Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.



2020-02-03 409 Обсуждений (0)
Проблема исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Интеллект - индивидуально-психологическая характеристика способности человека к мышлению и пониманию. Агрессивность – тоже личностная характеристика человека. Агрессивность – сложный показатель, который имеет следующие составляющие: раздражительность, подозрительность, негативизм, гипертрофированное чувство вины (аутоагрессия), обидчивость и другие. Человек с низкой потребностью в одобрении со стороны окружающих является более конфликтным и агрессивным.

Человек может вести себя агрессивно сознательно или бессознательно.
На человеческое поведение оказывают влияние различные структуры нервной системы:

• лимбическая нервная система (особенно гипоталамус и миндалевидное тело) регулирует эмоциональные переживания;

• лобные доли коры головного мозга отвечают за когнитивные процессы, в частности, за опознание той или иной ситуации, как содержащей угрозу, и за  выбор реакции на нее.

• симпатическая нервная система обеспечивает готовность «драться или удирать»; именно эта нейроструктура, по достижении организмом определенного уровня физиологического возбуждения, производит запуск механизма агрессивного реагирования.[18]

Прямой зависимости между интеллектом и агрессивностью пока еще не установлено. Всем известно, что встречаются агрессивные люди как с пониженным уровнем интеллекта, так и с очень высоким. Однако существуют гипотезы, что интеллект и агрессивность взаимосвзяаны черезчерез социальный статус. Если наличие ума позволяет человеку занять определенное положение в обществе, то от этого положения зависит, насколько агрессивным будет человек.

Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у лидеров и «отверженных». У лидеров агрессивность поведения вызывается желанием защитить или укрепить свое лидерство, а у «отверженных» - неудовлетворенностью своим положением.

Что же касается «умной» и «тупой» агрессии, то здесь важно, насколько у человека развита волевая сфера. Немецкий ученый Клагес очень интересно объясняет поведение человека, сравнивая его с движением точки в многомерном характерологическом пространстве. Оси в этом пространстве представляют собой качества характера, каждое из которых биполярно. Например: гуманизм – агрессивность, ум – глупость, смелость – трусость, щедрость – скупость, способность к сопереживанию – черствость, общительность – замкнутость и т.д. Точка в этом пространстве движется под воздействием темперамента, витального настроения и воли. Образно можно провести аналогию с кораблем, который движется в зависимости от своей осадки (темперамента), силы ветра (витального настроения) и силы двигателя (воли).

Человек действует под влиянием инстинктов и разумной воли, выбирая оптимальное соотношение того и другого. Именно в инстинктивном, бессознательном поведении возможна «тупая» агрессия. А когда включается разум, человек управляет своим поведением усилием воли, и такая агрессия уже будет считаться «разумной», то есть, сознательной.
«Умная» агрессия будет иметь именно такую силу, насколько человек хочет (сила инстинктов) и насколько может (сила воли) себе позволить.

Касательно агрессии подростков, хочется отметить возрастные кризисы, которые нередко сопровождаются демонстрацией неадекватных стилей поведения, противоречащих общепринятым социо-культурным нормам.[19]

В этой связи подростковый возраст является особой группой риска возникновения стойких форм агрессивного поведения.[20] Особый интерес к заявленной проблеме обусловлен широкой распространенностью отклоняющихся форм поведения среди старших школьников с нарушением интеллекта.[21] Слабая дифференцированность эмоций, недостаток волевого контроля при легкой степени умственной отсталости способствуют усилению агрессивной направленности поведения. Расстройства эмоционально-волевой сферы при умственной отсталости находят свое отражение в расстройствах поведения. Склонность к агрессивному поведению, аффектам гнева вторично осложняют процесс социальной адаптации школьников с нарушениями интеллекта. В то же время задержанное психическое развитие или недоразвитие (определение «умственной отсталости» в Международной классификации болезней 10-го пересмотра) не могут рассматриваться как первопричина склонности старших школьников к агрессивному поведению.

Онтогенез познавательной и эмоционально волевой сферы, по мнению Л. С. Выготского, предполагает изменения не столько интеллекта или самого аффекта, сколько изменение отношений между этими сферами психической

жизни. Современные исследования в данной области подтверждают, что степень эмоционального недоразвития не всегда соответствует глубине интеллектуальных нарушений[22]. В то же время усиление агрессивного поведения старших школьников с нарушением интеллекта может рассматриваться и как разновидность патологии личности.

Анализ пограничных состояний, таких как акцентуации характера, в этой связи является превентивной мерой аномалий личности. Необходимо выявить, какие типы акцентуаций характера наиболее часто встречаются в старшем школьном возрасте при умственной отсталости; существует ли взаимосвязь между акцентуированными чертами характера и расстройствами поведения.

Бытует мнение, что полиморфизм расстройств поведения школьников с нарушением интеллекта связан с определенными типами акцентуаций характера. Различный характер взаимосвязей между акцентуированными чертами характера при умственной отсталости и при сохранном интеллекте обусловливает разницу в расстройствах поведения.

Агрессивное поведение старших школьников с нарушением интеллектаобусловлено тем, что подростковый возраст, в целом, является группой риска заострения черт характера как в норме, так и при различных видах дизоногенеза.[23]

Выводы по главе:

Теоретическое рассмотрение интеллектуальной сферы девиантных подростков, склонных к проявлению агрессии показало, что большинство действий обусловлено сочетанием биологических и социальных факторов. Но наличие отклонений в интеллектуальной сфере не означает неизбежности формирования агрессивных действий. Особую же роль в формировании агрессивных действий играют особые микросоциальные условия, неблагоприятный образ жизни, употребление алкоголя одним или двумя родителями, привлечение их к уголовной ответственности и безнадзорность. В этих условиях формируются негативные агрессивных тенденции. Поскольку проблема взаимосвязи агрессивности и интеллекта еще не до конца разработана, то возникает необходимость проведения более направленного эмпирического исследования.



2020-02-03 409 Обсуждений (0)
Проблема исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)