Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Возможности исследования индивидуального сознания как многоуровневой системы представленности объектной и социальной действительности в психической реальности субъекта нам предоставляет психосемантический подход в методологии психологии. Методы экспериментальной психосемантики, находясь на стыке качественных и количественных инструментов познания, позволяют нам всесторонне рассмотреть индивидуальные системы значений, а также сопоставить их между собой. Только в сопоставлении мы можем объективно описывать и рассматривать содержание индивидуального сознания.

Целью нашего исследования выступило многостороннее изучение особенностей семантических пространств студентов факультета клинической психологии на примере метафоры профессии, установление характера и закономерностей изменений метафоры профессии студентов психологов, в процессе обучения в высшем учебном заведении на начальном, среднем и завершающем этапе обучения. Под метафорой профессии мы понимаем антропоморфный образ профессии или персонифицированное представление субъекта о профессии. В определении представления мы пользуемся схемой Огдена – Ричардса, согласно которой представление – это субъективное значение, выраженное в определенной знаково-символьной форме и имеющее предметную отнесенность.


Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов

 

В концептуально - теоретической основе своего исследования мы опирались на научные взгляды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Дж. Келли, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелева и П.В. Яньшина. Наше исследование посвящено проблеме развития индивидуальной системы значений, затрагивающей области знания психосемантики. В определении значения мы используем подходы Д.А. Леонтьева и В.Ф. Петренко: «значение как системное качество, приобретаемое смыслом слова или высказывание (компонент этого смысла) в условиях единства смыслообразующего контекста» [Д.А. Леонтьев]; и «значение как система дифференцированных признаков предмета или образа, являющаяся выражением личностного смысла в знаковой форме».

Представление о профессии представляет собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о профессии и личности профессионала; представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В нашем исследовании мы изучаем метафору профессии, как определенный социальный эталон профессионала, обобщенный образ той или иной специальности, отображенный субъектом и дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии.

Мы считаем, что в процессе обучения в высшем учебном заведении происходит становление метафоры профессии. Мы намерены выявить различия в образе профессии на различных этапах обучения: начальном (первый курс), среднем (третий курс) и завершающем (пятый курс). Также мы предполагаем наличие зависимости характера метафоры профессии субъекта от уровня его профессионально важных качеств, поскольку метафора профессии и представление о себе как о профессионале тесно связаны между собой в рамках общего представления о профессии. Представление о себе как субъекте профессиональной деятельности формируется в зависимости от уровня развитости профессионально важных качеств. В частности мы используем такие профессионально важные качества как эмпатия, рефлексия и коммуникативные способности.

В исследовании приняли участие студенты пятого, третьего и первого курсов КГМУ факультета клинической психологии.

При проведении исследования использовались следующие методики: метод семантического дифференциала, реп - тест и цветовой тест отношений, а также ряд методик направленных на исследование профессионально важных качеств.

Для обработки экспериментальных данных мы пользовались пакетом программ STATISTICA 6.0.

В методе семантического дифференциала были предложены 39 шкал, направленных на исследования представления о психологе с последующей статистической обработкой и факторизацией результатов.

Метод реп – теста [Дж. Келли] применяется нами с целью качественного рассмотрения метафоры профессии в рамках индивидуальной системы ролевых конструктов субъекта. В тесте использовались 15 сравнений ролей с включением роли психолога. При обработке результатов полученные описания психолога были разделены на категории, что позволило произвести статистическую обработку результатов.

Цветовой тест отношений [О.С. Сермягина; А.М. Эткинд; П.В. Яньшин] – используется для оценки характера метафоры профессии. В использовании данного метода мы полагаемся на концепцию цветового значения П.В. Яньшина. Согласно его высказываниям цвет входит в структуру значений различного типа, и цветовое значение выражается, прежде всего, в отношении субъекта к предмету представления. Поэтому мы, основываясь на выводах П.В. Яньшина, применяем данный метод для исследования субъективного отношения к профессии психолога, как составляющего метафоры профессии. При интерпретации мы основывались на социально – психологическом феномене поляризации цвета. В исследованиях П.В. Яньшина показано, серый, черный и коричневый цвета соотносятся с негативными эмоциями, низким моральным статусом и выступают как «негативные» цвета. Мы будем наблюдать расположение этих «негативных» цветов в позициях выбора испытуемого для осуществления статистической обработки. Мы увидели преобладание выбора «негативных» цветов у студентов пятого курса. Этот факт позволяет нам судить о характере представления о душевной болезни.

 



2020-02-04 157 Обсуждений (0)
Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психосемантический анализ становления метафоры профессии в процессе обучения в высшем учебном заведении на примере студентов психологов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)