Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблемы осуществления лизинговой деятельности в России



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Проблемы осуществления лизинговой деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Среди факторов, которые в наибольшей степени повлияли на рост объемов отечественного лизинга, можно выделить следующие:

- улучшение экономической ситуации в стране;

- рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;

- обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;

- улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);

- увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;

- рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;

- разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;

- развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.[35]

Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:

- недостатки в администрировании налогообложения;

- большие проблемы с НДС;

- произвол налоговых органов;

- правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость).

Есть менее значимые, но тоже важные факторы, тормозящие развитие лизинга:

- ограничения по использованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;

- неурегулированность отдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому и бухгалтерскому учету;

- отсутствие законодательных актов, регулирующих развитие отдельных направлений финансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;

- недостаточная прозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей, ограниченная информация о клиентах;

-проблемы с методологией формирования статистики лизинга в стране.[36]

Основные стимулы развития рынка и одновременно основные препятствия этому развитию парадоксальным образом сконцентрировались в одной области - в области законодательства и регулирования.

В отсутствие регулятора на рынке лизинга, единственным органом, проявляющим повышенное внимание к лизинговым компаниям, является Федеральная налоговая служба, цель которой - максимальное пополнение государственного бюджета. Повышенное внимание со стороны налоговиков и их подход к лизингу как к виду деятельности, ориентированному на уклонение от налогов, серьезно осложняет развитие рынка.

Невозмещенный НДС остается главной проблемой лизинговых компаний. По мнению самих лизингодателей, при сохранении существующей придирчивости налоговиков к НДС лизинговые компании могут терять 10–15% бизнеса ежегодно.

Существенная доля в потерях рынка приходится на сегмент лизинга недвижимости, который только пытается встать на ноги. Тем временем спрос на услуги в этом сегменте существенно повышается, все больше компаний начинают заниматься лизингом коммерческой недвижимости. Случается даже, что по некоторым сделкам вознаграждение лизинговых компаний равно той ставке, по которой они привлекают финансирование в банке. Лизингодатели идут на это с целью опробовать новый инструмент. Но удовлетворить растущий спрос они пока не могут из-за административных и законодательных преград, а также частого нежелания продавцов указывать в договорах рыночную стоимость офисов и зданий.

Дебиторская задолженность в работе лизинговых компаний была всегда. Инвестиционная деятельность - это риск. Рассчитывать на то, что мы будем только вкладываться и получать маржу, неправильно. Дебиторка существовала и в 2007−м, и в 2008−м: были мошенники и были люди, которые не справились со своим бизнесом. Но сейчас компаний, не способных оплачивать обязательства, стало существенно больше. Уровень дебиторской задолженности вырос с 0,3-1 до 3%. При этом время массовых неплатежей, по прогнозам, еще не пришло. Даже в металлургии и строительстве есть отдельные предприятия, которые продолжают исправно платить: все зависит от качества лизингового портфеля. В этом смысле лизинговые компании оказались лучше готовы к работе с должниками, чем банки, одними из первых столкнувшиеся с неплатежами. Практически все лизинговые компании ведут постоянный автоматизированный учет должников, оперативно реагируют на нарушение договоров. Они лучше отслеживают сохранность предмета лизинга, в то время как далеко не все банки по нашему опыту регулярно выезжают и проверяют свои залоги.[37]

Работать с должниками можно самостоятельно или через коллекторские агентства. Большинство лизинговых компаний предпочитают первый вариант: их преимущество - знание специфики бизнеса. Cамостоятельно лизинговые компании могут обрабатывать определенное число должников: пока их немного, система работает. Но если число должников возрастет, эффективность не обеспечить: не хватит внутренних ресурсов. Тогда лизинговые компании неизбежно придут к выбору: создать специализированное подразделение, аналог коллекторского отдела банков, либо отдать работу с должниками на аутсорсинг коллекторским агентствам. Главный минус - коллекторы не занимаются поиском предметов лизинга, а они могут быть разбросаны по всей России.

Всех должников можно разделить на два типа: тех, кто платить не хочет, и тех, кто не может. В первом случае помочь может жесткая позиция по отношению к должнику. Зачастую, как только дело доходит до изъятия предмета лизинга, деньги на платежи находятся. Не надо звонить клиенту, нужно идти к нему: личные встречи позволяют выяснить объективную ситуацию и найти выход. Конечно, есть хорошие отношения лизингодателей с клиентами, и их не хочется портить. Но при такой позиции можно долго вести переговоры. Необходимо подходить жестко.[38]

Изъятие предмета лизинга - радикальный способ решения проблемы. Если техника ликвидна - надо ее забирать и продавать. Если предмет неликвиден, брать на себя ответственность хранения и продажи нет смысла: лучше думать о том, что этот станок будет работать и хоть по копеечке приносить маржу. Некоторые компании уже создают отделы реализации изъятого у дефолтных клиентов имущества.

По оценкам участников рынка, в начале года звонков от желающих приобрести изъятое имущество было больше, чем лизинговых заявок. В ответ на это появилась новая услуга - приобретение изъятой техники одной лизинговой компании через другую.

Работа с плохими долгами — приоритет, но важно при этом сохранить клиентскую базу. Если должник не безнадежен, то лучшим выходом станет реструктуризация. Если изменение графика платежей - всего лишь оттягивание смерти, то реструктуризация - заведомо проигрышный вариант. Но когда клиент знает, как выйти из кризиса, то компания может пойти на это, ради погашения задолженности.

Реструктуризация позволит лизинговой компании создать запас прочности: рано или поздно прежние клиенты возобновят работу. Спрос уже оживает. Как отмечают участники рынка, в феврале и марте было затишье, зато в апреле поступило гораздо больше заявок. Предприниматели осознали: в новых экономических условиях придется жить не один год, нужно развиваться, поэтому закупать новое оборудование стоит, если предприятие сможет обеспечить его заказами. Кроме того, лизинг всегда был альтернативой банковскому кредиту, тем более в условиях ограниченного доступа к денежным ресурсам.

В кризисных и посткризисных условиях необходимо сконцентрировать усилия на качественной работе с неплатежами, сохранить клиентскую базу, более щепетильно относиться к формированию лизингового портфеля и соблюдать финансовую дисциплину: ставить вопросы о нормировании дебиторской и сроке оборота кредиторской задолженности, страховать финансовые риски.[39]

Одним из факторов, ограничивающим возможности роста рынка, является невысокий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей, что вынуждает лизинговые компании отказываться от заключения сделок. Наиболее остро беспокоивший лизингодателей еще полгода назад вопрос, а именно нехватка долгосрочного финансирования в требуемых объемах, сегодня сместился на второй план. Отрицательно на лизинговую деятельность влияют также высокая стоимость лизинговой услуги для потенциальных клиентов и низкий спрос на лизинг со стороны субъектов экономики в связи с неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и опасениями осуществлять долгосрочные инвестиции.

Нынешний год стал для российских лизингодателей временем проверки на прочность - как руководства компаний в части умения управлять компанией в неблагоприятное время, так и систем риск-менеджмента в плане качества анализа надежности лизингополучателей в предкризисные годы. Компании, которые использовали более качественные системы управления рисками и более консервативные оценки, сегодня имеют меньшие проблемы с просроченной задолженностью.

Восстановление экономики после кризисных явлений не может быть слишком быстрым, а меры государственной поддержки, если они будут приняты, потребуют некоторого времени на проработку механизмов их реализации. По оценкам, в случае улучшения общеэкономической ситуации в стране объем рынка лизинга составит 230-250 млрд. рублей, в случае же сохранения негативных тенденций - 180-200 млрд. рублей.[40]

Отдельной группой для лизинговых компаний стоят внутренние проблемы, связанные с обеспечением достаточно высокого уровня устойчивости, адекватного бухгалтерского и управленческого учета, маркетингового анализа и достаточного уровня информационной открытости, а также проблема поиска квалифицированных кадров.

Уровень финансовой устойчивости примерно 80% российских лизингодателей находится на среднем уровне. Многие из них уже в достаточной мере нарастили собственный капитал и готовы к тому, чтобы подтвердить свое состояние внешним рейтингом надежности. Дальнейшему росту финансовой устойчивости лизинговых компаний будет способствовать необходимость привлечения западных источников финансирования, с одной стороны, и развитие страхования финансовых рисков лизингодателей (в настоящее время, по отзывам самих лизинговых компаний, отсутствующего в среднесрочной перспективе, с другой стороны).

Уровень бухгалтерского и управленческого учета в лизинговых компаниях также находится на достаточно высоком уровне. Уже 24% лизинговых компаний составляют отчетность по МСФО, и еще 16% планируют начать составлять ее в ближайшие несколько лет. А вот что касается уровня информационной активности большинства лизинговых компаний – он недостаточно высок. Лишь 10% лизинговых компаний публикует о себе основную информацию - отчетность, годовой отчет, информацию о существенных событиях и крупных сделках, раскрывает структуру собственности. На данном этапе это не препятствует их развитию, однако уже в скором времени может привести к замедлению темпов роста тех или иных игроков.

На достаточно невысоком уровне в большинстве компаний находится и маркетинговый анализ рынка, на котором, по идее, строятся, как минимум, краткосрочные и среднесрочные планы развития, то он у большинства игроков находится в зачаточном состоянии.

В некоторой степени отсутствие детального конкурентного анализа обусловлено невысоким уровнем конкуренции на большинстве сегментов. Однако такая ситуация уже в скором времени должна изменится. А незнание конкурента не освобождает места под солнцем.[41]

Решение данных проблем, а также устранение иных пробелов в сфере законодательного и налогового регулирования лизинговой деятельности могли бы дать существенный толчок быстро растущему рынку.

Развитие рынка будет связано также с появлением и распространением новых продуктов. Как показывает мировая практика, чем дальше развивается рынок, тем более востребованными становятся оперативный лизинг, а затем и венчурный лизинг. И если первый в России уже существует, то второй только-только зарождается. Развитие венчурного лизинга в России станет закономерным этапом развития подходов проектного финансирования и потребует от лизинговых компаний использования новых для них приемов. И, прежде всего, работа с ценными бумагами лизингополучателей. Новые масштабы потребуют и новых источников финансирования, в том числе активной секьюритизации лизинговых сделок, широко распространенной на Западе. Она заключается в том, что лизинговая компания передает специальной секьюритизационной компании, обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизингодатель, активы, под которые та выпускает ценные бумаги, которые обращаются на рынке. При этом лизинговая компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные доходы, высвобождая при этом финансирование для работы по новым проектам. Также развитие рынка связано с дальнейшим формированием групп лизинговых компаний и разделением специализации внутри них. Причем, если сейчас оно происходит преимущественно по отраслевому признаку, то в дальнейшем к нему добавится разделение по клиентам. Одни будут работать с малым бизнесом, другие со средним, третьи - с крупными проектами. Сейчас такие цепочки передачи клиентов уже есть, но пока они в основном существуют между группами компаний. При этом в целом деятельность групп будет оставаться достаточно широко диверсифицированной в силу цикличности инвестиционного спроса.[42]



2020-02-03 176 Обсуждений (0)
Проблемы осуществления лизинговой деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблемы осуществления лизинговой деятельности в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)