Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психосемантическая диагностика профессиональной идентичности студентов-психологов с различными формами обучения



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Психосемантическая диагностика профессиональной идентичности студентов-психологов с различными формами обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На современном этапе развития психологии проблемы личностного роста, самореализации, становления идентичности человека приобретают все большую актуальность. Одной из составляющих личностной идентичности является профессиональная идентичность.

Профессиональная идентичность, в данном случае, выступает как часть Эго-идентичности и играет значительную роль в становлении личности человека. Именно профессиональная деятельность дает человеку возможности для реализации и роста. По мнению Д. Сьюпера, профессиональное развитие состоит в развитии и реализации Я-концепции, а взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей. В современном обществе ожидается, что профессиональная идентификация должна пройти, по меньшей мере, частично, на этапе получения профессионального образования. Содержание учебного процесса в высших профессиональных учебных заведениях во многом опирается на отождествление студентов с будущей профессиональной позицией. Однако далеко не всегда в реальности можно наблюдать такого рода идентификацию, и тому есть много самых разных причин. Очевидно, что разные формы обучения и разные траектории профессионального становления будут по-разному влиять на полноту и направленность процесса профессиональной идентификации. Можно, в частности, предположить, что показатели сформированности профессиональной идентичности у студентов, получающих высшее образование в области психологии, при очной и заочной формах обучения, будут различными.

С целью проверки выдвинутой гипотезы проводился сравнительный анализ характера профессиональной идентичности студентов очного и заочного отделения психологического факультета ТГГПУ.

Для выявления характера профессиональной идентичности была разработана анкета, включающая вопросы о мотивах поступления в вуз, а также психосемантический метод множественных идентификаций (В.Ф. Петренко). При разработке методики мы исходили из предположения, что профессиональная идентификация будет являться не основной и не обязательной, по – разному соотносясь с другими вариантами идентификаций. Объектами оценивания выступали 10 образов (среди них: «Я сейчас», «Я в будущей профессии», «мои родители», «интеллигентный человек», «хороший психолог», «богатый человек», «мой учитель», «востребованный переводчик», «преуспевающий бизнесмен», «счастливая женщина», «состоявшийся мужчина»), параметрами оценки являлись 18 положительных качеств личности, которые предполагались как профессионально важные (общительность, эмоциональность, ораторские способности, креативность и т.д.). В исследовании принимало участие 92 студентки 5 курса очного отделения факультета психологии и 96 студенток 5 курса заочного отделения факультета психологии ТГГПУ.

При обработке данных было установлено, следующее. Студентки очного отделения связывают образ «Я сейчас» с образами «счастливая женщина» (r=0,75). Также выявлена более слабая связь с образами «интеллигентный человек» (r=0,5), «мой любимый учитель» (r=0,46). Образ «Я сейчас» противопоставляется образу «богатый человек» (r=-0,7), «состоявшийся мужчина» (r=-0,6) и «хороший психолог» (r=-0,3). Связь с образом «мои родители» отсутствует (r=0,1). То есть студентки очного отделения отождествляют себя с образами «счастливая женщина» «интеллигентный человек», но не с образами профессионалов. Это, возможно, связано с проявлением кризиса профессиональной идентичности, который, по Э.Ф. Зееру, является закономерным этапом развития профессиональной идентичности людей, оканчивающих вуз, и еще не начавших профессиональную деятельность.

Образ «Я в будущей профессии» отождествляется с образами «мой любимый учитель» (r=0,8), «хороший психолог» (r=0,8), «состоявшийся мужчина» (r=0,77), «интеллигентный человек» (r=0,78), и более низкие показатели при отождествлении с образами «богатый человек» (r=0,36), «счастливая женщина» (r=0,43). Таким образом, в семантическом поле профессии (в частности, профессии психолога, наблюдается слабая дифференциация образов, т.е. когнитивная простота), что указывает на достаточно смутные представления студентов очного отделения о своей будущей профессии. Однако следует отметить отсутствие связи образа "Я в будущей профессии" с образами материального благополучия, существенного и желаемого в условиях современной жизни, но трудно достижимым в сфере данной профессии. Это свидетельствует об отсутствии иллюзорных представлений об этом аспекте своей будущей профессии.

В представлениях студенток заочного отделения наблюдается иная картина. Образ «Я сейчас» отождествляется с образами «богатый человек» (r=0,86), «состоявшийся мужчина» (r=0,78), и несколько слабее с образом «хороший психолог» (r=0,42), «мой любимый учитель» (r=0,3). Обратная связь наблюдается при отождествлении с образами «мои родители» (r= -0,3) и «счастливая женщина» (r= -0,4). То есть заочницы имеют более четкие представления о своем образе, как образе состоявшегося профессионала. Этот факт можно объяснить тем, что практически все они - взрослые люди, имеющие определенный опыт работы в различных сферах, не только в сфере психологии, поэтому кризисный период, так остро проявляющийся у студентов очного отделения, «сглаживается», а профессиональное обучение в вузе укрепляет их профессиональную идентичность, в том числе, как психолога.

Студентки заочного отделения связывают образ «Я в будущей профессии» с образами «мой любимый учитель» (r=0,78), "хороший психолог" (r=0,7), «интеллигентный человек» (r=0,72), «состоявшийся мужчина» (r=0,7). Связь образами «мои родители» (r=0,34) и «счастливая женщина» (r=0,07) отсутствует.

Проведенное исследование показало, что характер профессиональной идентификации у студенток очного и заочного отделений различен. Студентки очного отделения при окончании профессионального обучения переживают кризисный этап в становлении своей профессиональной идентичности наиболее остро. Более сформированная профессиональная идентичность прослеживается у студенток - заочниц, возможно, это связано с возрастом, более определенной социальной позицией, и тем, что студентки-заочницы уже имеют опыт профессиональной деятельности, поэтому находятся на ином уровне становления профессиональной идентичности. Также семантика образов себя как профессионала у студенток-заочниц довольно маскулинна, связана с переходом в мужскую ролевую позицию.

 



2020-02-04 165 Обсуждений (0)
Психосемантическая диагностика профессиональной идентичности студентов-психологов с различными формами обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психосемантическая диагностика профессиональной идентичности студентов-психологов с различными формами обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)