Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и функции бюджетирования



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Сущность и функции бюджетирования 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение 4

1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии. 7

1.1. Сущность, роль и задачи финансового планирования 7

1.2. Принципы и методы финансового планирования 11

1.3. Виды и формы финансовых планов. 17

1.4. Сущность и функции бюджетирования 21

2. Анализ системы финансового планирования на предприятии ООО «Лизинг-твист». 26

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия 26

2.2. Анализ системы финансового планирования и бюджетирования 37

2.3. Недостатки системы финансового планирования и бюджетирования 47

3. Совершенствование системы финансового планирования на предприятии ООО «Лизинг-твист» 50

3.1. Автоматизация финансового планирования 50

3.2. Мотивация сотрудников для реализации финансовых планов. 60

Заключение 65

Список литературы. 69

Приложения 72

 

 

Введение

Актуальность дипломной работы обусловлена, прежде всего, тем, что финансовое планирование является одним из важнейших составных элементов управления финансами предприятия в современных условиях.

Финансовое планирование, как и любой другой его вид, - это, во-первых, определение будущего предприятия и его структурных подразделений, во-вторых, проектирование желаемых результатов деятельности предприятия и, в-третьих, выбор методов и средств (ресурсов) и определение последовательности действий в достижении желаемых результатов.

Финансовый план предприятия - основной инструмент реализации его финансовой политики. В процессе формирования и выполнения финансового плана решаются задачи оптимизации структуры капитала, обеспечения финансовой устойчивости предприятия, повышения его инвестиционной привлекательности для инвесторов и кредиторов. В процессе текущей производственно - хозяйственной деятельности задачей финансового плана является обеспечение денежными средствами всех направлений и функций управления - производственной, маркетинговой, инвестиционной и др.

Внедрение на предприятии системы планирования призвано решить следующие задачи:

· повышение эффективности использования ресурсов предприятия;

· обеспечение координации деятельности и обеспечение взаимосвязи интересов отдельных подразделений и предприятия в целом;

· прогнозирование, анализ, оценка различных вариантов хозяйственной деятельности предприятия и повышение обоснованности принимаемых управленческих решений;

· обеспечение финансовой устойчивости и улучшение финансового состояния предприятия.

Целью настоящей работы является анализ и совершенствование системы финансового планирования в лизинговой компании.

Задачи дипломной работы:

1. раскрыть сущность, роль и задачи финансового планирования;

2. рассмотреть принципы и методы финансового планирования;

3. исследовать виды и формы финансовых планов;

4. проанализировать систему финансового планирования и бюджетирования на предприятии;

5. разработать рекомендации по улучшению системы финансового планирования и бюджетирования на предприятии.

Объектом исследования дипломной работы является ООО «Лизинг-твист». Предметом исследования является система финансового планирования на предприятии.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области финансового планирования и бюджетирования.

В теоретической части дипломной работы применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения; в практической части исследования использовались расчетно-аналитические методы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по совершенствованию системы финансового планирования на предприятии ООО «Лизинг-твист».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении раскрывается актуальность обозначенной темы, выделяются объект, предмет исследования, определяются цель и задачи, научные методы.

В первой главе представлены теоретические основы финансового планирования на предприятии основы. Вторая глава имеет аналитический характер. В ней представлена краткая характеристика деятельности лизинговой компании, проведен анализ системы финансового планирования и бюджетирования.

Третья глава является практической. В ней представлены предложения по улучшению системы финансового планирования на предприятии. Все предложения и рекомендации носят конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение.

В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения.

 

 

1. Теоретические основы финансового планирования на предприятии

1.1. Сущность, роль и задачи финансового планирования

Финансовое планирование представляет собой процесс разра­ботки системы финансовых планов и показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его деятельности в предстоящем периоде.

Необходимость составления планов определяется многими причинами. Выделим некоторые из них, являющиеся, по нашему мнению, основными [27; с. 359]:

· неопределенность будущего;

· координирующая роль плана;

· оптимизация экономических последствий;

· ограниченность ресурсов.

Финансовое планирование должно быть направлено на дости­жение следующих целей [5; с. 460]:

· определение объема предполагаемых поступлений денежных
ресурсов (в разрезе всех источников, видов деятельности) исходя
из намечаемого объема производства;

· определение возможностей реализации продукции (в натуральном и стоимостном выражении) с учетом заключаемых договоров и конъюнктуры рынка;

· обоснование предполагаемых расходов на соответствующий
период;

· установление оптимальных пропорций в распределении финансовых ресурсов;

· определение результативности каждой крупной хозяйствен­ной и финансовой операции с точки зрения конечных финансо­вых результатов;

· обоснование на короткие периоды равновесия поступления
денежных средств и их расходования для обеспечения платеже­способности компании, ее устойчивого финансового положения.

К проблемам, которые призвано решать финансовое планиро­вание, можно отнести следующие:

· обеспечение финансовыми ресурсами производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

· увеличение размера прибыли, повышение показателей рентабельности;

· обеспечение реальной сбалансированности планируемых
расходов и доходов предприятия;

· определение финансовых взаимоотношений с бюджетами,
банками и т.д.;

· контроль за финансовым состоянием и платежеспособнос­тью предприятия.

Систему финансового планирования на предприятии можно раз­делить на три составляющие:

1) разработка финансовой стратегии предприятия;

2) текущее финансовое планирование;

3) оперативное финансовое планирование.

Финансовая стратегия предприятия представляет собой систе­му долгосрочных целей финансовой деятельности предприятия. Разработка финансовой стратегии предприятия - процесс длитель­ный, требующий основательного подхода и определенной квали­фикации разработчиков. Финансовая стратегия предприятия должна формулировать основные цели предприятия и пути их до­стижения таким образом, чтобы обеспечить единую направлен­ность действий предприятия.

Процесс формирования финансовой стратегии должен прохо­дить ряд этапов, к которым относится:

· определение общего периода ее формирования;

· формирование стратегических целей финансовой деятельно­сти;

· конкретизация показателей финансовой стратегии по пери­одам ее реализации;

· оценка разработанной финансовой стратегии.

Определение общего периода формирования финансовой стратегии зависит от предсказуемости развития экономики в целом конъюнктуры рынка. В современных условиях финансовая стратегия охватывает период времени от трех до пяти лет.

В качестве главных целей финансовой деятельности выделяют максимизацию прибыли предприятия, оптимизацию структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости, обеспечение инвестиционной привлекательности и повышение рыночной стоимости предприятия.

Очень важно сформулировать стратегические цели четко кратко, отразить каждую из целей в конкретных финансовых показателях. Оценка эффективности финансовой стратегии может проводиться по таким параметрам, как внутренняя сбалансированность финансовой стратегии; согласованность ее с внешней средой (экономикой страны, конъюнктурой финансового рынка и т.д.); приемлемость уровня финансовых рисков; результативность финан­совой стратегии, выраженная в рассчитанных финансовых коэф­фициентах.

Финансовая стратегия, являясь составной частью общей стратегии развития предприятия, должна быть согласована с целями и направлениями, сформулированными общей стратегией.

Текущее планирование финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе разработанной финансовой стратегии. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке текущего финан­сового плана необходимо исходить из целей финансового плани­рования на предстоящий год и решать задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана дос­тигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка те­кущего финансового плана должна быть ориентирована на обес­печение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно со­ставлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой оп­ределяются источники финансирования по каждой статье плани­руемых расходов.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработ­ке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь служит сред­ством ранней диагностики финансового состояния предприятия, помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовре мя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. В про­цессе составления платежного календаря формируется информа­ционная база о движении денежных средств предприятия, прово­дится анализ неплатежей, осуществляется расчет потребности в краткосрочном кредите или размера и сроков временно свобод­ных денежных средств предприятия.

Платежный календарь составляется на месяц с подекадной раз­бивкой. Реже встречается разбивка на пятидневки и 15 дней. Фи­нансовое планирование на столь короткие периоды времени яв­ляется процессом непрерывным и требует постоянного контроля за состоянием запасов и дебиторской задолженности, за производ­ством и реализацией.

В рамках оперативного финансового планирования помимо платежного календаря составляется кассовый план предприятия. Кассовый план предприятия отражает поступления и выплаты наличных денежных средств через кассу. Своевременная обеспе­ченность наличными денежными средствами также является не­маловажным фактором в финансовой деятельности предприятия. Кассовый план разрабатывается на один квартал и отражает предполагаемые выплаты по фонду заработной платы, фонду по­требления и прочие выплаты и поступления наличных денег.

Задачи текущего и оперативного финансового планирования на предприятии призвана также выполнять система внутрифирмен­ного бюджетирования, рассматриваемая ниже.

1.2. Принципы и методы финансового планирования

Принципы финансового планирования определяют характер и содержание этого вида управленческой деятельности на пред­приятии. Общепризнанными являются следующие принципы фи­нансового планирования на предприятии:

· финансовое соотношение сроков («золотое банковское пра­вило») - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки. Капитальные вложения на длительный срок целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств;

· платежеспособность - финансовое планирование должно обеспечивать платежеспособность предприятия на всех этапах деятельности;

· оптимальность капитальных вложений - для капитальных
вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (например, финансовый лизинг). Привлекать кредиты банков выгодно лишь в том случае, если обеспечивается действие эффекта финансового рычага;

· сбалансированность рисков - наиболее рисковые долгосроч­ные инвестиции целесообразно финансировать за счет собствен­ных источников;

· соответствие условий и потребностей рынка - для предпри­ятия необходимо учитывать конъюнктуру рынка, реальный спрос на производимую продукцию (услуги) и возможную реакцию на изменения на рынке;

· предельная рентабельность - целесообразно выбирать те объекты и направления инвестирования, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

В финансовом планировании используется ряд методов планирования финансовых показателей:

· расчетно-аналитический;

· метод оптимизации плановых решений;

· балансовый;

· нормативный;

· метод экономико-математического моделирования.

Расчетно-аналитический метод основан на прогнозировании финансовых показателей на основе анализа их достигнутой величины. Данный метод применяется, когда взаимосвязь между показателями устанавливается не прямым способом, а косвенно на основе изучения их динамики за ряд периодов. При использова­нии данного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Расчет планируемой величины финансовых показателей мож­но отразить в следующем виде:

Фппл = Фпотч * I

где Фппл - планируемая величина финансового показателя;

Фпотч - отчетное значение финансового показателя;

I - индекс изменения финансового показателя.

Метод оптимизации плановых решений сводится к разработке нескольких вариантов расчетов, из которых выбирают один. При выборе наиболее оптимального варианта могут применяться следующие критерии:

· максимальная рентабельность вложенного капитала;

· максимальное значение прибыли;

· максимальная оборачиваемость капитала;

· оптимальное соотношение заемных и собственных средств предприятия;

· минимальное значение приведенных затрат и т.д.

Балансовый метод планирования финансовых показателей со­стоит в увязке планируемого поступления и использования фи­нансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планиру­емого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Нормативный метод основывается на системе норм и норма­тивов, используемых для расчета целого ряда показателей финан­сового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

· федеральные;

· региональные;

· местные;

· отраслевые;

· групповые;

· внутренние (нормы и нормативы предприятий).

При определении налоговых платежей предприятие использу­ет ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Примером групповых нормативов являются льготные налоговые ставки, установленные для малых предприятий, особые возможности начисления амортизации: в акционерных обществах - это нормативы отчислений в резерв­ный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ре­монтного фонда, резервировании средств под обесценение вложе­ний в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

Методы экономико-математического моделирования позволя­ют установить количественно определенную взаимосвязь между планируемым показателем и факторами, его определяющими.

Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

y = f (х1, x2, ... ,хn),

где у - планируемый финансовый показатель;

хi – i-й фактор, i = 1, ..., n.

Широкое применение в планировании финансовых показате­лей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зави­симость среднего значения финансового показателя (рассматриваемого как случайная величина) от одного или нескольких факторов:

y = а01х1 + ... + аnхn

где а0, a1, ..., аn - параметры (коэффициенты регрессии), кото­рые оцениваются из статистических данных;

у - среднее значе­ние финансового показателя;

х1, ..., хn - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

Следует иметь в виду, что небольшой период исследования не позволяет выявить общие закономерности. Выбор слишком большого периода тоже чреват определенными неточностями в про­гнозировании. Наиболее оптимальным на сегодняшний день счи­тается период в 1 - 2 года.

Применение описанных выше методов дает возможность оп­ределить планируемые значения отдельных финансовых показа­телей, но для разработки финансового плана в виде баланса до­ходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволя­ющие свести баланс.

Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и ак­тивов баланса), называемого «пробкой», и определении путей лик­видации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточно­сти средств для финансирования деятельности предприятия с на­меченными расходами на сырье, материалы, приобретение обо­рудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения до­полнительного финансирования, например, за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита уве­личит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, по­зволяющих ее ликвидировать.

Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и рас­ходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия по­лучил название метода пропорциональной зависимости показате­лей от объема реализации, или метода процента от продаж.

Процедура этого метода основана на следующих предположе­ниях:

· основные средства организации задействованы на полную мощность и увеличение объема реализации потребует дополни­тельных инвестиций;

· предприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигну­тому объему реализации);

· изменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.

Алгоритм расчетов методом процента от продаж:

1. Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорци­онально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, вклю­чаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).

2. Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при
росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносятся в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.

3. Определяется нераспределенная прибыль прогнозного года:
к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов на этой итерации расчетов принимается на уровне отчетного года).

4. Выявляется потребность в дополнительном финансировании
и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источ­ников и т.д.

5. Формируется вариант второго приближения с учетом эффек­та обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не
только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).

6. В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, сле­дует провести еще несколько итераций, на каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.

Сложившиеся подходы российских предприятий к разработке финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффектив­но и в полной мере решать задачи и достигать целей, определен­ных в финансовой стратегии развития предприятия. Финансовое планирование, как правило, оторвано от маркетинговых исследо­ваний и опирается на план производства, а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей от плано­вых. Процесс финансового планирования затянут во времени, при планировании преобладает затратный механизм ценообразования, отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные, не используется понятие маржинальной прибыли, не проводится анализ безубыточности, не оценивается эффект операционного рычага и не рассчитывается запас финансовой прочности.

Рыночная экономика требует качественно новых подходов к вопросам финансового планирования на предприятии. Многие проблемы внутрифирменного финансового планирования могут решаться посредством применения новых современных техноло­гий планирования. Для организации наиболее эффективного фи­нансового планирования в отечественной практике все чаще ис­пользуется система бюджетирования.

1.3. Виды и формы финансовых планов

Конкретное проявление процесса финансового планирования организации (предприятия) заключается в разработке, утвержде­нии и исполнении финансовых планов и отдельных показателей этих планов

Финансовый план представляют собой совокупность доку­ментов определенной формы, которые характеризуют различные стороны финансовых отношений организации (предприятия и корпорации).

Законодательство не предусматривает обязательность разработ­ки, утверждения и предоставления форм финансовых планов орга­нам государственной власти и управления. Однако косвенные ре­комендации по их составлению предопределяются в соответствии с требованиями, например, Налогового кодекса Российской Федерации, законодательства о банковской деятельности, малом пред­принимательстве и других актов и документов.

Финансовые планы классифицируются в зависимости от планового периода, на который они разрабатываются [16; с. 440]:

· оперативные финансовые планы, которые составляются на ме­сяц, декаду или неделю;

· текущие финансовые планы, которые разрабатываются на год
с поквартальной разбивкой;

· среднесрочные финансовые планы, которые разрабатываются на
плановый период от одного года до трех лет;

· перспективные (долгосрочные) финансовые планы, которые
разрабатываются на пять и более лет планового периода;

· программные финансовые планы, которые разрабатываются на
конкретные периоды внедрения и использования программ предпринимательской деятельности по сферам хозяйствования.

Финансовые планы по всем формам составляются только на незначительном по видам количестве предприятий и корпораций.

На малых предприятиях всех форм собственности, как прави­ло, разрабатываются только оперативные финансовые планы, так как невозможно рассчитать на перспективу состояние финансовых ресурсов, объемы и структуру производства и выручки, в том чис­ле выручки от реализации продукции (работ, услуг) и т.п.

Оперативные и текущие финансовые планы начинают разрабатываться, как правило, со средних организаций (предприятий), где мотивами развития становятся расширение сферы деятельнос­ти и закрепление на рынке товаров и услуг. Основной целью разра­ботки финансовых планов является разработка наиболее эффек­тивных путей использования прибыли и нахождение дешевых привлеченных и заемных финансовых ресурсов.

Оперативные, текущие и перспективные планы разрабатыва­ются в крупных, сверхкрупных организациях (предприятиях), кор­порациях и транснациональных компаниях. Целью разработки ком­плекса финансовых планов и разработочных таблиц является: освоение внутренних и внешних рынков ресурсов и сбыта продук­ции (работ, услуг); выпуск новых видов продукции. Программные финансовые планы разрабатываются по мере необходимости, а в крупных и сверхкрупных организациях (предприятиях) они носят систематический характер с подробной характеристикой исходной информации, результатов деятельности и определением центров ответственности.

Финансовые планы как документы включают в себя несколько форм (регистров), которые могут иметь следующий вид:

· Смета затрат представляет собой форму планового расчета, определяющую потребность предприятия в денежных средствах на
предстоящий период и последовательность действий по исчис­лению показателей. Разрабатывается на квартал, полугодие, год,
программу.

· Баланс доходов и расходов характеризует поступление и расходование денежных средств на планируемый период, разраба­тывается на квартал, год, программу.

· Инвестиционный план отражает потребность в денежных ресурсах, направляемых на инвестиционную деятельность, и источ­ники их формирования, разрабатывается на квартал, год, про­грамму.

· Кредитный план представляет собой план получения и погашения
кредитов банков, разрабатывается на квартал, год, программу.

· Валютный план показывает поступления и расходование денежных средств в иностранной валюте, разрабатывается на квартал,
год, программу.

· Прогноз баланса активов и пассивов отражает величину показателей актива и пассива бухгалтерского баланса по истечении)
предстоящего периода. Разрабатывается на год, программу.      

· План движения денежных ресурсов отражает движение наличных и безналичных денежных средств по организации (предприятию) и по видам деятельности на определенный период, разра­батывается на квартал, год, программу.        

· Платежный календарь (баланс) отражает доходы и расходы на
предстоящий период, разрабатывается на месяц с подекадной
разбивкой.

· Кассовая заявка (план) отражает поступление денежных,
средств на счета в банках и в кассу и потребность в этих денеж­ных средствах, разрабатывается на квартал.

· Разработочные таблицы. Такие таблицы составляются и раскрывают или дополняют характеристики определенных сторон финансовых показателей, в том числе:

· План распределения валовой и чистой прибыли отражает все
аспекты использования прибыли и представляет собой расчет
валовой, налогооблагаемой и чистой прибыли, разрабатывается
на квартал, год, программу.

· План взаимоотношений с бюджетом показывает отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и отчислений в бюджет и государственные фонды денежных средств и поступления денеж­ных средств из централизованных денежных фондов, с учетом взаиморасчетов, разрабатывается на квартал, год, программу.

· План налогов и отчислений (налоговый бюджет) отражает взаи­моотношения с бюджетом и государственными фондами денеж­ных средств, разрабатывается на квартал, год, программу.

· Расчет амортизационных отчислений по методам в соответствии с бухгалтерским учетом и для налогообложения.

· План потребности в оборотных средствах отражает излишек или недостаток собственных оборотных средств и источники их покрытия и пополнения.

· Прочие.

Кроме того, следует учитывать, что в процессе финансового планирования используются стандартные формы отчетности, ко­торые организация (предприятие) предоставляет в обязательном порядке органам власти и управления, статистики и т.п. Финансовые планы и разработочные таблицы являются осно­вой процесса бюджетирования затрат организации (предприятия).

В процессе финансового планирования формируются проекты оперативных, текущих и перспективных финансовых бюджетов. Для организации системы бюджетирования создаются центры ответ­ственности. Завершающим элементом процесса бюджетирования является консолидированный бюджет организации (предприятия). Однако все показатели документов, представляющих финансо­вый план организации (предприятия), также требуют расчетов с применением вышеназванных методов, способов и приемов финан­сового планирования.

Сущность и функции бюджетирования

В литературе приводятся самые различные определения понятий «бюджет», «бюджетирование». По определению Британского института финансовых менеджеров, «бюджет - это план, представ­ленный в денежном выражении, подготовленный и одобренный для определенного периода времени, в котором обычно показа­ны предстоящие поступления и (или) расходы данного периода, и капитал, который необходимо использовать для достижения по­ставленных целей».

«Основной бюджет - это финансовое, количественно опреде­ленное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей» - мнение американских специалистов.

Таким образом, бюджетирование - это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и приня­тия оптимальных управленческих решений.

Процесс бюджетирования состоит из следующих этапов [22; с. 83]:

1) планирование деятельности организации в целом, а также ее отдельных подразделений;

2) определение показателей, которые будут использоваться при оценке этой деятельности;

3) обсуждение возможных поправок в планах, связанных с новой ситуацией;

4) корректировка планов с учетом предложенных поправок.

Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и так­тические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению. Наиболее важными требованиями к бюджетам являются сле­дующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопостави­мость, корректность, согласованность, оперативность и функци­ональность.

Привлекательность бюджетирования для российских предпри­ятий в нынешних условиях заключается в следующем:

· во-первых, бюджетирование пришло на смену существовав­шей ранее системы планирования, когда показатели «спускались сверху», когда связь планирования с финансами прослеживалась с трудом, ничего не появилось, кроме бизнес-плана. Но бизнес-план решает несколько иные задачи, чем финансовое планирова­ние деятельности предприятия;

· во-вторых, бюджетирование особо привлекательно для вновь
создаваемых предприятий, когда важно с самого начала представ­лять перспективы развития и необходимые объемы инвестиций,
иметь финансовые сметы и прогнозируемые финансовые показа­тели. Таких предприятий в условиях развития рыночного хозяй­ствования в России очень много;

· в-третьих, бюджетирование дает возможность осуществле­ния финансового контроля, принятия оперативных управленчес­ких решений. В условиях нестабильности в экономике это нема­ловажный фактор.

Но существуют определенные трудности, которые возникают при внедрении бюджетирования на предприятиях в условиях Рос­сии. Изначально это недостаток информации. Отсутствуют струк­туры, которые собирали бы информацию, необходимую для вне­дрения бюджетирования, и анализировали во всем его многооб­разии. Ту информацию, которой обладает бухгалтерия, можно использовать для финансовой отчетности, но ее недостаточно - она не годится ни по форме, ни по регламенту для бюджетного управления. Это обусловливает невозможность применения в су­ществующей информационной среде готовых западных техноло­гий финансового планирования.

По мнению специалистов Центра международного бизнеса и регионального развития, в настоящее время серьезные измене­ния претерпела логика хозяйственного планирования. Для мно­гих предприятий РФ до сих пор планирование осуществляется по принципу «от достигнутого». Если раньше этот принцип реализовывался в виде прироста объемов производства по сравнению с предыдущим годом, то теперь он выражается в стремлении как можно больше загрузить производственные мощности. Делается это чаще всего в независимости от того, может ли быть реализо­вана вся выпускаемая продукция, может ли предприятие получить за нее деньги в полном объеме.

Система бюджетирования предполагает многовариантный ана­лиз финансовых последствий реализации намеченных планов, предусматривает анализ различных сценариев изменения финан­сового состояния предприятия, оценки финансовой устойчивос­ти в изменяющихся условиях внешней хозяйственной среды.

Бюджетирование выполняет три основные функции: планиро­вания, учета, контроля.

Функция планирования. Данная функция является самой важ­ной. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспекти­вам деятельности предприятия, все затраты и результаты приоб­ретают денежное выражение. Бюджетирование способствует пра­вильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса.

Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам тор­говли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетиро­ванию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать намеченные цели с действительными результатами деятельности предприятия. Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресур­сов, счетов и активов предприятия в максимально удобной фор­ме, своевременно представлять соответствующие показатели фи­нансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.

Функция контроля. Является также немаловажной для предпри­ятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается беспо­лезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить от­клонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.

Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимос



2020-02-03 189 Обсуждений (0)
Сущность и функции бюджетирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и функции бюджетирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)