Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины популярности БАД



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Причины популярности БАД 0.00 из 5.00 0 оценок




БАД занимают промежуточное положение между пищевыми продуктами и лекарственными средствами. Это особое положение БАД вносит определенные сложности в осуществление государственного надзора за их производством и оборотом. В России правовые основы этой регуляции только складываются, но и в других странах по мере все более широкого распространения БАД и накопления сведений об их эффективности и побочных эффектах время от времени происходит пересмотр государственных нормативных актов.

В России появление БАД (строго говоря, товары, относимые сейчас к этой категории, существовали и раньше – рыбий жир, гематоген, фиточаи, сиропы из растительного сырья, но в аптеках они занимали весьма скромное место) совпало по времени с радикальными переменами в социально-политическом строе и рыночными реформами. Первыми стали сетевые распространители продукции американских, израильских, немецких фирм. В последнее десятилетие ассортимент этой группы товаров начал стремительно расширяться, инициатива по их распространению постепенно перешла к аптекам и открывающимся магазинам здоровой пищи, и теперь уже можно констатировать, что на фармацевтическом рынке России сформировался отдельный сектор – рынок БАД. В странах Запада этот процесс начал значительно раньше.

Можно выделить общие и специфические для разных стран причины популярности БАД. К общим причинам можно отнести следующие. Во-первых, это относительная дешевизна и быстрота разработки БАД по сравнению с лекарствами. Например, на разработку лекарственного препарата в США уходит до 500 тысяч долларов и 10-15 лет (включая предварительные исследования, разработку состава и технологии, доклинические и клинические испытания), на разработку же БАД – в 10 раз меньше, так как объем исследований в данном случае существенно ограничен. Примерно такое же соотношение затрат на разработку лекарственных препаратов и БАД характерно и для других стран, в том числе и России. Подробно с соответствующими российскими требованиями можно познакомиться в отраслевых нормативных документах. Согласно им, во многих случаях не требуется апробации новой БАД в клинических условиях, а иногда вполне достаточно представить литературную справку об эффективности и безопасности входящих в новую добавку компонентов. Как видите, при производстве БАД значительно быстрее окупаются затраты на ее разработку, чем при выпуске лекарства.

Второй причиной можно по праву назвать моду на здоровый образ жизни. Безусловно, это можно только приветствовать, ведь правильное, рациональное питание (то есть соответствующее возрасту, полу, профессиональным потребностям) является одним из важнейших факторов, определяющих долголетие и работоспособность человека. Поэтому грамотное использование БАД, содержащих в концентрированном виде незаменимые пищевые и биологически активные вещества природного происхождения или их синтетические аналоги, позволяет без увеличения калорийности питания решить проблему дефицита витаминов, минеральных веществ, аминокислот, ненасыщенных жирных кислот, пищевых волокон и других необходимых для нормального функционирования организма веществ.

Специфической для России причиной является снижение в последние годы доступности медицинского обслуживания для населения, сформировавшее привычку к самолечению: попасть на прием к нужному специалисту весьма сложно; легче, положившись на рекламу, купить в аптеке чудодейственное средство от всех болезней. Кроме того, к сожалению, структура российского фармацевтического рынка существенно искажена: 40% лекарств относятся к препаратам безрецептурного отпуска, в то время как оптимальным считается показатель 5-8%. Российский потребитель в большинстве случаев привык при выборе рассчитывать прежде всего на себя (оценив содержание рекламы или советы знакомых), а потом уже на врача. Что уж говорить о БАД, которые занимают промежуточное положение между лекарствами и пищей, - их выбор часто делается случайно. И это очень обидно, потому что правильный выбор сможет разнообразить ваш рацион и при этом поддержать здоровье, а неправильный в лучшем случае не окажет никакого оздоровительного эффекта, а в худшем – приведет к развитию осложнений, иногда весьма серьезных.

Следует обратить внимание на то, что в некоторых случаях производитель, описывая состав БАД (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества, органические кислоты), не раскрывает источника получения этих биологически активных веществ (того или иного растительного или животного экстракта).

Все биологически активные добавки имеют синтетическое или природное происхождение. Последние составляют абсолютное большинство. Они изготавливаются из растительного, микробного и минерального сырья. Наиболее разнообразно представлено растительное сырье. В отечественных добавках преобладают представители флоры России, включая пищевые и традиционно используемые народной медициной растения. Это прежде всего злаки, соя, огородные культуры, дикорастущие и введенные в культуру ягодные кустарники, водоросли, лекарственные растения. В импортные добавки часто включаются тропические и субтропические растения, растения-эндемики или извлечения из них. В основном эти растения содержат сильнодействующие, а иногда и ядовитые вещества, как правило, алкалоиды различного строения. Отечественных добавок, содержащих такие компоненты, значительно меньше.

Все более расширяется использование в БАД животного сырья. К традиционным средствам, содержащим панты пятнистого оленя, мумие, продукты пчеловодства, продукты переработки морских рыб, в настоящее время добавились экстракты плаценты, вытяжки из органов и тканей.

Существенную долю биодобавок составляют эубиотики – живые или высушенные бактериальные культуры кишечных симбионтов, автолизаты пивных и пекарских дрожжей, а также из комбинации с растительными компонентами.

Все добавки можно разделить на моно- и поли компонентные. Проведенный анализ составов БАД показывает, что многие прописи многокомпонентных добавок являются нерациональными. Так, в экспериментах на животных показано, что комбинирование нескольких адаптогенов не приводит к усилению их терапевтического эффекта. Потребитель дожжен помнить, что между количеством компонентов в добавке и ее эффективностью нет прямой зависимости.

Критика БАД

Аргументом против биологически активных добавок у многих противников БАД является недоказанность клинической эффективности большинства из них с позиций доказательной медицины. Биологически активные добавки к пище вопреки российскому законодательству зачастую рекламируются недобросовестными производителями и распространителями как лекарственное средство, но в то же время они не проходят обязательных для лекарственных препаратов клинических испытаний, поэтому их декларируемая эффективность базируется исключительно на заявлениях производителей и распространителей.

Негативный образ БАД формируется из-за:

· недостатка знания в области микронутриентологии, в том числе у медицинских специалистов (нет должного отражения вопроса в программах обучения не только в медицинских институтах, но и на факультетах повышения квалификации и переподготовки учителей). Нет специальной литературы по вопросам микронутриентологии и БАД или она поверхностна, непрофессиональна.

· отсутствия объективной и достоверной информации о конкретных БАД и продуктах функционального питания;

· засилья недобросовестной рекламы (в том числе активной пропаганды БАД дистрибьюторами различных компаний с приписывания свойств, не соответствующих свойствам пропагандируемой продукции);

· засилья некачественной продукции (либо присутствие в препарате только части необходимых микронутриентов, либо их дозы значительно ниже уровня действующих доз);

· недостаточной информированности отечественного потребителя о законодательной базе, регулирующей оборот БАД.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в 2004 году выявила следующие нарушения при производстве и обороте БАД:

· реализация биологически активных добавок к пище, в том числе в аптечной сети, без сопроводительных документов — регистрационных удостоверений (или санитарно-эпидемиологических заключений) и удостоверений о качестве и безопасности (на каждую партию продукции);

· несоответствие информации на этикетке, согласованной при регистрации, требованиям действующего законодательства;

· несоответствие продукции по содержанию основных биологически активных веществ, декларированных производителем в технической документации, на этикетках;

· различные нарушения при рекламе БАД;

· нарушение условий реализации БАД.

Не допускается реализация БАД:

· не прошедших государственной регистрации;

· без декларации о соответствии;

· не соответствующих санитарным правилам и нормам;

· с истекшим сроком годности;

· при отсутствии надлежащих условий реализации;

· без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации;

· при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" розничная торговля БАД может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски).

 


Заключение

Товарный ассортимент фармацевтической организации имеет важное социально-экономическое значение, так как его качество определяет полноту удовлетворения покупательского спроса и уровень торгового обслуживания субъектов рынка. Рационально сформированный ассортимент ускоряет оборачиваемость товарной массы и повышает эффективность деятельности предприятия.

Товарная политика организации предусматривает решение следующего комплекса проблем:

· формирование товарной номенклатуры

· оптимизация ассортимента производимых и реализуемых товаров и услуг с точки зрения их потребительских характеристик и особенностей технологии производства и сбыта

· обновление ассортимента в целом и по отдельным товарным единицам с учетом жизненного цикла

· реализация рациональной ассортиментной политики (обеспечение конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг)

· определение маркетинговых характеристик ассортимента: оптимальной широты, насыщенности, глубины и гармоничности товарного ассортимента

· оптимизация ассортимента с учетом рентабельности продажи единицы продукции

· наличие ассортиментных позиций из перечней и списков, регулирующих отношения на фармацевтическом рынке (обязательный; жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; препаратов, отпускаемых без рецепта врача; наркотических, сильнодействующих и т.д.)

 


Список литературы

1. И.И. Краснюк, Г.В. Михайлова "Фармацевтическая гомеопатия" И:Москва, Academia, 2005г стр.66-72

2. И.В. Косова "Организация и экономика фармации" И: Москва, Academia, 2002г стр.341-378

3. Е.Е. Лесиовская, Н.Ю. Флорова, Е.В. Дрожжина Справочник "Биологические добавки к пище" Санкт-петербург:Сова;М:ЭКСМО-Пресс,2001г. стр 7-18, 505-519

4. В.И. Погорелов "Фармацевтическая технология" И: Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г. стр 388-406

5. Федеральный закон "О лекарственных средствах"

 


Приложение

 



2020-02-03 225 Обсуждений (0)
Причины популярности БАД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины популярности БАД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)