Теория поведения потребителя на конкурентном рынке
Модель поведения потребителя Поскольку основня часть матер благ распределяется через торговлю, то у людей есть возможность отказаться от приобретения и потребления некоторых товаров, кот удовлетворяли бы их физиолог и психолог потребности. Аксиома потребителя – каждый потребитель принимает решение о потреблении исключительно исходя из своей системы предпочтений. Поэтому в основе теории потребления лежит понятие предпочтения товаров. Объектом исследования явл-ся индивидуальный потребитель, который может представлять определенный тип совокупности потребителей (напр семья) На рынке потребителю предлагается различные наборы благ, каждый из которых описывается набором неотрицательных чисел Yi Y = (y1 y2 … yn) Yi – кол-во i-того товара в наборе, который потребитель может и желает купить (спрос потребителя на i-той товар) Товары реализуются по фиксированным ценам Р = ( Р1 Р2 … Рn) – вектор цен на товары спроса Цены фиксируются рынком и не зависят от потребителя. К – доход потребителя Требуется установить, какие товары и в каком кол-ве приобретает потребитель на рынке. Для математической формализации задачи принимаются некоторые предположения относительно поведения потребителя: предпосылка сравниваемости У потребителя сущ-ет сис-ма предпочтений относительно любых двух наборов: Y1 = (y11 y2 1 … yn1) Y2 = (y12 y2 2 … yn2) Отношения предпочтения: Y1 ÉY2 Отношения эквивалентности (безразличия): Y1 » Y2 Св-ва отношений эквивалентности и предпочтения: А) транзитивность – если первый набор товаров предпочтительнее второго, а второй предпочтительнее третьего, то первый предпочтительнее третьего. В) ненасыщенность – если хотя бы в одном из наборов кол-во какого-либо товара превосходит кол-во этого товара в другом наборе, тот этот набор будет предпочтительнее. С) выпуклость – для любых двух наборов, которые эквивалентны по предпочтению, но не равны (Y1 » Y2, Y1 ¹ Y2), можно построить их линейную комбинацию: aY1 +(1— a)Y2 , 0 £ a£ 1 Это требование выделяет линейную выпуклую комбинацию векторов не менее предпочтительных чем данный набор aY1 +(1— a)Y2 Ê Y1 aY1 +(1— a)Y2 ÊY2 Предпосылка выбора Если не учитывать возможность использования сбережений, то при ценах Р = ( Р1 Р2 … Рn), потребитель, имеющий доход К может приобрести кол-во товаров, удовлетворяющее след условию: затраты на потребление не должны превосходить доходов: S Pi *Yi £ K При этом возникает задача выбора из множества наборов, удовлетворяющих этому условию, оптимального набора.
Функция полезности (ФП) Гораздо удобнее оценивать привлекательность товаров не на основе системы предпочтений, а количественно, т.е. приписать каждому набору Y из пространства наборов числовую функцию U(Y) – ф-ию полезности, которая позволит количественно оценивать предпочтительность того или иного набора. Главное ее требование – отражать отношения предпочтения: Если U(Y1) Ê U(Y2), то Y1 É Y2 Всегда ли можно построить такую ф-ию? Если на систему предпочтений не накладывать никаких ограничений, кроме рассмотренных ранее, то ФП может не существовать, однако при некоторых естественных условиях, наложенных на систему предпочтений, ФП сущ-ет. Главное – ФП должна отражать сис-мы предпочтений. ФП м.б. построена неодназначно. Имеется несколько ф-ий кот соот-ют одной сис-ме предпочтений: U(Y) и k*U(Y) + b Задача потребителя: найти набор товаров, чтобы: S Pi *Yi £ K Yi ³ 0 Max U(Y) Это задача выбора поведения потребителя – модель спроса. При выполнении св-ва ненасыщенности: S Pi *Yi = K Yi ³ 0 Max U(Y) Этот модель оптимального поведения потребителя.
Св-ва ФП: 1)Кол-во товаров может изменяться непрерывно, т.е. Yi может принимать любые неотриц значения. Т.о. область определения ФП U(Y) – любые неотриц значения 2) ФП непрерывна 3) ФП дважды дифференцируема Экономические св-ва: 1) U(Y) = 0 , если сущ-ет такой Yi = 0 ФП возрастает (не убывает) при увеличении кол-ва любых товаров в наборе U(Y1) ³ U(Y2) если Y1 ³ Y2 Ui = ¶ U(Y) / ¶ Yi ³ 0 Ui -- предельная полезность предельная полезность каждого продукта уменьшается, если объем его потребления увеличивается Uii = ¶2 U(Y) / ¶ Yi2 < 0 предельная полезность некоторого продукта возрастает, если возрастает кол-во другого продукта в наборе. ¶ Ui / ¶ Yk = ¶2 U / ¶ Yi * ¶ Yk > 0 (это св-во не справедливо, если продукты взаимозаменяемые)
Точка оптимального выбора Точка оптимального выбора – точка, где ФП достигает максимального значения. В то же время на ФП должны накладываться ряд ограничений (бюджетное множество). Задача сводится к нахождению Y, при котором Max U (Y) S Pi *Yi = B Yi ³ 0
Для ф-ии Лагранжа: Max L (Yi, l) = U (Yi) + l (B – S Pi *Yi ) Найти точку оптим выбора dL / dyi = d U /d yi - l Pi = 0 dL / dl = B - S Pi *Yi = 0 Свойства точки оптимального выбора: d U /d yi = l Pi Pi = (1 / l) * (d U /d yi ) d U /d y1 = d U /d y2 = l Pi пр Ui / пр Uj = Pi / Pj Здесь l - предельная полезность денег – кол-во предельной полезности, приходящуюся на расходуемую ден единицу
Функция спроса ФС описывает зависимость от цен, дохода и др факторов. При любых ценах Р и доходе В решение задачи поведения потребителя существует и единственно, зависит от Р и В: Y = f (P, B) Т.о. ФС м.б. получена как решение задачи потребительского выбора с заданной ФП. Виды ф-ий спроса: 1)степенная: Y = Ao*KA1*PA2 (A1 + A2 = 1) 2)Торнквиста A) товары первой необходимости Y = A1K / (K + B1) B) товары необязательного потребления Y = A2 * ((k – k2) / (k +b2)) C) предметы роскоши y = a3* k * ((k – k3)/(k+b3)) 3)Стоуна Yi = Yi0 + (Ai* (k - SPi* Yi)) / SAi* Pi 4)есть такие ФС, кот учитывают различия товаров длительного и краткосрочного пользования
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |