Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Групповая работа с родителями подростков.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Групповая работа с родителями подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок




Условия формирования групп родителей.

Группы родителей формируются по принципу добровольности. Очень важно на первичном собеседовании показать родителям необходимость их активного участия в исправлении поведения ребенка. Как показывает опыт работы, этот этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изме­нить поведение ребенка за счет внесения корректив в стиль взаи­модействия с ним.

Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем Зако­нодательстве нет механизмов воздействия на родителей, посред­ством которых стало бы возможным мотивировать их на коррекционную работу.

Организация групповых занятий.

Каждое занятие с родителями рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — один раз в неделю.

В программе предусмотрено 5 занятий, время реализации — 1 месяц.

Цели групповой работы с родителями.

Работа с родителями преследует следующие цели: изменение отношения родителей к своему ребенку в сторо­ну принятия; развитие конструктивных способов разрешения конфликт­ных ситуаций с подростком и в супружеских отношениях; формирование благоприятного семейного микроклимата, способствующего раскрытию личностного потенциала под­ростка.

Структура групповых занятий с родителями.

Каждое занятие выстроено по общему плану:

1. Приветствие.

2. Разминка.

3. Информационная часть.

4. Ролевая игра.

5. Групповая дискуссия.

6. Информационно-правовая часть.

7. Релаксация.

8. Рефлексия.

Приветствие направлено на создание благоприятной рабочей атмосферы. Целью упражнений-разминок является формирование доверительных отношений в группе. Информационная часть спо­собствует повышению родительской компетенции в вопросах вос­питания детей и особенностях подросткового периода. На тренинге проводятся как ролевые игры, направленные на усвоение инфор­мационного материала, так и ролевые игры, используемые для фор­мирования личностных качеств, положительно влияющих на фор­мирование родительских установок в отношении принятия своего ребенка.

Групповые дискуссии, проводимые на тренинге, направлены на трансляцию позитивного опыта в семейных взаимоотношениях.

Информационно-правовая часть призвана познакомить с Закона­ми РФ, определяющими обязанности и ответственность родителей и их несовершеннолетних детей. Релаксации направлены на обу­чение родителей приемам снятия психического напряжения. Реф­лексия занятия предназначена для получения обратной связи и подведения итогов занятия.

Ожидаемые результаты групповой работы с родителями. Эффективность занятий оценивается в соответствии со следу­ющими критериями:

1) формирование благоприятного семейного микроклимата для всестороннего развития детей;

2) повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей;

3) приобретение и использование родителями навыков конст­руктивного взаимодействия с подростками;

4) формирование адекватной самооценки в родительской роли.

 

 

Заключение

Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границе помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками».[2]

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины:

приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении;

низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников;

осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами;

бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.

Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:

выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;

научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.

 

Список литературы

 

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с.

2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М., 1988.

3. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

4. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с.

5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

6. Гонеев А.Д.  Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с.

7. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2004. – 288 с.

8. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с.

9. Касаткин В. Н.  Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с.

10. Касаткин В. Н. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с.

11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с.

12. Кузнецова И. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. 2000. № 29, 30, 31.

13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с.

14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 3, С. 158.

15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000.

16. Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999.

17. Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. – М.: 2000.

18. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с.

19. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с.

20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с.

21. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2007. – 335 с.

 


[1] Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении. // Школьный психолог, август 2000, № 31. С. 10.

[2] Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 132.



2020-02-03 209 Обсуждений (0)
Групповая работа с родителями подростков. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Групповая работа с родителями подростков.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)