Государственный (муниципальный) финансовый контроль
Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется органами публичной законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также специально созданными контролирующими органами с целью обеспечения законности, целесообразности, результативности и эффективности формирования и использования финансовых ресурсов и доходов государства и муниципальных образований. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам, валютный и денежно-кредитный контроль) и на ее частный сектор путем проверки соблюдения налогового, банковско-кредитного, страхового, инвестиционного, антимонопольного и иного законодательства, контроля целевого и эффективного использования государственных (муниципальных) заказов, бюджетных кредитов, субсидий и дотаций, мониторинга крупных и сомнительных финансовых операций и сделок. Таким образом, объектом государственного (муниципального) контроля является вся совокупность денежных отношений, обеспечивающих функционирование экономики страны, ее структурных сфер, отраслей, видов деятельности и территорий, связанная с формированием и использованием финансовых ресурсов и доходов органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный (муниципальный) финансовый контроль отличается видовым разнообразием, как по субъектным, так и по объектным классификационным признакам. Государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется различными уполномоченными субъектами, состав и функции которых зависят от формы государственного управления и государственного устройства страны, других ее особенностей и традиций. В зависимости от институциональной структуры публичной власти различают финансовый контроль, осуществляемый: - органами законодательной (представительной) власти; - главой государства (субъекта федерации федеративного государства); - органами исполнительной власти. В России первый вид контроля осуществляется двояким образом: непосредственно органами государственной законодательной (представительной) власти и местного самоуправления (Советом Федерации и Государственной Думой РФ, законодательными собраниями субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления); через специально созданные ими контролирующие органы (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ). Контроль, осуществляемый обеими палатами Федерального Собрания и их финансовыми комитетами, а также региональными и местными органами законодательной (представительной) власти, производится в процессе рассмотрения и принятия связанных с финансами законов (решений), рассмотрения и утверждения бюджета, заслушивания отчета о его исполнении, в ходе деятельности постоянных и специальных комиссий по расследованию определенных финансовых нарушений и т.д. Счетная палата РФ и контрольно-счетные палаты субъектов РФ осуществляют контроль за расходованием средств соответствующих бюджетов, использованием государственного имущества и других финансовых вопросов в порядке собственной инициативы и по запросу законодательных органов власти. Финансовый контроль со стороны Президента РФ и глав субъектов РФ осуществляется в виде надзора за исполнением издаваемых ими указов и распоряжений, касающихся финансовых вопросов. Такой контроль, например со стороны Президента РФ, осуществляется как непосредственно самим главой государства, так и через его Администрацию и уполномоченные им контрольные органы, в частности Главное контрольное управление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне. Финансовый контроль исполнительной власти в России осуществляется через систему контрольных органов, формируемую Правительством РФ и администрациями субъектов РФ и местного самоуправления. Контроль в данном случае возлагается на Минфин России и его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территориальные управления, финансовые органы субъектов РФ и их структурные подразделения, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. В зависимости от уровня публичной власти финансовый контроль и его органы в федеративном государстве делятся на: федеральные, региональные и муниципальные. Федеральными органами контроля в России являются Минфин России РФ и его федеральные службы, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, управления государственного финансового контроля и другие контрольные органы субъектов РФ. На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местного самоуправления и муниципальные финансовые органы. В составе специальных органов государственного финансового контроля выделяются контрольные органы широкой юрисдикции (с широкими полномочиями) и специализированные на каком-либо одном направлении органы контроля. К первым относятся, например, Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др. Узкоспециализированными контролирующими органами являются, например, Банк России (в лице его надзорных структур), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора и др. В разрезе пообъектного классификационного признака государственный финансовый контроль делится на денежно-кредитный, валютный, бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, страховой, банковский, антимонопольный (в части соблюдения финансового законодательства) контроль, контроль денежных доходов и расходов населения и т.д. В широком понимании бюджетный контроль включает налоговый, внебюджетный, таможенный и другие виды контроля, однако каждый из них имеет и самостоятельное значение — свои конкретные цели, задачи, объекты, субъекты и методы.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |