Принципы финансового контроля
Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов, основными из которых являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий и системности. Принцип законности – один из основополагающих принципов его организации. Он предполагает, что деятельность контролирующих органов и их должностных лиц осуществляется на публично-правовой и частноправовой основе. В качестве публично-правовой основы выступает законодательная и нормативная база, регламентирующая контрольную деятельность в рамках проведения государственного контроля и аудита, а в качестве частноправовой основы — внутренние документы (устав, положения, приказы и т.д.) хозяйствующего субъекта и его уполномоченных лиц, регламентирующие организацию внутрихозяйственного (внутреннего) финансового контроля. Законность контроля обеспечивается также соответствием публично-правовых и частноправовых актов о контроле и контролирующих органах законодательству Российской Федерации, их строгим соблюдением и ответственностью за допущенные нарушения. С одной стороны, независимым принято считать негосударственный контроль, уполномоченные органы и лица которого не находятся в финансовой, организационной и иной зависимости от органов публичной власти, вышестоящих организаций и должных лиц (аудиторский, общественный и отчасти внутрихозяйственный контроль). Все прочие виды контроля являются в большей или меньшей степени зависимыми. С другой стороны, можно говорить об относительной организационной и функциональной независимости контрольных органов. Финансовый контроль может быть результативным только при условии независимости уполномоченных органов и лиц от контролируемых субъекта или объекта, самостоятельности в выборе программы и способов реализации контрольный действий, в использовании предоставляемых контролирующим субъектам прав в области поведения контроля. Объективность финансового контроля обеспечивается достоверностью информации и непредвзятостью уполномоченных контролирующих органов, подразделений и должностных лиц профессионализмом и опытом специалистов, ответственностью за результаты контроля, недопустимостью искажения отчетности и процедурной обеспеченностью контрольных действий. Под гласностьюи прозрачностью понимается общедоступность (публичность) результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны, тесная связь органов контроля с законодательными (представительными) ветвями власти, доступность и полнота информации, используемой в контрольной деятельности, ответственность лиц за сокрытие и искажение информации. На практике этот принцип реализуется путем публикации ежегодных отчетов организаций, передачи в средства информации и результатов контроля, нормативно-правого и методологического обеспечения гласности, разработки системы ограничений по защите информации. Финансовый контроль неразрывно связан с ответственностью его субъектов, как контролируемых, так и контролирующих. Она наступает в случае нарушения ими норм финансового права и ненадлежащего исполнения обязанностей руководителями публично-правовых образований, предприятий и их подразделений, отвечающими за организацию финансовых потоков. В случае выявления контролирующими органами нарушений норм финансового права со стороны контролируемых субъектов последние несут административную, гражданско-правовую, уголовную и дисциплинарную ответственность. Должностные лица органов публичной власти несут также ответственность в соответствии с законами о государственной (муниципальной) службе и другими нормами права. При нарушении внутрихозяйственного порядка на уровне предприятия обычно наступает лишь гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность. Ответственность субъектов контроля реализуется через систему мер воздействия (предупреждения и принуждения) в виде финансовых санкций, лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, лишения физических лиц свободы, снятия работников с должности, ареста имущества и др. Финансовые санкции — это выраженные в деньгах меры ответственности (наказания) юридических лиц (их руководителей, должностных лиц) и физических лиц, виновных в совершении финансовых нарушений. К финансовым санкциям относятся денежные штрафы, пени и неустойки, приостановка операций по счетам в банках, изъятие бюджетных средств, распродажа активов в счет погашения долгов, восстановление и принудительное взимание налогов, денежная компенсация убытков, нанесенных другим лицам, и т.п. Финансовые санкции, устанавливаемые органами публичной власти (публично-правовые санкции), регламентируются нормами финансового права и применяются в бесспорном или судебном порядке, а финансовые санкции, налагаемые организациями на других лиц и своих работников (частноправовые санкции), регулируются соответственно условиями хозяйственных, гражданско-правовых договоров и внутренними документами (приказами руководителя и т.д.). Принципа разграничения функций и полномочийпредполагает четкое разделение в рамках единой системы финансового контроля сфер, функциональных обязанностей и вопросов ведения меду уполномоченными контролирующими субъектами. Такое разграничение осуществляется в отраслевом (по контролирующим сферам), видовом (по видам контроля), подконтрольном субъектном и объектном разрезах. Это необходимо для предотвращения дублирования в деятельности контролирующих органов, структур и должностных лиц. Принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий. Информационное обеспечение финансового контроля представляет собой всю информацию, используемую при осуществлении процесса контроля, характеризующую объект и предмет контроля, используемые при осуществлении контроля информационные технологии. К такой информации относят: планово-экономическую, отчетную, статистическую информацию, информацию о состоянии документооборота, данные бухгалтерского, а также управленческого и финансового учета, др. Большое значение для осуществления финансового контроля приобретает «качество информации», то есть ее достоверность, своевременность, полнота и необходимость. Основным источником информации для осуществления финансового контроля являются данные бухгалтерского учета, основной задачей которого является предоставление информации внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, в том числе, для осуществления контроля. Правовое и методическое обеспечение финансового контроля включает в себя: · законы, подзаконные нормативные правовые акты органов общей и специальной компетенции, принимаемые во исполнение законов; · деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). · стандарты, представляющие собой утверждаемые компетентным органом нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил по отношению к предмету стандартизации (например, правила (стандарты) аудиторской деятельности); · кодексы профессиональной этики; · методические документы, которые содержат конкретные вопросы организации финансового контроля и разъясняют способы практического осуществления конкретных процедур контроля. Вывод: Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в т.ч. в законодательном порядке.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |