Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Групповая работа с подростками девиантного поведения.



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Групповая работа с подростками девиантного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Условия формирования групп подростков.

Группы подростков формируются из числа состоящих на учете в Подразделении по делам несовершеннолетних и Комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того, участниками занятий могут стать подростки группы риска, направленные социальными педагогами и психологами общеобразовательных учреждений, после прохождения ими собеседования с психологом и диагностического обследования. Использование данной программы может осуществляться также в рамках воспитательной работы с несовершеннолетними, определен­ными в Центры временной изоляции несовершеннолетних и спе­циализированные воспитательные учреждения для несовершенно­летних преступников.

Целесообразно включать в группу подростков примерно одина­кового возраста, что позволит избежать подавления младших стар­шими. Диапазон возрастов не должен превышать двух лет.

В группе не должно быть более 8-12 подростков. Меньший со­став группы допускается, но требует корректировки упражнений, так как все ролевые игры рассчитаны на достаточно большое ко­личество участников. Причем в группы нужно вводить ребят и уже совершивших правонарушения, и склонных к ним, поскольку это дает возможность расширить спектр реакций и способов поведе­ния в тренинговых ситуациях. Пример сверстников очень показа­телен для ребят. При этом не нужно опасаться, что подростки усво­ят только негативные способы поведения, ведь вся программы направлена именно на коррекцию отклоняющегося поведения и у них есть возможность познакомиться с конструктивными спосо­бами взаимодействия.

Особое внимание следует уделить подросткам с ММД или дру­гими органическими нарушениями развития. Целесообразно вве­сти их в группу ребят, не имеющих эти проблемы, чтобы они себя не чувствовали огражденными от своих сверстников, что немало­важно для повышения их самооценки.

Получение согласия родителей или опекунов на коррекционную работу с ребенком обязательно, так как тренинговые занятия не являются частью образовательного процесса. Согласие родителей предполагает их достаточную информированность о целях рабо­ты, о формах взаимодействия психолога и участников группы, а также подростков между собой, об ожидаемых результатах.

Требования к ведущему.

Занятия проводятся психологом, имеющим опыт групповой ра­боты с «трудными» детьми и родителями. Оптимально, чтобы веду­щих было двое, это позволит каждому подростку уделить максимум внимания.

Проведение информационно-правовой части занятий следует поручить юристам, имеющим опыт общения с большой аудитори­ей, в особенности со сложными подростками. Возможно привле­чение студентов старших курсов юридических факультетов после прохождения дополнительного обучения для работы по данной программе.

Желательно, чтобы групповые занятия с подростками и с их ро­дителями вели одни и те же специалисты. Как правило, у родите­лей возникает масса вопросов по поводу своих детей, и у ведущих появляется возможность быть в большей степени готовыми к отве­ту на них.

Организация групповых занятий.

Каждое занятие с подростками рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — два раза в неделю на первом этапе и один раз в неделю на втором и третьем этапах.

В программе предусмотрено три этапа:

1.  Тренинг личностного самопознания (16 занятий).

2. Тренинг профилактики правонарушений с основами право­вых знаний (10 занятий).

3. Тренинг самоопределения и достижения жизненных целей (6 занятий).

Занятия должны проходить в комнате, имеющей достаточную площадь для проведения динамических упражнений и оборудован­ной классной доской или планшетом.

Цели групповой работы с подростками.

Коррекционная работа с подростками направлена на достиже­ние следующих целей:

1) развитие самосознания и способностей к самоанализу для предупреждения правонарушений на основе внутриличностных и поведенческих изменений;

2) стимулирование процесса личностного развития, реализация творческого личностного потенциала, достижение опти­мального уровня жизнедеятельности;

3) формирование и принятие позитивных жизненных целей, развитие мотивации к их достижению.

Структура групповых занятий с подростками.

Каждое занятие выстроено по общему плану:

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Упражнения.

4. Групповые дискуссии и ролевые игры.

5. Информационная часть.

6. Рефлексия.

Упражнения направлены на рефлексию чувств и переживаний, развитие самоконтроля и ответственности, снижение уровня тре­вожности, развитие волевых качеств и способности к достижению позитивных жизненных целей и толерантности к окружающим, на снятие эмоционального напряжения. Упражнения разработаны авторами, указанными в списке литературы, и модифицированы в соответствии с целями групповых занятий.

Ролевые игры предназначены для развития личностных качеств и способности конструктивного взаимодействия с окружающими. Групповые дискуссии и мозговые штурмы предполагают развитие у подростков способности анализа как собственного поведения, так и поведения партнеров, а также к прогнозу развития ситуаций. Информационно-правовая часть призвана сформировать у подро­стков багаж знаний по их правам и ответственности, предусмот­ренных Законодательством РФ.

Ожидаемые результаты групповой работы с подростками.

Критериями эффективности проведенных занятий будут высту­пать следующие изменения:

1) снижение уровня тревожности и агрессивности;

2) формирование адекватной самооценки;

3) повышение ответственности подростков за собственные по­ступки;

4) развитие способности к самоанализу и контролю поведения;

5) формирование позитивных жизненных целей и повышение мотивации и способности к их достижению;

6) раскрытие творческого потенциала подростков и актуализа­ция стремления к его реализации;

7) снижение риска повторных правонарушений, направленных на самоутверждение.



2020-02-03 191 Обсуждений (0)
Групповая работа с подростками девиантного поведения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Групповая работа с подростками девиантного поведения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)