Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные положения системы мониторинга и прогнозирования показателей региональной продовольственной безопасности



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
Основные положения системы мониторинга и прогнозирования показателей региональной продовольственной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок




Отчёт

о выполнении научно-исследовательской работы по контракту

 с МСХ Калужской области в 2011 г. по теме:

«Мониторинг и прогнозирование состояния продовольственной безопасности на территории Калужской области. Практические рекомендации по формированию региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции»

 

 

Зам директора по научной работе

______________д.с.-х.н. В.А.Филоненко

«______»______________2011 г.

 

Научный руководитель:

Ст. научный сотрудник

____________________ А.С.Гаврилович

 

 

С. Калужская опытная сельскохозяйственная станция

Г.


Содержание                                                                                       стр.

 

 

Реферат                                                                                                        3

 

Введение                                                                                                     4

1. Методологические и правовые основы обеспечения продовольственной безопасности, мониторинга и экономического прогнозирования производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции на региональном уровне                                                                                         9

2. Мониторинг и прогнозирование показателей региональной продовольственной безопасности на среднесрочную перспективу по основным сегментам продовольственных ресурсов в Калужской области                       13

2.1. Основные положения системы мониторинга и прогнозирования показателей региональной продовольственной безопасности                           13

2.2. Оценка балансов состояния продовольственного обеспечения населения на основе многомерных индексов                                                    23

3. Формирование региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции в Калужской области  28

 

Заключение                                                                                            34

Список информационно-литературных источников                          35

 

 

Исполнители:

 

__________________________________

 

 


Реферат

Отчёт изложен на 36 страницах, включает 12 таблиц, 3 рисунка, в списке литературно-информационных источников 10 наименования.

КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ, ПОКАЗАТЕЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ БАЛАНСЫ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ.

Исследования осуществлены в целях расширения научной базы и системности мониторинга и обоснованности прогнозирование состояния продовольственной безопасности на территории Калужской области. В работе проведён комплексный анализ структуры региональных балансов производства и потребления основных видов продовольствия с позиций повышения уровня самообеспеченности Калужской области, роста инвестиционной привлекательности агропродовольственного сектора экономики региона в сферах производства, переработки и реализации собственного сельскохозяйственного сырья, а так же создания конкурентно-коммерческих преференций для завоза незональной (включая импорт) сельхозпродукции.

В процессе исследования разработана методика многомерной оценки показателей потребительской достаточности агропродовольственного рынка, приведены прогнозные индикаторы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции в Калужской области на среднесрочную перспективу.

По результатам исследования выработаны «Практические рекомендации по формированию региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции» как элемент обеспечения реализации программы «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы».


Введение

 

Продовольственная безопасность Российской Федерации, являясь составной частью экономической безопасности, условием физического выживания населения, сохранения государственности и суверенитета страны, обеспечивается и регулируется на основе нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.

Вцелом, обеспечение продовольственной безопасности имеет глобальный характер и является предметом внимания мирового сообщества: ещё в 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире», а в 1996 г. на Всемирной встрече на высшем уровне по проблемам продовольствия была принята Римская декларация, где продовольственная безопасность определена как «состояние экономики, при котором населению страны в целом и каждому гражданину в отдельности гарантируется обеспечение доступа к продуктам питания, питьевой воде и другим пищевым продуктам в качестве, ассортименте и объемах необходимых и достаточных для физического и социального развития личности, обеспечения здоровья и расширенного воспроизводства населения страны».

Продовольственная безопасность нации, в первую очередь, определяется макроэкономической ситуацией, эффективностью общественного производства и доходами населения. Состояние продовольственной безопасности населения оценивается целым спектром показателей. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации определёна доля отечественных продовольственных товаров в общем объёме ресурсов внутреннего рынка: по зерну и картофелю – не менее 95%, сахару и растительному маслу - на уровне более 80, мясу и мясопродуктам – не менее 85, молоку и молокопродуктам – не менее 90 и рыбе не менее 80%.

Существенным элементом обеспечения продовольственной безопасности государства, является региональная агропродовольственная политика, поскольку при общем удовлетворительном уровне насыщенности рынка сельскохозяйственной продукции и сырья спорадически возникают ситуации с краткосрочным дефицитом тех или иных видов продовольствия в отдельных регионах, и массовый потребитель оказывается слабо защищенным от резких колебаний цен на продовольственные товары.

Это обусловливается рядом факторов, в числе которых: различный уровень развития сельского хозяйства и пищевой промышленности по регионам страны, неразвитость инфраструктуры рынка; высокие тарифные и логистические издержки, олигополизация продовольственных рынков, существенные барьеры доступа производителей на местные каналы реализации продукции. При этом отсутствие необходимых оперативных резервов продовольствия у государства не позволяет оказывать достаточную помощь при ухудшении продовольственной ситуации в регионах, поддерживать стабильность на агропродовольственных рынках.

Решения проблем реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ, помимо государственной поддержки и стимулирования развития национального аграрно-продовольственного сектора, и мер по сокращению масштабов бедности, предполагает выработку законодательное закрепление механизмов повышения доступности и качества продовольствия, предусматривая:

- развитие инфраструктуры продовольственного рынка и повышение ее доступности для всех товаропроизводителей аграрно-продовольственного сектора;

- недопущение установления межрегиональных торговых барьеров, в том числе при закупках сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия для бюджетных организаций и учреждений, что улучшит доступность продовольствия для населения в различных регионах;

- разработку системы адресной продовольственной помощи (в зависимости от уровня располагаемого дохода семьи) наиболее нуждающимся слоям населения и организацию комплексного всестороннего анализа оценки состояния продовольственной безопасности - “продовольственного мониторинга” населения.

В этой связи, в системе мер по реализации Доктрины основополагающими являются мониторинг и прогноз основных показателей состояния продовольственной безопасности регионов через базовые индикаторы производства и потребления основных продуктов питания населением, где сводится воедино соотношение платёжеспособности потребителей и рыночно обусловленные возможности производителей продукции.

Этим обусловливается необходимость научной обоснованности выбора и применения эффективных прогностических и организационно-экономических инструментов обеспечения продовольственной безопасности, адекватных условиям современного сельского хозяйства, что определило целевую направленность данного исследования.

Цели исследований: 1. проведение мониторинга и прогнозирования состояния продовольственной безопасности на территории Калужской области; 2. разработка практических рекомендаций по формированию региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции.

Научная новизна: впервые, применительно к условиям Калужской области разработаны методические положения по прогнозированию показателей продовольственной безопасности на региональном уровне, а так же рекомендации по формированию региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции в рамках реализации программы «Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008 - 2012 годы».

В ходе исследований решены следующие задачи:

- проведены анализ и оценка состояния действующей системы мониторинга, прогнозирования и обеспечения продовольственной безопасности в Калужской области;

- обоснованы и разработаны основные положения системного мониторинга и прогнозирования региональной продовольственной безопасности на среднесрочную (пятилетнюю) перспективу по основным сегментам продовольственных ресурсов;

- разработаны Рекомендации по формированию региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области.

Теоретической основой и методологической базой стали разработки и рекомендации ведущих научно-исследовательских учреждений (ВИАПИ, ВНИИЭиН РАСХН, НИИНХП РАН и др.), материалы международных и российских научно-практических конференций по проблематике обеспечения продовольственной безопасности.

Методика исследований: концепция исследования базируется на постулировании возможности достижения полного самообеспечения населения Калужской области сельскохозяйственной продукцией традиционных видов (мясо, молоко, яйцо, картофель, овощи, фрукты) и увеличения её поставок на межрегиональный агропродовольственный рынок. В качестве рабочей гипотезы принято положение о необходимости повышения уровня научной обоснованности прогностических и балансовых расчётов региональных индикаторов продовольственной безопасности.

В работе применены системно-синергетические способы исследований с использованием приёмов монографического, статистического, графического, расчётно-конструктивного, экономико-математических методов.

В качестве эмпирической базы использованы материалы Калужского комитета госстатистики, отчётные и оперативные данные МСХ Калужской области, отчётность субъектов хозяйственной деятельности, результаты собственных наблюдений.

Материально-техническая база: исследования проведены в Калужском НИИСХ, с использованием общеупотребительных программных средств семейств «Excel», логических принципов прикладных программных продуктов «STATISTIKA», SPSS (10.1, 15.0), и алгоритма «FAR-FOOD-AREA».

Объект исследования: предприятия, организации и иные субъекты хозяйственной деятельности агропродовольственного сектора экономики Калужской области.


Методологические и правовые основы обеспечения продовольственной безопасности, мониторинга и экономического прогнозирования производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции на региональном уровне

 

Проблематика организационно-экономического обеспечения национальной продовольственной безопасности относится к числу ключевых направлений исследовательской работы научных учреждений агроэкономического профиля, которыми сформирована методологическая база и определены методические установки решения теоретических и прикладных задач функционирования агропродовольственного сектора экономики. На их основе были сформулированы основные положения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации (далее Доктрина) – фундаментального документа, определяющего цели, задачи и пути достижения полной продовольственной независимости государства.

В соответствии с Доктриной, продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения. Продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Доктриной установлены методически основополагающие термины, понятия и определения в реализации данного направления агропродовольственной политики , такие, как:

- показатель продовольственной безопасности – количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев;

- критерий продовольственной безопасности – количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности;

- рациональные нормы потребления пищевых продуктов – рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающий сложившуюся структуру и традиции питания большинства населения.

- экономическая доступность продовольствия – возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения;

- физическая доступность продовольствия – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Следует отметить, что собственно определение «продовольственная безопасность» в строгом смысле относится к категориям макроэкономического (федерального) плана, но будучи терминологически перенесено к соответствующим категориям регионального уровня, приобрело специфическое смысловое содержание.

В данной разработке под продовольственной безопасностью региона (Калужской области) имеется в виду состояние агропродовольственного сектора экономики, гарантирующее максимальный, в пределах рациональных норм, уровень самообеспечения физической и экономической доступности пищевых продуктов для населения области.

Агропродовольственная политика федерального и регионального уровней реализуется по следующим основным направлениям:

- в сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения посредством осуществления мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечения приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также организации здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы – социального питания;

- в части физической доступности пищевых продуктов - через развитие межрегиональной интеграции в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективного использования механизмов поддержки собственного сельскохозяйственного производства регионов, повышения доступности отдаленных товаропроизводителей регионов для гарантированного и равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создания условия для развития конкурентной среды на агропродовольственном рынке через увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.

В соответствии с Доктриной, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах своих полномочий, с учётом региональных условий:

- реализуют единую государственную политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

- разрабатывают и реализуют региональные целевые программы производства сельскохозяйственной продукции, развития и регулирования агропродовольственного рынка.

Различные регионы страны самостоятельно регулируют вопросы обеспечения деятельности агропродовольственного рынка, наиболее успешно данная работа организована в столичных мегаполисах (г.Москва и область, г.С-Петербург и Ленинградская область), Республике Татарстан, Свердловской и ряде других областей.

Передовой опыт субъектов Федерации по мониторингу продовольственной безопасности (обеспеченности) изучается органами исполнительной власти Калужской области и успешно перенимается с учётом местных условий. В настоящее время данная работа осуществляется рядом областных ведомств, включая министерством сельского хозяйства и  территориальные органы федеральной службы государственной статистики.

Вцелом, обеспечение мониторинга и прогнозирования развития агропродовольственного сектора экономики области осуществляется на удовлетворительном уровне, что позволяет добиваться позитивных результатов в снабжении населения Калужской области продовольственными товарами, а так же формировать и реализовывать комплексные отраслевые программы по развитию сельскохозяйственного производства и вцелом сельских территорий.

При этом следует отметить, что данное направление государственного регулирования экономики требует постоянного совершенствования в следующих основных направлениях:

- ликвидации параллелизма и конкретизации полномочий в деятельности органов исполнительной власти по руководству агропродовольственным сектором экономики в сферах производства, поставок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

- повышения оперативности мониторинга и роста обоснованности прогнозирования показателей продовольственного обеспечения населения области;

- формирования коммерческо-инвестиционной привлекательности и конкурентности областного рынка поставок незональных видов сельскохозяйственной продукции и сырья.


 

Мониторинг и прогнозирование показателей региональной продовольственной безопасности на среднесрочную перспективу по основным сегментам продовольственных ресурсов в Калужской области

 

Основные положения системы мониторинга и прогнозирования показателей региональной продовольственной безопасности

 

Эффективность мониторинга, прогнозирования и планирования развития агропродовольственного рынка и его отдельных сегментов зависит от соблюдения единства методических подходов. В данной работе под мониторингом формирования региональных балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции подразумевается процесс непрерывного наблюдения за ресурсами и использованием мяса и мясопродуктов (в пересчёте на мясо), молока и молочных продуктов (в пересчёте на молоко), яиц, картофеля, овощей и бахчевых продовольственных культур, осуществляемого по стабильным показателям на сопоставимой методической основе.

Экономическое прогнозирование, представляя собой метод вероятностного планирования, служит формированию научного предвидения о направлениях развития агропродовольственного рынка, его секторов и отраслей, а так же реализации оптимальных способов достижения поставленных целей. Как правило, мониторинг и прогнозирование спроса и потребления (баланса) основных продовольственных товаров сводится к единому процессу, включающему следующие основные элементы:

- выявление и анализ закономерностей структурной динамики спроса и предложения по главным сегментам рынка;

- подбор методов прогнозирования, наиболее адекватных (или вообще имманентных) динамике процесса и включающих минимальный массив статистической выборки, обеспечивающий репрезентативность результативных данных;

- собственно аналитические и прогностические расчёты.

Основные методы мониторинга, анализа и прогнозирования показателей развития агропродовольственного рынка:

Группы методов Методы
Эвристические методы Методы аналогий, экспертные системы, анализ спроса и потребления, функционально-стоимостной анализ.
Методы эконометрики Теория производственных функций, межотраслевые балансы, национальные счета,
Методы исследования операций Системный анализ, имитационное моделирование, управление запасами, математическое (линейное, нелинейное, динамическое) программирование.
Методы математической статистики Выборочный метод, дисперсионный анализ, корреляционный анализ, ряды динамики, теория индексов.

Развитие современных информационных систем и средств программного обеспечения существенно расширяют возможности использования методов мониторинга и прогнозирования, хотя объективные сложности функционирования агропродовольственного рынка и природная стохастичность производственных процессов в сельском хозяйстве не позволяют применять ни один из приведённых выше методов в изолированном виде и требуют комплексных (многомерных) подходов.

В методологическом плане данные подходы учитывают законы динамики платёжеспособного спроса на продовольствие и реальных доходов населения:

- постоянство цен на продовольствие ведёт к замедлению темпов роста спроса на него по сравнению с повышением реальных доходов населения;

- рост общих реальных располагаемых доходов населения ведёт к снижению удельного веса расходов на продовольствие (т.н. закон Энгеля);

- продовольственное обеспечение становится эффективнее при снижении различия между потребительским, платёжеспособным спросом и продовольственными ресурсами (закон продовольственного баланса).

Балансовые методы, как сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выявления, измерения их взаимного влияния и подсчёта резервов роста эффективности производства широко используются в практике аналитической, прогностической и плановой работы отечественных экономистов.

Излагаемая далее методика многомерной оценки продовольственного обеспечения населения региона предполагает учёт методологических особенностей составления аналитических балансов производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции, а так же вести прогностическую работу на единой методической базе.

Калужская область стала одним из наиболее динамично развивающихся индустриально-аграрных регионов Центрального федерального округа, располагая высоким потенциалом инновационного развития промышленности и сельского хозяйства. Доминантой функционирования экономики является углубленная индустриализация на основе осуществления масштабных инвестиционных проектов в высокотехнологичных областях с привлечением иностранного капитала, включая использование технических средств и менеджмента мирового уровня. Темпы прироста валового регионального продукта повысились с 5,6% в 2005г. до 15,8% в 2008г., накопленный потенциал роста позволил успешно преодолевать негативное влияние финансово-экономического кризиса 2009г. и экстремальные погодные условия 2010г.

Агропродовольственный сектор экономики Калужской области так же обретает поступательную динамику развития: прирост валовой добавленной стоимости, созданной сельским хозяйством, составлял в 2006г. – 2,6%, в 2007г. – 11,3, в 2008г. – 8%., в 2009г. этот показатель составлял порядка 8…10%, индекс роста физических объёмов валовой продукции в сельскохозяйственных организациях региона достиг 110,3%, тогда как по областям Центрального федерального округа – 104,5, а в среднем по Российской Федерации – 100,8%.

Структура ВРП и занятости населения Калужской области свидетельствуют об углублении индустриализации региона с опережающим развитием постиндустриальных, в т.ч. наукоёмких секторов экономики. В этих условиях продукция местных сельскохозяйственных товаропроизводителей имеет возможность стать основой развития регионального потребительского рынка вцелом, опираясь на рост платёжеспособного спроса, а так же укрепить традиционно высокие конкурентные позиции на межрегиональном агропродовольственном рынке.

Между тем, рыночная трансформация агропродовольственного сектора экономики области не полностью адаптировала его к современным условиям. Система мер по увеличению государственной поддержки сельского хозяйства, начало которой было положено приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», позволила лишь только стабилизировать производственно-экономическую ситуацию в отрасли и создать основы для наращивания объёмов производства и реализации востребованных рынком видов продукции.

За десятилетний период валовой региональный продукт Калужской области существенно возрос и имеет высокие прогнозные характеристики, несмотря на последствия макроэкономических финансовых осложнений. Доля сельского хозяйства в структуре ВРП имеет выраженную тенденцию к снижению – с 15% в начале двухтысячных годов, до 8,7% в 2007г. и 7,7% в 2008г., а к 2015 г. установится на среднем по РФ уровне, 5…6%, за счёт опережающих темпов роста неаграрных секторов экономики. При этом доля сельского хозяйства в общих объёмах капиталовложений, даже в период роста инвестиционной активности в отрасли, составляла всего 3,8 (2008г.) и 3,1% (2009 г.) соответственно.

Показатели долговременной динамики выпуска сельскохозяйственной продукции в Калужской области, предшествующий реализации современных программных мероприятий (2001…2009г.г., исключая отдельные показатели 2010г., табл.1, 2), приняты в качестве базы анализа, текущего мониторинга и построения прогнозов региональной продовольственной самообеспеченности.

Таблица 1. Объёмы производства валовой продукции сельского хозяйства Калужской области (в текущих ценах, млрд. руб.)

 

2001

2005

2006

2007

2008

2009
Хозяйства всех категорий, всего

7,66

12,13

13,35

14,34

18,44

20,75

в т.ч. продукция растениеводства

3,79

8,44

7,12

7,89

9,16

9,99

продукция животноводства

3,87

5,69

6,23

7,25

9,29

10,75

Сельхозорганизации, всего

2,81

4,07

4,52

5,83

8,33

9,48

в т.ч. продукция растениеводства

0,98

1,7

1,22

1,68

2,7

2,60

продукция животноводства

1,83

2,86

3,3

4,15

5,63

6,87

Тенденции увеличения валовой продукции в сельскохозяйственных организациях позволяют прогнозировать, по консервативному варианту, роста её объёмов к 2015г. до 16…17 млрд. руб. (по инновационному – до 19…20 млрд. руб.), со среднегодовыми темпами прироста животноводческой продукции – 2,5…3%, и продукции растениеводства до 2%...2,5.

Рис. 1. Прогнозная динамика объёмов производства валовой продукции сельского хозяйства Калужской области (млрд. руб.)

 

Таблица 2. Прогноз производства валовой продукции сельскохозяйственными организациями Калужской области (в текущих ценах, млрд. руб.)

 

 

Фактически

Оценка

Прогноз*

2015 в%

к 2010

2001 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Сельхозорганиза-ции, всего 2.81 4.07 9,3-9,7 13,9 15,4 16,9 18,4 19,9 205
в т.ч. продукция растениеводства 0.98 1.70 2,5-2,6 2,9 3,2 3,5 3,8 4,1 158
продукция животноводства 1.83 2.86 6,8-7,1 11,0 12,2 13,4 14,6 15,8 223

*Здесь и далее по динамическим рядам приводятся средние значения показателей, при отклонении минимальных и максимальных значений, равном 5%

 

При этом реалистично предполагать снижение инфляции в секторе закупок сельскохозяйственной продукции с 8…10% в 2010г. до 5..6% к 2015г. Очевидным условием обеспечения эффективности использования производственных ресурсов в любой экономической системе является долговременное паритетное соотношение цен реализации продукции и цен закупаемых, в т.ч. инвестиционных товаров.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, за базовый период 2001…2009 г.г. цены на продукцию, реализуемую сельским хозяйством, в среднем увеличились в 2,2 раза, а на закупаемые товары ресурсного обеспечения – более, чем в 3,1 раза, т.е. индекс соотношения цен (показатель паритетности) составил 1,42.

Таблица 3. Темпы роста цен реализуемой продукции и ресурсных товаров сельского хозяйства (к предыдущему году, индекс 2001г.=1)

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Продукция сельского хозяйства, всего

1,07

1,07

1,16

1,18

1,05

1,17

1,22

1,15

индекс-дефлятор

1,07

1,14

1,33

1,57

1,65

1,84

1,91

2,2

Ресурсные товары, всего

1,16

1,19

1,19

1,15

1,1

1,15

1,14

1,15

индекс-дефлятор

1,16

1,38

1,64

1,89

2,08

2,39

2,72

3,13

Индекс соотношения цен

1,08

1,11

1,03

0,97

1,05

0,98

0,93

1,00

Однако, по официально публикуемым данным, в 2004…2005 г.г. и далее, фактор ценового давления на сельское хозяйство со стороны первой сферы АПК отсутствует. Это может означать, что ресурсопоставляющие отрасли определили для себя максимально допустимую степень такого давления, выше которой потребление их товаров и услуг теряет экономический смысл.

 

Таблица 4. Потребление основных продуктов питания населением Калужской области (на 1 чел. в год, кг)

 

 

 

Уровень

потребления

 

 

1990г.

1990г.

2009г.

 

 

Всего

в % к уровням:

мини- маль- ный* раци- ональ- ный**

 

1990г.

мини- маль- ному раци- ональ- ному

Хлеб и хлебопродукты

Калужская область 128,2 117,0 115

105

91,3

81,9

89,7
Области ЦФО 128,2 117,0  

118

 

92,0

100,9

Мясо и мясопродукты

Калужская область 24,5 78,0 71

59

83,1

240,8

75,6
Области ЦФО 24,5 78,0  

67

 

273,5

85,9

Молоко и мол.продукты

Калужская область 210,4 390,0 375

212

56,5

100,8

54,4
Области ЦФО 210,4 390,0  

228

 

108,4

58,5

Яйца, шт.

Калужская область 152,0 292,0 371

246

66,3

161,8

84,2
Области ЦФО 152,0 292,0  

258

 

169,7

88,4

Сахар

Калужская область 19,0 38,0 50

31

62,0

163,2

81,6

Масло растительное

Калужская область 6,3 13,0 7,1

10,5

147,9

166,7

80,8

Картофель

Калужская область 126,6 117,0 132

133

100,8

105,0

113,7
Области ЦФО 126,6 117,0  

130

 

102,7

111,1

Овощи и прод.бахчевые

Калужская область 139,0 199,0 84

102

121,4

73,4

51,3
Области ЦФО 139,0 199,0  

103

 

74,1

51,8
                     

*По нормам, предусмотренным минимальной потребительской корзиной для третьей природно-климатической зоны РФ.

**По средним нормам, рекомендуемым Институтом питания РАМН.

 

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации определёна доля отечественных продовольственных товаров в общем объёме ресурсов внутреннего рынка: по зерну и картофелю – не менее 95%, сахару и растительному маслу - на уровне более 80, мясу и мясопродуктам – не менее 85, молоку и молокопродуктам – не менее 90 и рыбе не менее 80%.

В системе мер по реализации Доктрины основополагающими являются мониторинг и прогноз основных показателей состояния продовольственной безопасности через базовые индикаторы производства и потребления основных продуктов питания населением, где сводится воедино соотношение платёжеспособности потребителей и рыночно обусловленные возможности производителей продукции (см. табл.4).

С



2020-02-03 254 Обсуждений (0)
Основные положения системы мониторинга и прогнозирования показателей региональной продовольственной безопасности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные положения системы мониторинга и прогнозирования показателей региональной продовольственной безопасности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (254)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)