьникам умения самостоятельно осуществлять познавательную деятельность способствуют следующие формы работы:

привлечение школьников к исправлению ошибок в устных ответах своих товарищей. Эта работа воспитывает умение анализировать факты и приучает к внимательности.

привлечение школьников к проверке письменных работ товарищей. Эта форма работы тренирует учеников в квалификации ошибок, правильной оценке выполненного задания;

использование ИКТ в ходе опроса. Выполняя на уроках готовые программные продукты в виде тренингов, тестов, учащиеся привыкают к самостоятельности, сразу видят результаты своего труда, т. к. электронные издания позволяют оценить работу. В режиме ONLINE учащиеся 9, 11 классах проходят тестирование на этапе повторения или подготовки к ГИА, ЕГЭ. При работе с ПК в данном случае учащийся только выбирает ответ. Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ. Экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно). С помощью пособия каждый учащийся сможет следовать своим индивидуальным маршрутом, возвращаться к уже пройденному материалу, использовать материал для собственного творчества, создания своих продуктов, в целях запоминания и совершенствования навыков.

 


 



2020-02-04 180 Обсуждений (0)
Психологическая ситуация опроса на уроке и ее влияние на учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая ситуация опроса на уроке и ее влияние на учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (180)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)