Различные подходы к понятию младшего школьного возраста.
Введение Младший школьный возраст - это один из тех возрастов, который носит в себе резервы детского развития. До поступления ребенка в школу они были скрыты в ребенке, находились в зачаточном состоянии. Развитие детей в период поступления в школу и в период последующий предполагает развитие не только психологических качеств, познавательных процессов, умственного развития, но и анатомо -физиологических структур организма. Здесь мы имеем в виду рост и вес, мозг и нервная система, кости, мышцы и жировая ткань. Младший школьный возраст издавна привлекал внимание исследователей проблем педагогической психологии, но единого мнения на проблему младшего школьного возраста, создания образа единого младшего школьника не было и нет. Исходя из противоречий между исследователями о проблеме младшего школьного возраста, мы можем говорить об актуальности проблемы в современном обществе. Методологической основой данного исследовательской работы являются труды таких известных специалистов своей области как: Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Р.С Немов, Г.А. Цукерман, Л.В. Занков и другие ученые. Младший школьный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л.И. Айдарова, А.К. Дусавицкого, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянова, В.В. Репкина, В.В. Рубцова, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко, Н.Г. Морозовой, Н.С. Дежниковой, А. А. Люблинской, А.А. Смирновым и другими учеными, что позволило раскрыть различные стороны психики ребенка младшего школьного возраста.. Соответственно вопрос актуален, важен и требует обсуждения. Актуальность моей работы заключается в том, что мы можем рассмотреть и оценить мнения разных исследователей на данную проблему, установить взаимосвязь между обучением и новообразованиями младшего школьного возраста, определить влияние уровня внимания на успешность обучения, обозначить, помочь родителям, педагогам, психологам рекомендациями по осуществлению процесса обучения и воспитания. Цели работы: 1. Диагностировать развитие свойств внимания младших школьников ( 2 класса ) 2. На практической основе посмотреть взаимосвязь развития внимания и обучения младших школьников. Задачи работы: 1. Конкретизировать содержание главных новообразований младшего школьного возраста. 2. Изучить генезис новообразований младшего школьного возраста с новообразованиями дошкольного возраста и кризисом семи лет. 3. Рассмотреть особенности внимания младших школьников, сравнить уровень развития данного процесса с другими возрастными периодами. 4. Сформулировать практические рекомендации психологам, педагогам, родителям по воспитанию внимания у школьников. Предмет исследования: предметом исследования в данной работе мы считаем зависимость между уровнем развития внимания и обучения младших школьников. Объект исследования: Объектом исследования выступают дети в возрасте 7(8) лет( 2 класс ), обучающиеся в общеобразовательной школе. Гипотеза исследования: «Существует зависимость между уровнем развития внимания младшего школьника и успешностью его обучения». То есть: «Если у ученика младшего школьного возраста доминирует низкий уровень развития устойчивости, объема, переключения внимания, то предполагается, что у данного ученика будут определенные проблемы в обучении». Проблемы могут быть в трудности усвоения материала - как наглядного, так и устного и письменного, что повлечет за собой неуспеваемость, отставание в обучении, непрочность и недолговременность усвоения материала. Теоретическая значимость работы: состоит в том, что в исследовании экспериментально подтверждены психологические характеристики внимания, как центрального психологического новообразования младшего школьного возраста. В исследовании выявлена зависимость обучения от уровня развития устойчивости и продуктивности внимания. Раскрываются главные понятия работы: новообразование, младший школьный возраст, кризис семи лет, внимание, обучение, ведущий тип деятельности и другие понятия. Практическая значимость работы: заключается в том, что разработаны пути и способы целенаправленного формирования центрального психологического новообразования младшего школьного возраста - внимания. Представлены методики, которые могут быть использованы непосредственно в практической деятельности психолога, родителей по педагогической коррекции младших школьников. Систематизированы мнения ученых различного периода, что дает возможность наиболее полно оценить охват и актуальность проблемы младшего школьного возраста. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы.
1.Особенности внимания младших школьников. Новообразования возраста» Различные подходы к понятию младшего школьного возраста. Прежде чем осветить основную проблему подхода к понятию младшего школьного возраста, необходимо в - первую очередь дать основные понятия, характерные для данной темы: новообразование, младший школьный возраст, кризис семи лет, внимание, обучение, ведущий тип деятельности и другие понятия. Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, характеризующийся перестройкой его самосознания, мировоззрения и возникновением рефлексии. Новообразование - произвольность и осознанность психических процессов и их интеллектуализация. Рефлексия - сосредоточение сознания человека на самом себе, на своих образах, мыслях и чувствах, изучение своего собственного поведения. Кризис семи лет -это период рождения социального «Я» ребенка ( по Божович Л.И.) Обучение это профессиональная деятельность учителя, направленная на передачу учащимися знаний, умений и навыков. Внимание - целенаправленное сосредоточение сознания на каком-либо объекте или деятельности. Ведущий тип деятельности - это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. В современной психологии нет единого и общепринятого понятия «младший школьный возраст». Разные психологи прошлых лет и современности по разному определяют данное понятие. Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В.В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста. По мнению В.В. Репкина , младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школе. И.В. Цветкова рассматривает младший школьный возраст как самоценный этап в развитии экологической культуры. Этот этап характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, интенсивностью накопления личного опыта взаимодействия с окружающим миром. С точки зрения, А.А. Люблинской, младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной ее старт и одновременно вершина. Как считают Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов младший школьный возраст — возраст вхождения в учебную деятельность, овладения ее структурными компонентами. Морозова Н.С. считает: младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста. Существует также ряд других определений младшего школьного возраста, но данные определения кажутся наиболее понятными и конкретными. Каждый психолог, исследователь по своему определяет это понятие и соответственно сам определяет круг проблем, обозначая определение. Мнения психологов разных времен все-таки схожи в некоторых вопросах. Например, каждый психолог говорит о периоде младшего школьного возраста, как о переходе в новый возрастной этап, вхождение в новую жизнь. Все психологи единогласно утверждают, что начало обучения в школе - это серьезное испытание для детей, так как меняется его жизнь, стереотипы, происходит кризис семи лет. Меняется положение ребенка в обществе - он становится ответственным за свое поведение, совершенствуются психические процессы, меняется анатомо — физиологические свойства организма, меняется социальная роль ребенка и т.д. Л.П. Симонова отмечает, что практика и выводы современных ученых позволяют пересмотреть прежние взгляды на личность ребенка младшего школьного возраста - от шести до десяти лет. Традиционные представления о ребенке данного возраста реально отличались от действительности. Ребенок младшего школьного возраста не рассматривался как субъект воспитания, хотя вполне проявлял себя таковым. Таким образом, взгляды специалистов в данной области расходятся, но основа понятия младшего школьного возраста пока остается единой и общепринятой.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |