Глава 4. Обсуждение результатов исследования
По результатам исследования в группе подростков с пневмонией было выделено 2 подгруппы: 1. Подростки с результатами, соответствующими по литературным данным нормам возрастного периода – 4 человека. 2. Подростки с результатами, не соответствующими по литературным данным нормам возрастного периода – 16 человек. Подростки с пневмонией первой подгруппы охотно шли на контакт, при разговоре смотрели мне в глаза, улыбались открыто. По ходу беседы они переставали закрываться от меня скрещенными руками и ногами, только один из них всю беседу сидел, прижав руки к телу. Лечащий врач описал их как общительных, эмоциональных подростков, которые охотно лечились и почти не жаловались на горькие лекарства и неприятные процедуры. Для подростков из второй подгруппы была более характерна замкнутость, они были более зажатыми, трое из них предпочитали не смотреть на меня во время беседы. Открыто улыбались и рассказывали о себе только трое из 16 человек. Лечащий врач описал их как часто тревожащихся о чем-то, жалующихся на болезненные ощущения. Скачки настроения, открытость, энергичность - характеристики циклоидного и лабильного типов акцентуации характера, выявленных в первой подгруппе. Циклоиный тип. Встречается только в виде акцентуаций характера. При циклоидной акцентуации фазы гипертимности и субдепрессии выражены нерезко, обычно кратковременны (1–2 недели) и могут перемежаться длительными ннтермиссиями. В субдепрессивной фазе падает работоспособность, ко всему утрачивается интерес, подростки становятся вялыми домоседами, избегают компании. Неудачи и мелкие неурядицы тяжело переживаются. В субдепрессивной фазе также плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни (переезд, смена учебного заведения и т.п.). Падает биологический тонус, могут спать больше обычного, но встают вялыми, неотдохнувшими. В гипертимной фазе циклоидные подростки не отличаются от гипертимов. Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта "хороших" и "плохих" периодов. У подростков она нередко бывает еще неточной, так как первые проявления циклоидности начинаются только с половым созреванием. Иногда бывает выражена сезонность фаз: депрессии падают на зиму или на весну, а гипертимные периоды — на осень. В интермиссиях между субдепрессивными и гипертимными фазами никаких особенностей не обнаруживают. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно круто от ничтожных и даже незаметных для окружающих поводов. От настроения момента зависит и сон, и аппетит, и работоспособность, и общительность. Чувства и привязанности искренни и глубоки, особенно к тем лицам, кто сами к ним проявляют любовь, внимание и заботу. Велика потребность в сопереживании. Тонко чувствуют отношение к себе окружающих даже при поверхностном контакте. К лидерству не стремятся. Тяжело переносят утрату или отвержение со стороны значимых лиц. Самооценка отличается искренностью и умением правильно подметить черты своего характера. Чрезмерная эмоциональность обычно сочетается с вегетативной лабильностью: легко краснеют и бледнеют, меняется частота пульса, величина артериального давления. Настроение всегда написано на лице. Для первой подгруппы характерны: открытость, беспечность, чувствительность, эмоциональная неустойчивость, высокий интеллект (по результатам опросника Кетелла). Для первой подгруппы характерно (по результатам теста Люшера) спокойствие, целеустремленность, активность. По результатам КРГ и ШАС выявляется низкий уровень астении при высоких адаптационных возможностях. Вторую группу составили подростки с астено-невротической, психастенической, циклоидной и эпилептоидной акцентуациями характера. Астено-невротический тип. Встречается только в виде акцентуации характера. Патологический уровень проявляется чаше всего развитием неврастении. Главными чертами являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях и в условиях соревнований. При утомлении аффективные вспышки возникают по ничтожному поводу. Самооценка обычно выражает ипохондрические установки. Психастенический тип. Главными чертами являются нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность в виде опасений за будущее — свое и своих близких, склонность к самоанализу и легкость возникновения навязчивостей. Отвечать за себя и особенно за других бывает самой трудной задачей. Защитой от постоянной тревоги по поводу воображаемых неприятностей и несчастий служат выдуманные предметы и ритуалы. Если их не выполняют, то это крайне усиливает тревогу за будущее, за благополучие свое и близких, за успех дела, которым заняты. Нерешительность усиливается, когда надо сделать самостоятельный выбор и когда решение касается маловажных повседневных проблем. Наоборот, вопросы серьезные, существенно отражающиеся на будущем, могут решаться с удивительной скоропалительной опрометчивостью. Эпилептоидный тип. Главной чертой является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постепенно накипающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло. С этими состояниями обычно связана аффективная взрывчатость. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Лидерство проявляется в стремлении властвовать над другими. Инертность, тугоподвижность, вязкость накладывают отпечаток на всю психику — от моторики и эмоций до мышления и личностных ценностей. Говорят медленно, веско, никогда не суетятся. Любят культивировать в себе физическую силу, предпочитают силовые виды спорта. Решения принимают не торопясь, весьма осмотрительно, из-за этого иногда пропускают момент, когда надо быстро действовать. Но в аффекте от медлительности не остается и следа, легко теряют контроль над собой, действуют импульсивно. Обычно представляют себя более конформными, чем есть на самом деле. Они легко утомляются и раздражаются, склонны долго переживать случившееся, не умеют находить выход отрицательным эмоциям и начинают либо мстить, либо уходить в себя. Для них характерны такие личностные особенности, как внутренняя напряженность, ригидность, уход в себя, попытка оградить себя от отрицательных эмоций, неудовлетворенность эмоциональными отношениями и желание их разорвать, потребность производить хорошее впечатление (по результатам теста Люшера). По результатам опросника Кетелла можно сказать, что во второй группе сильно проявляется внутренняя напряженность, стремление к независимости и склонность к чувству вины, развитое мышление, замкнутость, возбудимость, озабоченность, эмоциональная лабильность, застенчивость. По результатам КРГ и ШАС выявляется физиологическое и нервное истощение, снижение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, недостаток сил на борьбу с болезнью. По результатам наблюдения, подростки первой подгруппы (с результатами, соответствующими среднестатистической норме) быстрее поправились и выписались (в среднем на 4-5 дней раньше подростков второй подгруппы), что подтверждает патогенетический характер выявленных особенностей у второй подгруппы. Т.о. патогенетически значимыми психологическими и психофизиологическими аспектами пневмонии являются: 1. склонность к ипохондричности, астеническим проявлениям, тревожность, неумение находить контакт, уход в себя. 2. преобладание парасимпатического отдела нервной системы. Сравнивая результаты обследования подростков из второй подгруппы с личностными особенностями подростков с бронхиальной астмой, мы предположили, что обследованные нами подростки реагируют на болезнь по психосоматическому типу. Однако для подростков с пневмонией характерна такая специфическая особенность как зависимость от других при той же замкнутости и склонности к уединению (характерных для всех легочных больных). Опираясь на полученные данные, для оптимизации психоэмоционального состояния подростка в период болезни и реабилитации предлагаются следующие рекомендации по оказанию психологической помощи. Мы считаем необходимым проведение собеседования с родителями или опекунами подростка с целью выяснения обстановки в доме и обстоятельств заболевания. Здесь нужна разъяснительная беседа с родителями подростка, так как для изменения сложившейся ситуации нужно изменить отношение самого подростка и его родителей к болезни, а главное, обратить их внимание на те моменты, которые оказались патогенетически значимыми в развитии легочной патологии. Когда ситуация прояснится для обеих сторон, можно начинать психотерапевтическую работу с подростком. Показаниями для различных видов психотерапии будут патогенетически значимые характеристики подростков: тревожность, эмоциональная неустойчивость, раздражительность, чувствительность. Для нормализации психологического состояния в период лечения и выздоровления можно рекомендовать суггестивные методы. К ним относят разнообразные психологические воздействия с помощью прямого или косвенного внушения с целью создания у человека определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Для снятия нервно-мышечного напряжения рекомендуется аутогенная тренировка (аутотренинг). Эта методика направлена на овладение навыками психической саморегуляции с помощью релаксационных способов. Аутогенная тренировка проводится в несколько этапов, направленных на освоение упражнений по ослаблению нервно-мышечного напряжения. При повышенной тревожности мы предлагаем поведенческую психотерапию. Ее основной принцип состоит в выработке условных рефлексов, помогающих человеку справиться с состоянием тревоги, либо в избавлении от рефлексов, эту тревогу поддерживающих. Основные методы - научение и тренинг. Для коррекции склонности к ипохондрии предлагается когнитивная психотерапия. Основная идея - это то, что различные эмоциональные расстройства возникают в связи с имеющимися у человека отклонениями в оценке реальной действительности в виде "систематических предубеждений". Целью когнитивной психотерапии является исправление ошибочной переработки информации и модификация убеждений в сторону их рационализации и выработки жизненной стратегии здравого смысла. Для преодоления проблем в общении предлагается психодрама. В процессе этой психотерапевтической методики происходит разыгрывание человеком ролей с целью изучения внутреннего мира и выработки навыков оптимального социального поведения. Человек в процессе игровой деятельности усваивает стереотипы поведения в различных житейских ситуациях, апробирует их, выбирает наиболее подходящие для себя. [25, 29, 37] Для восстановления вегетативного баланса показаны умеренные регулярные физические нагрузки. [3, 38]
Выводы
1. Психологическими особенностями подростков с пневмонией являются: неустойчивое настроение, повышенная чувствительность к телесным ощущениям, интровертированность, зависимость, сложности установления социальных контактов. 1.1. Психологическими особенностями подростков с пневмонией первой подгруппы являются неустойчивое настроение, открытость, беспечность, чувствительность, энергичность, целеустремленность. 1.2. Психологическими особенностями подростков с пневмонией второй подгруппы являются неустойчивое настроение, повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности, тревожная мнительность, легкость возникновения навязчивостей, обидчивость, злопамятность, замкнутость, чуткость, страхи, избыток побуждений, не находящих разрядки, неумение находить контакт с людьми, негибкость в отношениях, уход в себя, зависимость от других. 2. Психофизиологическими особенностями подростков с пневмонией являются: нарушение вегетативного баланса с преобладанием тормозящих влияний парасимпатического отдела нервной системы и снижением функциональных адаптационных возможностей, повышенная вегетативная лабильность, ваготонический тип реагирования. 2.1. Психофизиологическими особенностями подростков с пневмонией первой подгруппы являются умеренно выраженная ваготония, низкий уровень астении при высоких адаптационных возможностях. 2.2. Психофизиологическими особенностями подростков с пневмонией второй подгруппы являются: высокий уровень психоэмоционального стресса, средняя степень выраженности астенических проявлений, повышенная истощаемость, расстройства сна, ваготонический тонус при сниженных компенсаторных возможностях организма. 3. Для оптимизации психоэмоционального состояния подростков с пневмонией в период болезни и реабилитации, формирования адекватного стиля поведения в стрессовой ситуации, предлагаются следующие рекомендации по оказанию психологической помощи: для восстановления вегетативного статуса, снятия нервно-мышечного напряжения проводить обучение навыкам аутогенной тренировки (аутотренинг) и сеансы телесно-ориентированной психотерапии; для формирования позитивного эмоционального фона и мотивации, нормализации психологического состояния, в период лечения и выздоровления использовать суггестивные методы; коррекцию повышенной тревожности и склонности к ипохондрии проводить с опорой на методы когнитивно-поведенческой психотерапии; для преодоления проблем в общении включить в комплексную программу психологической помощи метод психодрамы. Список использованной литературы
1. Анисимова О.М. Многофакторный личностный опросник Кетелла (детский вариант): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2002. – 24 с. 2. Баевский P.M., Иванов Г.Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения. Ультразвуковая и функциональная диагностика. М: Медицина, 2001. - С. 106-127 3. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. – 265 с. 4. Барановская Т.В. Определение типа характера у подростков: Дисс. канд. мед. наук / Белорусская медицинская академия последипломного образования. – Минск, 2004. – 129 с. 5. Барбашина Т.А., Жидких Б.Д. Сравнительные аспекты качества жизни больных бронхиальной астмой и гипертонической болезнью//13 национальный конгресс по болезням органов дыхания: Тезисы докл., СПб.: 10-14 ноября 2003 г. — 287 с. 6. Белоусов Ю.В. Выбор антибиотиков при пневмонии. М.: Materia Medica, 1995. – 286 с. 7. Брязгунов И.П. Длительные субфебрилитеты у детей (клиника, этиология, патогенез и лечение). М: МИА, 2002. – 145 с. 8. Валиев Р.Ш. Отклонения в нервно-психической сфере у больных туберкулезом легких и их коррекция в процессе лечения // Казанский медицинский журнал. - 1998. – 2 апр. 9. Веденина Т.А., Айвазян Ф.А., Зайцев В.П., и др. Влияние психологического статуса на функцию внешнего дыхания у больных с неспецифическими заболеваниями легких. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. –2002. -1 мая. 10. Володина Н.Н. Педиатрия. М.: ГЭОТАР, 1996. - 833 с. 11. Джагинов Е.А., Гладков А.Г. Психологический статус больных с неспецифическими заболеваниями легких // Психологический журнал. -1988. - 95с. 12. Жукова Т.В. Психотерапия в лечении больных легочными заболеваниями: Дисс. канд. мед. наук / Белорусский государственный медицинский университет. – Минск, 2004. – 179 с. 13. Зайцев В. П. // Психологические причины болезни // Психологический журнал. -1981. – 5 марта. 14. Зейгарник Б. В. Клиническая беседа. М.:ГЭОТАР, 1999. – 160 с 15. Иванов Н. Я., Личко А. Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: Методическое пособие. - М.: Фолиум, 1995. - 64 с. 16. Клиническая медицина: Справочник практ. врача / Под ред. Левина И. Н. - М.: МНПИ, 1997. - 1162с. 17. Марченко В.Н., Лотоцкий А.Ю., Ловицкий С.В. Механизмы воспаления бронхов и легких и противовоспалительная терапия. - СПб.: Нормед-Издат, 1998, С. 410-429. 18. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: десятый пересмотр. М.: Медицина, 2003. - 2434 с. 19. Мельников А.Н. Психогенные реакции на болезнь и психопрофилактика // Качество жизни. Профилактика. - 2000. – дек. 20. Мурадова А.М. Симптомы пневмонии у детей // Наш век. - 2004. – ноябрь. 21. Мухаметзянова В.Г. Клинико-иммунологическая характеристика внебольничной пневмонии у подростков: Дисс. канд. мед. наук / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Челябинск, 2006. – 197с. 22. Нарицын Н.Н. Упрощенная классификация видов психотерапии. М.: Медицина, 2004. – 78 с. 23. Парахонский А.П. Психологические нарушения при гипоксических состояниях: Дисс. канд. мед. наук / Кубанский медицинский университет. - Краснодар, 2001. – 218 с. 24. Пучко Е.А., Терещенко Ю.А., Маштаков Б.П. Статистика бронхо-легочных заболеваний в Красноярском крае: Тезисы. докл. краевой конф., июнь 2000 г. – Кр-ск, 2000. – С. 24-26. 25. Ремшмидт Х. Психотерапия детей и подростков. М.: Медицина, 2000. – 349 с. 26. Сильвестров В.П. О диагностике и лечении пневмоний // Терапевтический архив. - 1998. – янв. 27. Сильвестров В.П. Пульмонология: Учебное пособие. – М.: МИА, 1994. – 420 с. 28. Символоков С.И. Пневмония: современная классификация и подходы к антибактериальной терапии // Фарматека. – 2003. – май. 29. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.: МИА, 1998. – 317 с. 30. Собчик Л. Н., Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. - 100 с. 31. Сороков Н.Г. Совершенствование помощи детям на этапах медицинского обслуживания // XIII областная научно-практическая конференция педиатров: Тезисы докл., ноябрь 1992 г. – Воронеж, 1992. - 134с. 32. Таточенко В.К., Середа Е.В., Федоров А.М. Антибактериальная терапия пневмонии у детей: Пособие для врачей. – М: СпецЛит, 2000. – С. 77-87. 33. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Психологическая помощь людям, пережившим тяжелый травматический стресс. – М: СпецЛит, 2003. – 215 с. 34. Чайк Т.П. Соблюдение санитарных норм в школах и детских садах // Восточный проект. - 2005. – 1 июня. 35. Чучалин А.Г. Пневмония - актуальная проблема медицины // Терапевтический архив. - 1995. – март. 36. Шабалов Н.Е. Педиатрия: учебник для мед. вузов. – СПб.: СпецЛит, 2003. – 893 с. 37. Beckwith L. Parent - infant interaction and infant's social-emotional development. Play interactions: The contribution of play materials and parental involvement to children's development. Lexington: Lexington, 1986. - P. 279-292 38. W.J. Lauring. Heart rate variability. Standatds of Measurement, physiological interpretation and clinical use. N. Y.: Circulation, 1996. - P. 1043-1065. 39. Lucsak H. An analysis of heart rate variability N. Y.: Ergonomics, 1973. - P. 85-97. 40. Saul J.P. Analysis of long-term heart rate variability : methods 1/f scaling and implications. Washington: Computer Society Press, 1987. - P. 419-422. 41. Whiley J. & Sons. Play Diagnosis and Assessment, N. Y.: Computer Society Press, 1991. – 245 p.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |