Групповая работа с родителями подростков.
Условия формирования групп родителей. Группы родителей формируются по принципу добровольности. Очень важно на первичном собеседовании показать родителям необходимость их активного участия в исправлении поведения ребенка. Как показывает опыт работы, этот этап наиболее трудный, поскольку многие родители считают бесполезными попытки изменить поведение ребенка за счет внесения корректив в стиль взаимодействия с ним. Родители, которые ведут асоциальный образ жизни, тем более не соглашаются на групповую работу. К сожалению, в нашем Законодательстве нет механизмов воздействия на родителей, посредством которых стало бы возможным мотивировать их на коррекционную работу. Организация групповых занятий. Каждое занятие с родителями рассчитано на 2 академических часа, частота проведения — один раз в неделю. В программе предусмотрено 5 занятий, время реализации — 1 месяц. Цели групповой работы с родителями. Работа с родителями преследует следующие цели: изменение отношения родителей к своему ребенку в сторону принятия; развитие конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций с подростком и в супружеских отношениях; формирование благоприятного семейного микроклимата, способствующего раскрытию личностного потенциала подростка. Структура групповых занятий с родителями. Каждое занятие выстроено по общему плану: 1. Приветствие. 2. Разминка. 3. Информационная часть. 4. Ролевая игра. 5. Групповая дискуссия. 6. Информационно-правовая часть. 7. Релаксация. 8. Рефлексия. Приветствие направлено на создание благоприятной рабочей атмосферы. Целью упражнений-разминок является формирование доверительных отношений в группе. Информационная часть способствует повышению родительской компетенции в вопросах воспитания детей и особенностях подросткового периода. На тренинге проводятся как ролевые игры, направленные на усвоение информационного материала, так и ролевые игры, используемые для формирования личностных качеств, положительно влияющих на формирование родительских установок в отношении принятия своего ребенка. Групповые дискуссии, проводимые на тренинге, направлены на трансляцию позитивного опыта в семейных взаимоотношениях. Информационно-правовая часть призвана познакомить с Законами РФ, определяющими обязанности и ответственность родителей и их несовершеннолетних детей. Релаксации направлены на обучение родителей приемам снятия психического напряжения. Рефлексия занятия предназначена для получения обратной связи и подведения итогов занятия. Ожидаемые результаты групповой работы с родителями. Эффективность занятий оценивается в соответствии со следующими критериями: 1) формирование благоприятного семейного микроклимата для всестороннего развития детей; 2) повышение уровня родительской компетенции в вопросах воспитания детей; 3) приобретение и использование родителями навыков конструктивного взаимодействия с подростками; 4) формирование адекватной самооценки в родительской роли.
Заключение Современными психологами подмечено и отражено в публикациях, что проблемы девиантного поведения и исследование психологических аспектов этого явления имеют свою динамику, определяемую далеко не однозначно условиями жизни и воспитания. Процессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетних; противоречия между субъективным стремлением подростков к самостоятельности и объективным сужением ее реальных границе помощью мер, применяемых институтами социализации (семьей, школой и другими); противоречия между духовными и материальными потребностями подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения – все эти процессы и явления применительно к подросткам создают на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым могут способствовать поведенческим девиациям. «Все обиды, все раны детской души, все ссоры в семье, в школе отреагируются подростками, причем грубо, по-хамски, с всевозможными вывертами и даже антисоциальными поступками».[2] Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия “отклоняющееся поведение”, его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала обучающихся, причин отклоняющегося поведения детей и подростков, а также роли образовательных институтов в решении задач предупреждения отклонений в поведении. Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины: приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении; низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников; осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами; бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации. Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий: выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Список литературы
1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. – М.: Магистр, 1999. – 96 с. 2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. – М., 1988. 3. Волков Б.С. Психология подростка. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 160 с. 4. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением /Под ред. М.И, Рожкова. – М.: Владос, 2001. – 240 с. 5. Гарифуллин Р.Р. Скрытая профилактика наркомании: Практическое руководство для педагогов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с. 6. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие для студ./ А.Д. Гонеев, Н. Н. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; Под ред. В. А. Сластелина. – М.: Академия, 1999. – 280 с. 7. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2004. – 288 с. 8. Игры – обучение, тренинг, досуг…/Под ред. В. В. Петрусинского. – М.: Новая школа, 1994. – 368 с. 9. Касаткин В. Н. Здоровье: Программа профилактики курения в школе. – М.: 2003. – 132 с. 10. Касаткин В. Н. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М., 2003. – 136 с. 11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304с. 12. Кузнецова И. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении // Школьный психолог. 2000. № 29, 30, 31. 13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. –256 с. 14. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. Т. 3, С. 158. 15. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 2000. 16. Немов Р.Н. Общие основы психологии. – М., 1999. 17. Овчарова Р.В. Технологии практического образования психолога. – М.: 2000. 18. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 512 с. 19. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2001. – 160 с. 20. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. /Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия, 2001. – 160 с. 21. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2007. – 335 с.
[1] Кузнецова И. Психологическая поддержка. Принципы работы с детьми и подростками с отклонениями в поведении. // Школьный психолог, август 2000, № 31. С. 10. [2] Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 132.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |