Способы психоконсультации и психокоррекции девиантного поведения подростков.
К девиантному поведению трудно применять конструктивный подход, потому что оно выводит из равновесия, опасно, деструктивно - провокационно, не поддается разумным доводам. К возможным путям решения проблемы девиантного поведения относится следующее: изоляция, лечение, психотерапия и психокоррекция, а также их сочетание в зависимости от глубины нарушенного поведения (В. А. Ананьев, С. В. Кривцова, В. Ф. Пирожков, М. Л. Покрасс, М. Раттер). Чтобы грамотно строить психокоррекционную работу, конструктивное взаимодействие с нарушителями дисциплины и поведения в целом, необходимо: 1) распознать истинную цель проступка; 2) выбрать способ для немедленного вмешательства в ситуацию и прекращения выходки; 3) разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков в будущем. Прежде всего необходимо установить личное знакомство с трудными подростками, чтобы они знали психолога и могли относится к нему с симпатией. Эти личные отношения помогут в тех случаях, когда возникает необходимость урегулирования конфликта. Подобные отношения должны быть не манипулятивными, а эмпатическими; при этом придется приготовится к тому, чтобы очень много слушать и побуждать подопечных к самостоятельному мышлению. Поддразнивание, принижение, нотации, просьбы, угрозы, запугивание не эффективны. Навыки активного слушателя в данном случае весьма существенны. Требуется практика, чтобы научиться понимать и разделять чувства или намерения, содержащиеся в сообщениях другого лица, и эмпатически реагировать на них. Обратная связь относительно эмоций и намерений подростков – девиантов помогает корректировать неправильное понимание других и способствует заботливому отношению. Предпочтительно использовать «Я-сообщения» вместо «Вы -сообщений». Далее следует выявить дисфункциональную систему убеждений, идентифицировать ее, раскрыть суть. Важно корректно обозначить поведение и четко определить проблемы. Обязательным моментом является конкретизация проблемы (проблемой является поведение, а не персона). При этом психологу следует избегать решение проблемы за подростка. Следует поощрять его автономию, давать возможность искать альтернативные варианты и прорабатывать пути решения проблем. Психолог должен смотреть на то, что происходит, - это более важно, - вместо того, чтобы выжидать, что будет. Поощряя подростков делать что-либо конструктивное, психологу подобает признавать это во всеуслышание. Изменение поведения, урегулирование конфликтов – это поэтапный процесс, протекающий с использованием расследования, активного понимания, предложения выборов, определения культуры справедливости, с применением выборов и установлением пределов. Цель процесса- научиться новым методам мышления и поведения. Проведение психоконсультации и психокоррекции в случаях девиантного поведения с необходимостью предполагает предварительное проведение диагностического обследования. При этом следует иметь в виду основные параметры изучения девиантного поведения: 1 группа параметров. Психические и психофизиологические расстройства: 1) адекватность поведения ребенка нормам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности; 2) длительность сохранения расстройства; 3) появление изменений в поведении ребенка по сравнению с обычным поведением; 4) появление тяжелых и часто повторяющихся симптомов (ночные кошмары); 5) одновременное существование целого ряда симптомов, психологические особенности личности, порожденные аномалиями или акцентуациями. 2 группа параметров. Особенности социальной ситуации или психологическая специфика проявлений характера подростка: 1) отношение общества к подросткам; 2) дефекты правового и нравственного сознания; 3) содержание потребностей личности; 4) особенности характера; 5) особенности эмоционально-волевой сферы; 6) неблагоприятная социальная ситуация развития; 7) незавершенность процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения; 8) следование за группой; 9) низкая самооценка и, как ее следствие, частое возникновение депрессии. 3 группа параметров. Возрастные кризисы развития: 1) возрастные кризисы – условные обозначения более или менее выраженных состояний конфликтности при переходе из одного периода возрастного развития в другой. Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Важно как взрослые реагируют на негативные проявления; 2) кризис подросткового возраста: физиологические изменения; отношения, складывающиеся со взрослыми; опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с личностным развитием. Неоднократные поведенческие проявления, которые позволяют говорить о девиантности подростков: 1) нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения домашнего задания); 2) побеги из дома; 3) грубость, сквернословие; 4) употребление алкоголя, пьянство; 5) курение; 6) раннее начало половой жизни; 7) хулиганство; 8) унижение других; 9) воровство; 10) неподчинение, критика взрослых; 11) ношение вызывающей одежды, причесок, украшений; 12) отрицательное отношение к школе; 13) драки, нанесение телесных повреждений; 14) употребление наркотиков; 15) лживость; 16) беспорядочные половые связи; 17) самоповреждение; 18) нарушение общественного прядка. При оказании психологической помощи подросткам с девиантным поведением рекомендуется использовать следующие способы.[1] Информирование Расширение (изменение, корректировка) информированности ребенка, повышение его психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов за счет примеров из обыденной жизни, обращение к литературным источникам, к научным данным, к опыту других людей.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |