Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические аспекты исследования агрессивности: понятие и концептуальные подходы.



2020-02-03 292 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты исследования агрессивности: понятие и концептуальные подходы. 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

Взаимосвязь агрессии и интеллекта у девиантных подростков

 

                                                                                  Выполнил:

                                                                                  студент 4 курса, 8группы

                                                                                  Гуманитарного факультета        

                                                                                  ХХХХХХХХХ

 

 

                                                                                 Проверил:

                                                                                 к.п.н, доцент кафедры

                                                                                 педагогики и психологии

                                                                                 Богданчиков С.А.

 

 

Саратов

2010

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию

взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков……….5

1.1. Теоретические аспекты исследования агрессивности: понятие и

концептуальные подходы………………………………………………………5

1.2. Девиантное поведение подростков: понятие, виды, формы……………13

1.3. Агрессивность как форма девиантного поведения подростков………..23

1.4. Исследование интеллекта: теоретические и

экспериментальные подходы……….…………………………………………27

1.5. Проблема исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у

девиантных подростков……………………………………………………….30

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и

интеллекта у девиантных подростков………………………………………..35

2.1. Программа эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности

и интеллекта у девиантных подростков……………………………….……..35

2.2. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и

интеллекта у девиантных подростков и их обсуждение.……………………37

Заключение……………………………………………………………………..45
Список использованной литературы……………………………………….…47

Приложение № 1……………………………………………………………….50

Приложение № 2……………………………………………………………….60

Приложение № 3…………………………………………………………….…60

Приложение № 4…………………………………………………………….....61

Приложение № 5 ……………………………………………………………....63

Приложение № 6……………………………………………………………….64

 

Введение

Высокий темп технических и экономических преобразований в современном обществе, увеличение количества информации, социальная нестабильность, искажение нравственных ценностей, деформация семьи, пропаганда насилия в средствах массовой информации способствуют росту агрессивных тенденций в поведении любого школьника, а к девиантным подросткам это относится в особенной степени. Кино- и видео фильмы, компьютерные игры, перегруженные сценами насилия, легко обучают девиантных подростков агрессивному поведению. Неблагополучная обстановка в семьях девиантных подростков, недостатки воспитания, демонстрация агрессивного поведения в семье так же обусловливают возникновение агрессивных тенденций в их поведении. Особое значение это имеет когда замечают тенденции взаимосвязи агрессии с интеллектуальным развитием подростков.

Актуальность изучения взаимосвязи агрессивного поведения и интеллекта определяется влиянием агрессии на развитие личности, на формирование тех или иных форм поведения – конструктивных или деструктивных, разрушительных. Агрессия играет отрицательную роль в интеллектуальном становлении ребенка превращая его либо в потенциального агрессора, либо в потенциальную жертву.

Агрессивное поведение нередко находит проявление в образовательном процессе. У девиантных подростков можно наблюдать проявление негативизма при выполнении учебных заданий, выражение протеста, порче школьных принадлежностей. Для некоторых учащихся характерны мстительность, неуравновешенность, конфликтность, демонстративное неповиновение. Все это негативно сказывается на эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуальном развитии учащихся.

В зарубежной психологи существует несколько теорий, в рамках которых изучалась взаимосвязь агрессивности и интеллекта: инстинктивистские теории берущие свои начала от З. Фрейда и К. Лоуренца; теории фрустрации, приверженцами которой являются Л. Берковиц, Дж. Доллард, Н Миллер, Дж. Саэррс; и многие другие теории, которые разрабатывали Дж. Фешбек , А Бас, Р. Уолтерс.

В отечественной психологии этой проблемой занимались: Н.В. Аликина, О.В. Гордякова, В.В. Знакова, П.А. Ковалева, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов и др. Анализ данных источников позволит выделить выделить связь агрессивности и интеллектуальных процессов.

Цель данной работы заключается в рассмотрении агрессивного поведения девиантных подростков и сопутствующего этому уровня интеллекта.

Задачи исследования включают в себя несколько моментов: теоретическое определение сущности агрессивности и интеллекта, анализ изучения данной проблематики, эмпирическое выявление взаимосвязи агрессивного поведении и интеллекта.

Объектом данного исследования выступают девиантные подростки, а предметом – агрессивное поведение девиантных подростков и его взаимосвязь с интеллектом.

Сформулирована гипотеза:

У девиантных подростков существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и проявлением агрессии.

В связи с этим, предлагается следующая структура работы. Сначала будут рассмотрены такие понятия как агрессивность и девиантное поведение. Далее агрессивность как форма девиантного поведения, затем исследования интеллекта, и взаимосвязь интеллекта и агрессивности. Следующим этапом будет проведение эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи и агрессивности. Основываясь на этом будет попытка выявить закономерности и взаимосвязь между интеллектом и агрессией.

Глава 1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.

Теоретические аспекты исследования агрессивности: понятие и концептуальные подходы.

Слово “агрессия” происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Этот термин издавна бытует в европейских языках, однако, значение его далеко не всегда было одинаковым. До начала XIX века это понятие было очень широким: агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Для того чтобы рассмотреть проблему агрессивностиу девиантных подростков необходимо рассмотреть ее общее понятие, структуру и природу.

Существует множество точек зрения на возникновение агрессии, ее природу и факторы, влияющих на ее проявление(З. Фрейд и К. Лоуренц, Л. Берковиц, Дж. Доллард, Н Миллер, Гордякова, В.В. Знакова, П.А. Ковалева). Но все эти теоретические обоснования подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1. Врожденным побуждениям и задаткам;

2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

3. Познавательным и эмоциональным процессам;

4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Для составления наиболее полного представления картины о природе агрессии, стоит рассмотреть основные подходы к ее изучению.

1. Теория влечения (психоаналитический подход).

Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он полагал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке выделяются два наиболее мощных инстинкта: сексуальный(либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Первый направлен на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Второй же направлен на разрушение и прекращение жизни. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение и действия являются результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянная связь. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни ( эросом) и ее разрушением (танатосом), энергия танатоса направляется вовне, в направлении от “Я”. Если же она не будет обращена вовне, то это приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Уменьшить вероятность появления опасных действий может внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию.

2. Экологический подход.

Это видение проблемы получило распространение благодаря работам К.Лоренца, который придерживался эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З.Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из инстинкта борьбы за выживание, который является врожденным и присутствует у людей так же, как и у животных. Лоренц считал, что агрессивная энергия, берущая свое начало в инстинкте борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Исходя из этого, агрессивные действия являются совместной функцией:

А) Количества накопленной агрессивной энергии.

Б) Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии[1].

Но, чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент. Тем меньший стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное поведение может выплеснуться спонтанно. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

3. Фрустрационная теория (гомеостатическая модель).

Эта теория, предложенная Д.Доллардом, противопоставляется двум предыдущим. В ней агрессивное поведение рассматривается как ситуативный, а не эволюционный процесс. Основные положения этой теории звучат так:

· Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

· Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

А) Степень ожидаемого субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

Б) Сила препятствия на пути достижения цели;

В) Количества последовательных фрустраций.

Т.е., чем в большей степени субъект предвкушает достижение цели, чем сильнее препятствие и чем большее количество реакций блокируется, тем сильнее будет вероятность проявления агрессии. А если фрустрационные следуют одна за другой, то их сила может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

4. Теория социального научения (бихевиоральная модель).

В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение и усвоение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет повторение человеческого поведения, ориентированного на образец. Эту теорию предложил Балдура. Он считал, что агрессия могла приобретаться посредством биологических факторов, таких как гормоны или нервная система человека, а так же непосредственно посредство научения. Агрессия может провоцироваться неприемлемым обращением, побудительными мотивами, какими либо эксцентричными убеждениями, например параноидальными действиями. Так же Балдура считал, что агрессивное поведение регулируется внешним поощрением и наказанием, викарными методами, например наблюдением за тем, как поощряют или наказывают других, и механизмами саморегуляции, такими как гордость или вина.

 С точки зрения этой теории, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:

А) Способов усвоения подобных действий;

Б) Факторов, провоцирующих их появление;

В) Условий, при которых они закрепляются.

Поэтому, основное значение стоит уделить обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, в частности стоит на формирование агрессивной модели поведения на их примере, ведь ни для кого не секрет, что у агрессивных родителей бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт , т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам[2].

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

· Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения. Отсюда может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

· социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных социальных условиях.

В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеперечисленных теорий, объясняющих природу и структуру агрессивности, следует что:

· Проявлению агрессии способствуют социальные и биологические факторы;

· Агрессия не всегда должна быть жестокой, а может являться нормальной реакцией в ходе борьбы за выживание;

· Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

Рассмотрев основные теории объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.

Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

2. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

3. Жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного обращения с собой (Р.Бэрон, Д.Ричардсон “Агрессия”).

Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность - поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред[3].

“Психологический словарь” под редакцией Зинченко предлагает следующее определение: Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)[4].

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

· Целевая агрессия

· Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах Заградова Й, Осинский А.К., Левитов Н.Д.:

1. По направленности:

● Агрессия, направленная вовне;

● Аутоагрессия - направленная на себя.

2. По цели:

● Интеллектуальная агрессия;

● Враждебная агрессия.

3. По методу выражения:

● Физическая агрессия;

● Вербальная агрессия.

4. По степени выраженности:

● Прямая агрессия;

● Косвенная агрессия.

5. По наличию инициативы:

● Инициативная агрессия;

● Оборонительная агрессия.

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

Агрессивное действие - это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивны действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении[5].

Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.

Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.

В.Клайн считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто необходимы для активной жизни. Это - настойчивость, инициатива, упорство в достижении цели, преодоление препятствий. Эти качества присущи лидерам.

Р.С.Хоманс считает, что агрессию может вызвать ситуация, связанная со стремлением к справедливости.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

Состояние фрустрации - это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения (“Психологический словарь” под редакцией Давыдова)[6].

В заключении параграфа хотелось бы сказать что, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей. Важную роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом социализации. Социализацией агрессии можно назвать процесс научения контролю собственных агрессивных устремлений и выражения их в формах, приемлемых в рамках данной цивилизации. В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

 

1.2 Девиантное поведение подростков: понятие, виды, формы.
На современном этапе развития человечества, не существует такого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, гении и т.д. Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального “зла” всегда привлекали интерес ученых. Один индивид может иметь отклонения в социальном поведении, другой в личностной организации, третий и в социальной сфере, и в личностной организации. У истоков социологии девиантного(отклоняющегося) поведения стоял французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”[7]. Конституированию в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного поведения обязана прежде всего Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”[8], а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства. Более широкую трактовку определения девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом нормам и типам”[9], то есть речь идет о нарушении любых социальных норм. Отклонения могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые. Как пишет профессор социологии Калифорнийского университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается определению, что связано с неопределенностью и многообразием поведенческих ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации: а)человека, которому свойственно определенное поведение; б)норму или ожидание, являющееся критерием оценки поведения как девиантного; в)другую группу или организацию, реагирующую на данное поведение.[10] Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Исходным для понимания отклонений служит понятие "норма".[11] В теории организации сложилось единое - для естественных и общественных наук - понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем - это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это - естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций. В отличии от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества. Поэтому они либо соответствуют законам общественного развития, являясь "естественными", либо недостаточно адекватны им, а то и вступают в противоречие из-за искаженного - классово ограниченного, религиозного, субъективистского, мифологизированного - отражения объективных закономерностей. В таком случае аномальной становится "норма", "нормальны" же отклонения от нее. Вот почему отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это - социальное творчество: научное, техническое, художественное, общественно-политическое. Негативные - дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.[12] Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные "нормативные субкультуры" (от научных сообществ и художественной "богемы" до сообществ наркоманов и преступников)

Различают такие виды как:



2020-02-03 292 Обсуждений (0)
Теоретические аспекты исследования агрессивности: понятие и концептуальные подходы. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические аспекты исследования агрессивности: понятие и концептуальные подходы.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)