Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Организация, материалы и методы исследования



2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Глава 2. Организация, материалы и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование проводилось на базе детского пульмонологического отделения краевой клинической больницы №1.

Было обследовано 20 детей в возрасте 12-15 лет.

Диагноз по МКБ-10: класс Х, блок J10-J18, пневмония.

Мы использовали периодизацию Д. Б. Эльконина, в которой подростком называется человек в возрасте от 11 до 15 лет. Эта периодизация совпадает с той, которую применяют врачи детского пульмонологического отделения краевой клинической больницы № 1.

В исследовании использовались следующие методы:

1. Клиническая беседа.

2. Опросник Р. Б. Кетелла CPQ [1]. Метод оценки индивидуально-психологических особенностей личности. Является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и был специально разработан и адаптирован для детей школьного возраста. Вопросы в тесте специально подобраны так, чтобы быть понятны ребенку — он проще и содержит меньшее количество вопросов. Содержит 12 шкал для измерения степени выраженности основных личностных черт. Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Данное их количество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных Кеттелом. 0 и 10 стен – крайние значения степени выраженности какой-либо личностной характеристики. 5 стен – характеристика не выражена.

Описание 12 шкал теста Кеттелла CPQ для измерения степени выраженности основных личностных черт:

А: холодность-доброжелательность . Высокие оценки свидетельствуют об открытом, общительном дружественном поведении, низкие — об обособленности, холодности и отчужденности.

B: высокая - низкая степень развития интеллекта. Высокая оценка отражает хороший уровень развития вербального интеллекта, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкой оценкой примитивно подходит к решению своих проблем. У таких детей часто отмечается невнимательность, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками.

C: эмоциональная неустойчивость-стабильность . Высокие оценки свидетельствуют о спокойности, уравновешенности, разумности поведения. Низкие — о капризности, непостоянстве, уклонении от трудностей, переменчивости в отношениях и интересах.

D: уравновешенность-возбудимость. Шкала выявляет тенденцию отвечать беспокойством, возбуждением, чрезмерно реагировать на внешнее раздражение. Школьники, получившие высокие оценки по этой шкале, легко обижаются на замечания и бурно реагируют на малейшие неудачи. Низкие оценки характеризуют эмоциональную безмятежность и спокойствие.

E: покорность-независимость. Школьник, получивший высокий балл по этой шкале, активен, деятелен, настойчив и упрям. При низкой оценке — более послушен.

F: озабоченность-беспечность. Высокая оценка по шкале характеризует оптимизм, живость, самоуверенность, низкая — рассудительность, осторожность и предупредительность.

G: низкая - высокая добросовестность. Шкала измеряет, в какой степени школьник включен в систему ценностей, характерную для взрослых. В период детства, оценка по этой шкале очень зависит от школьного окружения.

H: робость-смелость. Шкала измеряет степень общительности ребенка, также как и фактор А. Но, если школьник с высокой оценкой по фактору А общителен потому, что любит находиться среди людей, то школьник с высокой оценкой по фактору Н общителен потому, что легко и смело взаимодействует с людьми. Ребенок с низкой оценкой по шкале Н испытывает чувство неловкости и неуверенности, избегает общения, скопления людей.

I: твердость - мягкосердечность . Высокие оценки по шкале свидетельствуют об утонченности, романтичности, богатом воображении, низкие — о твердости, суровости и мужественности.

O: самоуверенность - подавленность . Ребенок, имеющий по данному фактору высокую оценку, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет плохое настроение, в то же время ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Этот фактор более всего коррелирует с проявлением психических нарушений. Высокие оценки по шкале могут являться следствием невроза, депрессии или психической травмы.

Q3: низкий самоконтроль - высокий самоконтроль. Высокие показатели по данному фактору могут быть расценены как хорошая социальная приспособляемость, успешное овладение нормами окружающей жизни. Низкие значения свидетельствуют о неумении контролировать свое поведение в соответствии с социальными нормативами, характеризуют плохую организованность ребенка в учебных и других мероприятиях.

Q4: расслабленность - напряженность . Высокая оценка по шкале свидетельствует о возбуждении, суетливости, немотивированном беспокойстве, низкая — о спокойствии, вялости, полной самоудовлетворенности.

3. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков Н. Я. Иванов, А. Е. Личко. Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) для подростков разработан в отделении подростковой психиатрии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (руководимом проф. А. Е. Личко) в период с 1976 по 1994 гг. ПДО является оригинальной и высокоэффективной психологической методикой для диагностики и квалификации акцентуаций характера и психопатий у подростков. Результаты патохарактерологического исследования могут дать сведения, важные для дифференциального диагноза между психопатиями и преходящими психопатоподобными нарушениями поведения, возникшими на фоне акцентуаций характера. Кроме того, обследование позволяет дать оценку некоторым другим личностным особенностям подростка: психологической склонности к алкоголизации, к делинквентному поведению, к диссимуляции черт своего характера и системы своих личностных отношений, к повышенной откровенности, а также оценить соотношение черт мужественности–женственности в системе личностных отношений [15].

У подростков от типа акцентуации характера зависит многое — особенности "пубертатных кризов", острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.).

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики [19].

Наконец, без знания характера подростка трудно бывает решать семейные проблемы, роль которых в развитии нарушений у подростков чрезвычайно велика. При психопатиях и акцентуациях характера у подростков их родители нередко имеют весьма неточное представление об особенностях характера своего сына или дочери, следствием чего бывает неправильное к ним отношение, неадекватные требования, а отсюда взаимное непонимание и конфликты, могущие привести к психосоматическим заболеваниям.

4. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера (метод цветовых выборов) Л. Н. Собчик. Методика предназначена для изучения актуального состояния, индивидуального стиля переживания, степени адаптированности обследуемого. Позволяет выяснить степень выраженности болезненно заостренных черт характера. Разработка теста базируется на чисто эмпирическом подходе и изначально связана с установкой на изучение эмоционального и физиологического состояния человека. В основе интерпретационной схемы автора лежит социально-историческая символика цветов, элементы психоаналитического и психосоматического подходов. Его преимущество перед многими другими личностными тестами в том, что он лишен культурно-этнических основ и не провоцирует реакций защитного характера [30].

5. Шкала астенического состояния, созданная Л. Д. Малковой и адаптированная Т. Г. Чертовой. Создана на базе известного опросника MMPI и данных клинико-психологических наблюдений ряда исследователей. Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния. Под термином "астеническое состояние", или "снижение психической активации", понимается психическое состояние, характеризующееся общей, и прежде всего психической, слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройствами сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями. Норма – отсутствие астении - 30 баллов.

6. Метод изучения вариабельности сердечного ритма путем регистрации синусового сердечного ритма с последующим математическим анализом его структуры (кардиоритмография). В структуре сердечного ритма заложена информация, отражающая состояние адаптационно-компенсаторных механизмов. Теория адаптации в настоящее время является одним из фундаментальных направлений современной биологии и физиологии. Адаптационная деятельность организма человека и животных не только обеспечивает выживание и эволюционное развитие, но и повседневное приспособление к изменениям окружающей среды. Несмотря на почти 40-летний срок применения различных методов анализа ВСР в самых разнообразных областях прикладной физиологии и клинической медицины, сфера их использования продолжает расширяться с каждым годом. Принципиально важным является то, что анализ ВСР не является узкоспециализированным методом для решения конкретных диагностических задач. В частности, это оценка функционального состояния организма и его изменений на основе определения параметров вегетативного баланса и нейрогуморальной регуляции. Вариабельность сердечного ритма хорошо отражает степень напряжения регуляторных систем. Важное значение при оценке результатов исследований имеет сравнение полученных данных с показателями нормы. Представление о норме как о некоторой статистической совокупности, значений, полученных при обследовании референтной группы специально отобранных здоровых людей, требует уточнения применительно к анализу ВСР. Поскольку речь идет не об оценке относительно стабильных параметров гомеостаза, а о весьма изменчивых показателях вегетативной регуляции, в данном случае более приемлемым является представление о норме как о функциональном оптимуме [2].

Мощность высокочастотной составляющей спектра (дыхательные волны). Обычно дыхательная составляющая (ДВ) составляет 15-25% суммарной мощности спектра. Снижение этой доли до 8-10% указывает на смещение вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического отдела. Если же величина ДВ падает ниже 2-3% то можно говорить о резком преобладании симпатической активности. Если же величина ДВ поднимается выше нормы, это говорит о преобладании парасимпатического отдела нервной системы.

Мощность низкочастотной составляющей спектра (медленные волны 1-го порядка или вазомоторные волны). Этот показатель (МВ1) характеризует состояние симпатического отдела вегетативной нервной системы, в частности, системы регуляции сосудистого тонуса. Мощность медленных волн 1-го порядка определяет активность вазомоторного центра.

Мощность "очень" низкочастотной составляющей спектра (медленные волны 2-го порядка МВ2). Спектральная составляющая сердечного ритма в диапазоне 0,05-0,015 Гц (20-70 с), по мнению многих зарубежных авторов, характеризует активность симпатического отдела вегетативной нервной системы [3, 38].

Метод изучения вариабельности сердечного ритма был взят для того, чтобы посмотреть психофизиологический статус пациентов, особенности вегетативной регуляции, что было обосновано выбранной нами темой.

Мы подбирали методики таким образом, чтобы выявить наиболее значимые патогенетические аспекты, влияющие на клиническую картину болезни.




2020-02-03 179 Обсуждений (0)
Глава 2. Организация, материалы и методы исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Организация, материалы и методы исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (179)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)