Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков и их обсуждение.



2020-02-03 653 Обсуждений (0)
Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков и их обсуждение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Все две используемые нами методики проводились на выборке, состоящей из 10 человек, в возрасте 15 лет, 6 юношей и 4 девушек.  В процессе проведения методики, – «Прогрессивные матрицы Равена», в контексте строго регламентированного времени, а именно 20 минут, группе обследуемых лиц были представлены 60 таблиц, разделенных на 5 серий(см. Приложение 1), связанных между собой определенной зависимостью. В каждой таблице представлен рисунок и недостающая фигура. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе (см. Приложение 2) указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов. В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии. В серии А – использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В – построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С – построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D – построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента.

В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:

· на основании процентной шкалы; (см. Приложение 3)

· перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого и оценки уровня интеллекта по шкале перевода баллов в IQ(см. Приложение 4).

По итогам проведения методики «Прогрессивные матрицы Равена», мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Интеллектуальный уровень испытуемых

Номер испытуемого 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Интеллектуальный уровень 65% 75% 58% 60% 85% 70% 43% 55% 45%

58%

Коэффициент интеллиекта IQ 94 99 83 90 114 97 76 86 75

83

Пользуясь процентной шкалой интерпретации результатов (см. Приложение 3) и таблицей перевода баллов в IQ (см. приложение 4), можно сделать заключение по проведению данной методики, которое представлено в таблице 2.

Таблица 2. Степень и уровень развития интеллекта

Номер испытуемого Степень развития интеллекта Уровень развития интеллекта IQ
1 средний уровень развития интеллекта средний интеллект
2 незаурядный уровень развития интеллекта интеллект средний интеллект
3 средний уровень развития интеллекта слабый, ниже среднего интеллект
4 средний уровень развития интеллекта средний интеллект
5 незаурядный уровень развития интеллекта интеллект нормальный выше среднего интеллект
6 средний уровень развития интеллекта средний интеллект
7 средний уровень развития интеллекта небольшая степень слабоумия
8 средний уровень развития интеллекта слабый, ниже среднего интеллект
9 средний уровень развития интеллекта небольшая степень слабоумия
10 средний уровень развития интеллекта слабый, ниже среднего интеллект

 

Для более доступного восприятия результатов, данные представлены графически (см. рис. 1) Рисунок 1. Распределение уровня интеллекта респондентов Анализируя полученные результаты, можно сказать, что основным по выборке является средний уровень развития интеллекта, лишь у респондента под номером 2 отмечен незаурядный уровень развития. Уровень немного ниже среднего замечен у респондентов под номерами 7 и 9.Второй этап исследований включал в себя проведение методики «Рисованный апперцептивный тест». В процессе исследования респондентам представляются 8 контурных рисунков (см. Приложение 5), на которых изображены 2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная. Испытуемым давалось задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:

1) Что происходит в данный момент?
2) Кто эти люди?
3) О чем они думают и что чувствуют?
4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Подчеркивалось, что объектом внимания экспериментатора является воображение испытуемого, умение выдумывать, богатство фантазии.

Каждому ребенку давался двойной тетрадный лист, на котором чаще всего свободно размещалось восемь коротеньких рассказов, содержащих ответы на все поставленные вопросы. Время проведения не ограничивалось, однако следовало поторапливать ребят, что бы получить наиболее непосредственные ответы.

Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, нам представилась возможность проанализировать почерк ребенка, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Защитные тенденции в нашем случае проявлялись в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой.

Анализируя полученные рассказы, составленные учащимися (см. Приложение 6) в рамках изучения проявления и направленности агрессии в различных ситуациях предложенных на картинках, можно сказать, что результаты получились очень интересными. Нельзя однозначно сказать, что все учащиеся, склонны к агрессивному поведению, но у многих прослеживаются агрессивные тенденции в рамках семейных отношений, а так же в отношениях со сверстниками. Безусловно, составляя рассказ по представленному стимульному материалу, подросток «примеряет» увиденный сюжет на себя, и уже на основе личных впечатлений отвечает на поставленные вопросы, но отдельное внимание стоит уделить тому, что при последующей беседе с учащимися, отвечая на вопрос: «На какой картинке вы видите себя?», школьники чаще всего идентифицировали себя с картинками №1 и 5. Картинка №1 провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение ребенка к проблеме власти и унижения. Здесь можно напрямую провести параллель с проявлением агрессивного поведения в семье. Мы можем сделать смелый вывод, и посчитать, что если ребенок усвоит данную модель поведения, она может повториться в его собственной будущей семье. Картинка №5 в большей степени связана с конфликтными ситуациями, где существуют сложные отношения между двумя людьми.

 Респонденты чаще других указывали на то, что на ней изображен спор между двумя товарищами или знакомыми, иногда указывали на разрешение спора через драку, или конфликт. Так же выделилась группа ребят, в количестве двух человек, которые не проявили агрессивных тенденций в своих рассказах. Для более доступного восприятия интерпретации результатов методики представлен рис.3, на котором в процентном соотношение показано количество детей, у которых замечены тенденции агрессивного поведения в семье – 30%, агрессивного поведения в среде сверстников – 50%, и неагрессивных подростков – 20%.

Рисунок 3. Процентное соотношение типов агрессии.

 

Проводя анализ результатов каждого респондента по обоим методикам( графическое представление сопоставления результатов можно увидеть на рис.4), мы получили интересные результаты.

Рисунок 4. Уровень интеллекта и направленность агрессивного поведения

     

 

 

Подростки в количестве 5 человек, чей уровень интеллекта, установленный по методике «проективные матрицы Равена», колеблется на нижнем пределе среднего уровня развития или спускается на уровень ниже среднего, в своих ответах на методику «рисованный апперцептивный тест» чаще давали повод наблюдать тенденции агрессивного поведения в среде сверстников. Так же мы видим, что выделилась группа подростков из 3 человек со средним уровнем интеллекта, которые давали возможность наблюдать агрессивные модели поведения в семье. И двое респондентов с незаурядным уровнем интеллекта и со средним не показали в результате проведения второй методики тенденций и стремлений к проявлению агрессивного поведения. Для простоты восприятия материала результаты исследования представлены на рисунке 4.

 

 

Выводы по главе:

Таким образом, можно сделать несколько основных выводов:

· Подавляющее число девиантных подростков в нашем исследовании склонно к проявлению агрессивного поведения.

· В основном агрессия респондентов проявляется в общении со сверстниками

· девиантные подростки, чей интеллект является высоким или средним, но приближающемся к высокому, менее склонны к агрессивному поведению, чем девиантные подростки с пониженным интеллектом или со средним на низших пределах этого уровня.

В общем можно сказать, что рабочая гипотеза подтвердилась, и соответственно подтвердилась и общая гипотеза всего исследования. Исходя из этого, мы можем с уверенностью судить, что существует взаимосвязь между уровнем интеллекта и агрессией у девиантных подростков. Цель работы можно считать достигнутой.

 

Заключение

Исследование опыта теоретического и экспериментального изучения агрессии девиантных подростков в отечественной и зарубежной психологии показало актуальность и недостаточную изученность данной проблемы в психологической науке.

Изучение феномена агрессии показало наличие множества концептуальных подходов к пониманию сущности понятия «агрессия». Изучение этих подходов позволило заключить, что в настоящее время в психологии утверждается представление об агрессии как мотивированных внешних действий, нарушающих нормы и правила существования человека в обществе, наносящих физический и психологический вред людям.

Эмпирическое исследование проблемы направленности и взаимосвязи агрессии с интеллектом у девиантных подростков позволило установить, что направленность агрессии основана на различных критериях: его цели, мотивации агрессивного поведения и используемых средствах агрессии. Нами было установлено существование данной взаимосвязи, что может говорить о том, что осуществление агрессивных действий основана на определенной организации мыслительных процессов. Агрессивный человек специфическим образом воспринимает и интерпретирует существующую действительность. Стимулы являющиеся нейтральными для других людей, могут интерпретироваться агрессивным человеком как вызывающие агрессию. Интеллектуальный компонент агрессивного поведения подразумевает восприятие и оценку ситуации, прогнозирование последствий агрессивных действий, осознание причин и результатов собственной агрессии.

Следует отметить, что наиболее уязвимым для проявления агрессии является подростковый возраст в связи с определенной скачкообразностью развития. Как показало наше исследование агрессивное поведение свойственно девиантным подросткам со средним или низким уровнем интеллекта, оно характерно как юношам, так и девушкам. В нашем исследовании агрессия у подростков может выступать как средство самоутверждения, как следование авторитетам, как средство психологической защиты.

В данной работе мы не можем охватить весь спектр возможных подходов и исследований взаимосвязи агрессивности и интеллекта. Эту тему можно с уверенностью назвать настолько обширной и актуальной, что по ее проблематике еще будет написан не один научный труд. Мы попытались изучить интеллект, направленность агрессии, их взаимосвязь у девиантных подростков, и получить эмпирическое подтверждение этого феномена. Для более полного изучения темы данной работы стоит провести намного больше исследований, и на более широкой выборке, которая включала бы в себя разные возраста. В заключении хотелось бы отметить, что исследование интеллекта и проявления агрессии у девиантных подростков имеет особое значение, так как свойственные им пассивность, недостаточная дифференциированность и осмысленность восприятия, нецеленаправленность, недостаточная обобщенность мышления и низкий уровень мыслительных операций могут обусловить недостаточное или искаженной восприятие и понимание ситуации, вызвавшей агрессию.

 

 

Список использованной литературы:

1. Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000

2. Ананьев, Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. Избранные психологические труды в 2-х томах/ Б. Г. Ананьев. – Москва, 1980.

3. Акимова М.К., Борисова Е.М., Гуревич К.М., Козлова ВТ., Логинова Г.Т. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших школьников. - Обнинск, 1993. - 40с.

4. Андриенко, В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы/ В. К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский. Москва, 1990.

5. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений /пер. с англ. М., 2000. 508 с.

6. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии/ С.А. Беличева. – Москва, 1993.

7. Брунер Дж. Психология познания. -М.: Прогресс, 1977. - 197с.

8. Вайзман Н.Реабилитационная педагогика - М.: Аграф, 1996. - 160 с.

9. Венар Ч., Кериг П. Психология развития детского и подросткового возраста. - СПб.: ПРАЙМ-ЕРОЗНАК, 2004. - 384 с.

10. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: просвещение, 1973, - 175 с.Выготский Л.С. Психология подростка. - М.:Педагогика, 1982. - 361с.

11. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. М., 1983. Т. 5. 368 с.

12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 1999.-275с.

13. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. - М.: Академия, 2000. -160с.

14. Замский Х.С. Умственно отсталые дети -НПО, Образование, 1999. -460с.

15. Иванов Е. С., Шипицына Л. М. Этиопатогенез нарушений поведения у учеников вспомогательной школы // Дефектология. 1989. № 1. С. 20–24.

16. Исаев Д. Н. Психопатология детского возраста. СПб.: СпецЛит, 2001. 463с.

17. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. 391 с.

18. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. 207 с.

19. Лебединская К. С. и др. Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое) // Дефектология. 1980. № 2. С. 4–14.

20. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.,2001.

21. Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 208с.

22. Кузнецова Л.В. Основы специальной психологии - М.: Академия, 2002.-480с

23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н Возрастная психология. - М.:ТЦ Сфера, 2001.-464с

24. Лащова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал. 1993. № 4.

25. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989. 375 с.

26. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М., 1999. 416 с.

27. Личко, А. Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков/ А. Е. Личко, Ю. В. Попов. – Москва, 1988.

28. Лютова, Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – Санкт-Петербург, 2001.

29. Максименко С.Д. Общая психология. - М.:Рефл-Бук, 2000. -528с

30. Мастюкова Е.М Лечебная педагогика. - М.:ВЛАДОС, 1997. - 304с

31. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. - М: Медпресс-информ, 2002.-592с.

32. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. СПб.: Речь, 2009. 160 с.

33. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.. 2001.

34. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростков: распознание, лечение, профилактика. М., 2006. 181 с.

35. Немов Р.С Психология. -М.:ВЛАДОС, 2001.-688с.

36. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. М., 2002. 141 с.

37. Пиаже Ж Психология интеллекта.-СПб. .Питер, 2003 .-192с.

38. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология/ А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. – Санкт-Петербург, 2000.

39. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции/ Л. М. Семенюк. – Москва, 1996.

40. Фролов, Ю. А. Хрестоматия «Психология подростка». Российское Педагогическое Агенство/ Ю. А.Фролов. – Москва, 1997.

41. Шипицына Л. М. ≪Необучаемый≫ ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Речь, 2005. 477 с.

 

Приложение 1. Стимульный материал к методике Равена

 

Серия А

          

 

          1                                                            2

 

 

           

 

            3                                                         4

 

        

           5                                                            6

 

 

            

                7                                                       8

 

 

                

              9                                                           10

 

           

 

               11                                                         12

 

 

Серия B

 

     1                                                                 2 

 

    3                                                                      4

 

 

         5                                                                   6

 

 

         7                                                                8

 

 

               9                                                            10

 

              11                                                          12                                                                               

 

 

 

Серия С

                 1                                                           2

 

 

3                                                            4

 

 

             5                                                                 6

 

 

 

               7                                                            8

 

 

                 9                                                         10

 

 

               11                                                            12

 

Серия D

               1                                                            2

 

 

               3                                                            4

 

                 5                                                            6

 

 

                7                                                                 8

 

9                                                               10

 

 

             11                                                                12

 

Серия E

                 1                                                                    2

 

                  3                                                             4

 

 

                 5                                                              6

 

 

              7                                                           8

 

 

                            9                                                      10

 

 

               11                                                           12

Приложение 2. Опросный лист методики Равена

БЛАНК

ФИО _________________________

Номер задания Серия A Серия B Серия C Серия D Серия E
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          

Приложение 3. Процентная шкала интеллектуального развития

 

1 степень более 95% – высокий интеллект
2 степень 75-94% – интеллект выше среднего
3 степень 25-74% – интеллект средний
4 степень 5-24% – интеллект ниже среднего
5 степень ниже 5% – дефект.

 

 

Приложение 4. Таблица перевода баллов в IQ

Количество баллов

Возраст в годах

8 8,5 9 9,5 10 10,5 11 11,5 12 12,5 13 13,5 16-30
1 73 68 65 59 57 53 53 50 48 46 46 46 -
2 74 70 67 61 56 56 54 51 49 49 48 47 -
3 76 72 68 62 60 57 55 53 51 50 49 49 -
4 77 73 70 64 61 59 57 54 52 51 50 50 -
5 79 75 71 65 60 58 55 53 53 52 52 51 -
6 81 76 73 67 64 61 59 57 55 54 53 52 -
7 82 78 74 68 66 63 61 58 56 55 54 54 -
8 84 79 76 70 67 64 62 60 57 57 55 55 -
9 85 81 77 71 69 66 64 61 59 58 57 56 -
10 87 83 79 73 70 67 65 62 60 59 59 57 55
11 89 84 80 74 72 69 66 64 61 61 61 59 57
12 90 86 82 76 73 70 68 65 64 62 60 60 58
13 92 87 83 77 75 71 69 67 64 63 62 61 59
14 93 89 79 75 73 71 69 68 65 65 63 62 61
15 95 90 86 80 78 74 72 69 67 66 64 64 62
16 97 92 88 82 79 76 73 72 68 67 66 65 65
17 98 95 89 83 81 77 75 72 69 69 67 66 65
18 100 95 91 85 82 79 76 74 71 70 68 67 66
19 101 97 92 86 84 80 78 75 72 71 69 69 67
20 103 98 94 88 85 81 79 76 73 72 71 70 69
21 104 100 95 89 87 83 80 78 75 74 72 71 70
22 105 101 97 91 88 84 82 79 76 75 73 72 71
23 107 103 98 92 90 86 83 81 77 76 74 74 72
24 108 104 100 94 91 87 85 82 79 78 76 75 74
25 109 106 101 95 93 89 86 83 80 79 77 76 75
26 110 107 103 97 94 90 87 85 81 80 78 77 76
27 112 108 104 98 96 91 89 86 83 82 80 79 75
28 113 110 106 100 97 93 90 88 83 83 81 80 79
29 114 111 107 102 99 94 92 89 85 84 82 81 80
30 116 113 109 103 100 96 93 90 87 86 83 82 82
31 117 114 110 105 102 97 94 92 85 85 85 84 83
32 118 115 112 106 103 99 96 96 93 86 86 85 84
33 120 117 113 108 104 100 97 95 91 90 87 86 86
34 121 118 115 113 105 102 99 96 92 91 88 87 87
35 122 120 116 111 107 103 100 97 93 92 90 89 83
36 123 121 118 112 109 105 102 99 95 93 91 90 90
37 125 122 119 114 110 107 104 100 96 95 92 91 91
38 126 124 121 115 112 108 105 102 97 96 94 92 92
39 127 125 122 117 115 110 107 104 99 97 95 94 94
40 129 127 124 118 115 112 109 106 100 99 96 95 95
41 130 128 125 120 117 113 111 108 102 100 91 96 96
42 133 129 127 121 118 115 112 109 104 102 99 97 97
43 132 131 128 123 120 117 114 111 106 104 100 99 99
44 134 132 130 125 121 118 116 113 108 106 102 100 100
45 135 134 131 126 123 120 118 115 110 109 105 102 102
46 136 135 133 127 125 122 120 117 112 1

2020-02-03 653 Обсуждений (0)
Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков и их обсуждение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты эмпирического исследования взаимосвязи агрессивности и интеллекта у девиантных подростков и их обсуждение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (653)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)