Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Способы психоконсультации и психокоррекции девиантного поведения подростков.



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
Способы психоконсультации и психокоррекции девиантного поведения подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок




К девиантному поведению трудно применять конструктивный подход, потому что оно выводит из равновесия, опасно, деструктивно - провокационно, не поддается разумным доводам.

К возможным путям решения проблемы девиантного поведения относится следующее: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от глубины нарушенного поведения (В. А. Ананьев, С. В. Кривцова, В. Ф. Пирожков, М. Л. Покрасс, М. Раттер).

Чтобы грамотно строить психокоррекционную работу, конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины и поведения в целом, необходимо:

1) распознать истинную цель проступка;

2) выбрать способ для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки;

3) разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков в будущем.

Прежде всего необходимо установить личное знакомство с трудными подростками, чтобы они знали психолога и могли относится к нему с симпатией. Эти личные отношения помогут в тех случаях, когда возникает необходимость урегулирования конфликта. Подобные отношения должны быть не манипулятивными, а эмпатическими; при этом придется приготовится к тому, чтобы очень много слушать и побуждать подопечных к самостоятельному мышлению. Поддразнивание, принижение, нотации, просьбы, угрозы, запугивание не эффективны.

Навыки активного слушателя в данном случае весьма существенны. Требуется практика, чтобы научиться понимать и разделять чувства или намерения, содержащиеся в сообщениях другого лица, и эмпатически реагировать на них. Обратная связь относительно эмоций и намерений подростков – девиантов помогает корректировать неправильное понимание других и способствует заботливому отношению. Предпочтительно использовать «Я-сообщения» вместо «Вы -сообщений».

Далее следует выявить дисфункциональную систему убеждений, идентифицировать ее, раскрыть суть. Важно корректно обозначить поведение и четко определить проблемы.

Обязательным моментом является конкретизация проблемы (проблемой является поведение, а не персона). При этом психологу следует избегать решение проблемы за подростка. Следует поощрять его автономию, давать возможность искать альтернативные варианты и прорабатывать пути решения проблем. Психолог должен смотреть на то, что происходит, - это более важно, - вместо того, чтобы выжидать, что будет. Поощряя подростков делать что-либо конструктивное, психологу подобает признавать это во всеуслышание.

Изменение поведения, урегулирование конфликтов – это поэтапный процесс, протекающий с использованием расследования, активного понимания, предложения выборов, определения культуры справедливости, с применением выборов и установлением пределов. Цель процесса- научиться новым методам мышления и поведения.

Проведение психоконсультации и психокоррекции в случаях девиантного поведения с необходимостью предполагает предварительное проведение диагностического обследования. При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения:

1 группа параметров. Психические и психофизиологические расстройства:

1) адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности;

2) длительность сохранения расстройства;

3) появление изменений в поведении ребенка по сравнению с обычным поведением;

4) появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (ночные кошмары);

5) одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями.

2 группа параметров. Особенности социальной ситуации или психологическая специфика проявлений характера подростка:

1) отношение общества к подросткам;

2) дефекты правового и нравственного сознания;

3) содержание потребностей личности;

4) особенности характера;

5) особенности эмоционально-волевой сферы;

6) неблагоприятная социальная ситуация развития;

7) незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения;

8) следование за группой;

9) низкая самооценка и, как ее следствие, частое возникновение депрессии.

3 группа параметров. Возрастные кризисы развития:

1) возрастные кризисы – условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой. Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Важно как взрослые реагируют на негативные проявления;

2) кризис подросткового возраста: физиологические изменения; отношения, складывающиеся со взрослыми; опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием.

Неоднократные поведенческие проявления, которые позволяют говорить о девиантности подростков:

1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания);

2) побеги из дома;

3) грубость, сквернословие;

4) употребление алкоголя, пьянство;

5) курение;

6) раннее начало половой жизни;

7) хулиганство;

8) унижение других;

9) воровство;

10) неподчинение, критика взрослых;

11) ношение вызывающей одежды, причесок, украшений;

12) отрицательное отношение к школе;

13) драки, нанесение телесных повреждений;

14) употребление наркотиков;

15) лживость;

16) беспорядочные половые связи;

17) самоповреждение;

18) нарушение общественного прядка.

При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать следующие способы.[1]

Информирование

Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращение к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
Способы психоконсультации и психокоррекции девиантного поведения подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Способы психоконсультации и психокоррекции девиантного поведения подростков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)