Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Твой иконный строгий лик



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
Твой иконный строгий лик 0.00 из 5.00 0 оценок




По часовням висел в Рязанях.

                

                  Эта редкая красота, «строгая», не лицо, а «лик» и в тоже время образ, широко распространённый в России, и её многочисленных «Рязанях». Противоречивые начала вновь приведены в гармонию и объединены в цельность. Ведь именно оттого такой «лик» и висел в часовнях, что он « иконный». В четвёртой и седьмой строфах портрет получает своё завершение. Тут намечены черты как будто разного свойства: вроде бы снижающие образ женщины «глаза косые» и одновременно, редкостное исключительное имя, которое «звенит» ( имеется ввиду Августа Миклашевская, которой посвящено стихотворение). Но эти противоположности сведены в единство, так как косые глаза напоминают поэту листья, а имя подруги- «словно августовская прохлада». Естественность, природосообразность – вот то, что синтезирует названные признаки.

           Самохарактеристика тоже строится на как будто взаимоисключающих подробностях. Смешному во второй строфе противостоит серьёзное, глупому- сосредоточенность мысли. Но всё сводится к целому, ибо и там и тут идёт речь о любви. ( 1)

              

                   

 

1.См. 4-1, стр. 183-185

 

                      С несколько иных позиций рассматривает поэтическое своеобразие стихов о любви Есенина Леденёв А.В.: « «Заметался пожар голубой, позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, в первый раз отрекаюсь скандалить.» Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» 1923 год. Действиетльно, в раннем творчестве Есенина до начала 1920 годов стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 год «Не бродить , не мять в кустах багряных». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у неё «сноп волос овсяных» и «зёрна глаз» : «С алым соком ягоды на коже, нежная красивая была, на закат ты розовый похожа и как снег лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно- она растворилась в окружающем мире :

Зёрна глаз твоих осыпались, завяли

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках мятой шали

Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,

Как котёнок моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

          Далеко не все стихи цикла «Любовь хулигана» относятся к лучшим творениям Есенина. Скорее- отдельные образы, строки, строфы стихотворения:

Пусть я буду любить другую,

Но и с ней, с любимой, с другой

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда-то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была…

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела.

          Любовь- центральная тема «Персидиских мотивов» и так называемого «Зимнего цикла» конец 1925 года. Высокий эмоциональный накал, душевная обнажённость, безоглядная удаль – отличительные черты есенинской любовной лирики. В передачи стихии любовного чувства поэт глубоко индивидуален:

                                                        Милая, ты ли ? та ли?

Эти уста не устали,

Эти уста как в струях

Жизнь утолят в поцелуях.

Милая, ты ли ? та ли?

Розы ли мне то нашептали?

               Есенинские стихи о любви подчёркнуто музыкальны. Кажется, что и всё очарование знаменитого «Шагане, ты моя Шагане…» Из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке- музыкальной теме всего стихотворения.

          

                  В одном из ранних стихотворений Есенин изобразил расставание с любимой, как прощанье с собственной тенью:

Где-то в поле чистом, у межи

Оторвал я тень свою от тела.

Неодетая она ушла,

Взяв мои изогнутые плечи.

Где-нибудь она теперь далече

И другого нежно обняла,

Но живёт по звуку прежних лет

Что как эхо бродит за горами…

           Обычно, редко обращает внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и образ России,- лишь эхо, отзвук, тень, мечта:

Светит месяц.

Синь и сонь. Хорошо копытит конь,

Свет такой таинственный,

Словно для единственной-

Той, в которой тот же свет

И которой в мире нет.

              Благодарное приятие- основной тон в отношении лирического героя в жизни- проявляется и в отношении к женщине- подруге, любимой. Он умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги:

Любимая с другим любимым

Быть может, вспомнит обо мне,

Как о цветке неповторимом…(1)

     

              Таким образом, общее в приведённых цитатах анализа любовной лирики

 С. Есенина то, что образ возлюбленной у него соединяет черты земного, обыденного с возвышенным, непостижимо прекрасным. Лирический герой чувствует свою ничтожность, преклоняется перед любимой и готов на любые жертвы ради неё. Очевиден вывод: лирический герой, как отражение внутреннего духовного состояния поэта, способен любить беззаветно, преданно, способен со своей возлюбленной «расстаться не расставаясь», а это дано не каждому.

 

 

 

1. См. 6 –1, стр. 506-507

 

                                                          111. Заключение

          Подводя итог исследованию круга тем и особенностям использования изобразительно- выразительных средств в поэзии С.А. Есенина в критических работах разных лет, необходимо отметить, что приводимые высказывания в целом достаточно детально, подробно рассматривают творчество поэта: разнообразие тем, круг проблем, художественность отображения действительности. По тому, насколько критик способен оценить личность художника, выраженную в его творениях, можно судить и о самом критике, его эстетическом уровне, нравственных приоритетах, степени патриотического чувства.

         Рассматривались работы литературоведов, изучавших творчество С. Есенина в разные года, но их оценки, в сущности, во многом определены самой природой есенинского творческого гения. Необходимо привести основные выводы.

1. Мир природы и мир человека в понимании поэта и в его произведениях целостен и неделим.

2. В своих произведениях поэт пытается решить проблему личности в её связи с миром.

3. Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба.

4. Есенину было присуще ощущение земли как пространственно- временной ипостаси.

5. Единство неповторимого есенинского художественного мира заключается в одушевлённости в нём всего сущего: люди, животные, предметы и планеты дети единой матери Природы.

6. Мотив пути в общем круге тем не только дорога, ведущая к дому, но и дорога, ведущая к покаянию.

7. Тема Родина одна из самых главных в лирике поэта. Автор выражает в стихотворениях беззаветную любовь к Родине, опасение за будущее, боль за настоящее. Тема Родины тесно связана с темой природы.

8. Поэт сумел преодолеть в стихах о любви налёт натурализма, сумел освободиться от бранной лексики. Черты есенинской любовной лирики: высокий эмоциональный накал, душевная обнажённость , безоглядная удаль. Любовная лирика подчёркнуто музыкальна.

               Как особенность поэтики( использование изобразительно- выразительных средств) критики отмечают высокую степень употребления различных тропов: метафора ( авторская, развёрнутая), сравнение, олицетворение, авторские новообразования, как способ выразить эмоциональное состояние лирического героя.

                  «Всё, что делает есенинские стихи столь популярными, любимыми всеми поколениями, перекладывается на музыку, всё очарование есениской поэзии- в простоте, напевности, максимальной искренности, обнажённости душевной, в словах, продиктованных песней сердца, сердца, влюблённого в жизнь и Русь»- отмечал Ю. Прокушев.

               Таким образом, можно считать, что цели, поставленные во введении данной работы и задачи, определяемые этими целями- проанализировать высказывания критиков и определить тематику и художественные средства выразительности- достигнуты.

 

 

                            

                           4. Список использованной литературы.

 

1.Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина.- М., «Айрис», 1990 год.

2.В мире Есенина: Сборник статей.- М., Просвещение 1986 год

3. Захаров А.Н. Поэтика Есенина.- М., «Слово» , 1995 год

4. Леденёв А.В. «История русской литературы конец 19- 20 века.- М., Высшая школа, 1992 год

5. Марченко А. Поэтический мир Есенина.- М., Просвещение, 1972 год

6. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образы. Стихи. Эпоха. –М., «АСТ-ПРЕСС», 1999 год.

7. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века. – Санкт- Петербург, «ПАРИТЕТ», 2000 год

8. Сергей Есенин. Избранное.-М., «Художественная литература», 1985 год

 

 

 

 

                             

 

 



2020-02-03 255 Обсуждений (0)
Твой иконный строгий лик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Твой иконный строгий лик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)