Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности образа профессии у студентов



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Особенности образа профессии у студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопросы, связанные с выбором профессии, с профессиональным самоопределением и становлением, самореализацией личности приобрели в настоящее время особую значимость, так как сегодня общество выдвигает новые требования к человеку — способность к самостоятельной постановке жизненных целей, независимость, возможность осуществлять свободный выбор. Одним из необходимых условий выбора профессии и становление профессионала является осознанное выделение реальных связей характеристик профессиональной деятельности, формирования образа профессии как регулирующего компонента освоения профессии.

Л.М. Митина говоря о выборе профессии, отмечает, что «важным является и то, что образ профессии, как когнитивное и эмоциональное образование, в определенной мере меняет систему общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей.» [4]

Значение субъективного образа профессии и труда, как целесообразной регуляции и саморегуляции трудовой деятельности отмечал Е.А. Климов.

С.В. Зиброва исследует образ профессии, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального сознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности - с другой стороны.

Образ профессии содержит в себе мотивирующий, индивидуальный и субъективный компонент образа себя и фрагментов мира.

Одними из интегральных компонентов образа профессии, по нашему мнению, являются стили человека.

В.С. Мерлин отмечал, что стиль отражает «взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Индивидуальный стиль деятельности следует понимать не как набор отдельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат. Отдельные действия образуют целостную систему именно благодаря целесообразному характеру их связи».

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что образ профессии строится на основании когнитивных стилей, стилей мышления, общения, деятельности, как интегральных показателей требований профессии и личностных особенностей.

Для проверки нашей гипотезы мы использовали методику репертуарных решеток Келли. Выбор профессии для оценки осуществлялся индивидуально. Респонденты выбирали несколько профессий, которые им нравятся и несколько профессий, которые им не нравятся. Выделение конструктов производилось методом триад. В эксперименте участвовали 35 студентов юридической, психологической и морской специальностей. Студенты выбрали свои специальности и дополнительно профессии бухгалтера, экономиста, дизайнера, актера, военного, математика, программиста, химика. Использовалась оценочная решетка. Проводился факторный анализ общей матрицы оценок с последующим варимакс вращением факторов.

Выделено семь факторов:. «инновационность - рутинность», «доверчивость - скептицизм», «широта – узость», «вербальное мышление – образное мышление», «неопределенность – стабильность», «консерватизм - радикализм», «импульсивность – погруженность в себя».

Несложно заметить, что в образе профессии представлены характеристики, которые могут быть отнесены как к особенностям профессий, так и к личностным качествам. Однако, факторы «широта – узость», «импульсивность – погруженность в себя», «вербальное мышление – образное мышление» и «неопределенность – стабильность» являются когнитивными стилями; «консерватизм - радикализм» и «инновационность - рутинность» являются стилями постановки и решения проблем.

 


Заключение

 

Таким образом, нами были изучены особенности системной организации метафоры профессии в процессе ее становления, и выявлены статистические и качественные различия в восприятии студентов своей будущей профессии в зависимости от этапа обучения.

Студенты, формируя образ профессии, пользуются конструктами, фактически являющимися характеристиками когнитивных стилей. Студентки как очного, так и заочного отделений не имеют иллюзорных представлений по поводу высокооплачиваемости своей будущей профессии. Еще одной общей тенденцией является то, что студенты не связывают образы «Я сейчас» и «Я в будущей профессии» с образом «мои родители», то есть профессиональная идентификация не опирается на реальную модель, какой мог бы выступать образ жизни родителей.


Список литературы

1. Леонтьев Д.А. (2008) Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности, 2-е изд. – М.: Смысл

2. Петренко В.Ф. (2008) Методология экспериментальной психосематнтики // Вопросы психологии, №2.

3. Петренко В.Ф. (2005) Основы психосемантики. – СПб.: Питер.

4. Петренко В.Ф, Митина О.В. (2007) Психосемантический анализ динамики общественного сознания: На материале политического менталитета. – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ

5. Шмелев Г.А. (2002) Традиционная психометрика и экспериментальная психосемантика: объектная и субъектная парадигма анализа данных // Вопросы психологии, №5.

6. Зиброва С.В. Профессиональное сознание: репрезентация и образ профессии. – Дисс. …канд. психол. наук. – Красноярск, 2008.

7. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.

8. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 2006.

9. Психологическое сопровождение выбора профессии./ Л.М. Митиной. – М., 2008.

10. Холодная М..А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. СПб.: Питер, 2004.



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Особенности образа профессии у студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности образа профессии у студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)