Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ себестоимости продукции предприятия



2020-03-17 139 Обсуждений (0)
Анализ себестоимости продукции предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С целью изучения финансовых результатов деятельности предприятия «Борисовский хрустальный завод» рассмотрим состав и структуру себестоимости по статьям затрат за 2006-2008 годы, изучив приведенные в таблице 3 сведения:

 

Таблица 3 - Состав и структура себестоимости товарной продукции ПРУП «Борисовский хрустальный завод» по статьям затрат

Статьи затрат

2006 год

2007 год

2008 год

Сумма, млн. р. Затраты на 1 руб., коп. Уд. вес, % Сумма, млн. р. Затраты на 1 руб., коп. Уд. вес, % Сумма, млн. р. Затраты на 1 руб., коп. Уд. вес, %
1 Сырьё 3 130,0 17,7 20,5 3 527,0 14,7 16,9 6 135,0 18,9 24,6
2 Вспомогательные материалы 464,0 2,6 3,0 490,0 2,0 2,3 698,0 2,2 2,8
3 Топливо, энергия 289,0 1,6 1,9 107,0 0,4 0,5 185,0 0,6 0,7
4 Работы и услуги сторонних организаций 678,0 3,8 4,4 793,0 3,3 3,8 1 087,0 3,4 4,4
5 Прочие материальные затраты 530,0 3,0 3,5 1 374,0 5,7 6,6 232,0 0,7 0,9
6 Расходы на оплату труда 4 348,0 24,6 28,5 6 705,0 28,0 32,1 7 991,0 24,6 32,1
7 Отчисления на социальные нужды 1 631,7 9,2 10,7 2 354,0 9,8 11,3 2 611,0 8,1 10,5
8 Общепроизводственные расходы 1 714,6 9,7 11,2 2 169,6 9,0 10,4 2 879,1 8,9 11,6
9 Общехозяйственные расходы 1 900,2 10,8 12,4 2 712,1 11,3 13,0 2 323,6 7,2 9,3
10 Потери от брака 3,0 0,02 0,02 4,0 0,02 0,02 4,0 0,01 0,02
11 Производ- ственная себестоимость 14 688,5 83,1 96,1 20 235,7 84,4 97,0 24 145,7 74,5 97,0
12 Коммер- ческие расходы 589,1 3,3 3,9 625,9 2,6 3,0 746,8 2,3 3,0
13 Полная себестоимость 15 277,6 86,5 100,0 20 861,6 87,0 100,0 24 892,5 76,8 100,0

 

Исходя из приведенных данных в таблице 2.3 можно сделать ряд выводов:

- Затраты на производство продукции (производственная себестоимость произведенной продукции) в 2006 году составили 14 688,5 млн. р. и увеличились почти на 37,8 % в 2007 году (составив 20 235,7 млн. р.). В 2008 году производственная себестоимость продукции выросла на 19,3 % по сравнению с величиной в 2007 году и составила 24 145,7 млн. р..

- Основными статьями себестоимости произведенной продукции в 2006-2008 году являлись расходы на оплату труда и расходы на сырье. В 2006 году удельный вес данных статей затрат составил 28,% и 20,5 % соответственно. В 2007 году произошло увеличение удельного веса расходов на оплату труда до 32,1 % и сокращение доли расходов на сырье – до 16,9 %. В 2008 году уровень затрат на оплату труда в себестоимости готовой продукции остался на прежнем уровне, но при этом произошло существенное увеличение доли расходов на сырье до 24,6 %.

- Полная себестоимость товарной продукции составила 15 277,6 млн. р. в 2006 году, увеличившись в 2007 году до 20 861,6 млн. р. (или на 36,6 %). В 2008 году данный показатель вырос в относительном выражении (к уровню прошлого года) на 19,3 %, составив 24 892,5 млн. р..

- Удельный вес производственной себестоимости в структуре общей себестоимости продукции предприятия вырос с 96,1 % в 2006 году до 97 % в 2007 году и в 2008 году остался на том же уровне.

- Затраты на 1 руб. товарной продукции в 2008 году снизились на 10,2 коп. по сравнению с 2007 годом. Однако при этом было также установлено увеличение себестоимости на рубль товарной продукции на 0,5 коп. по сравнению с 2006 годом.

Таким образом, уже на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что, несмотря на увеличение себестоимости готовой продукции, эффективность деятельности предприятия выросла в 2008 году по сравнению с ситуацией в 2006 году.

Однако на этом же этапе анализа необходимо и определить факторы, которые обеспечили увеличение себестоимости готовой продукции, так как именно сокращение затрат позволяет в большинстве случаев достичь максимального увеличения прибыли от реализации предприятия.

Увеличение затрат на производство продукции было связано как с ростом общего количества реализуемой продукции, так и удельных переменных затрат на единицу продукции, а также с ростом постоянных расходов (накладных расходов). Информация о затратах, сгруппированная по основным видам расходов (переменным и постоянным) в разрезе основных статей затрат приведена в таблице 4:

 


Таблица 4 - Группировка статей затрат на постоянные и переменные расходы, необходимая для проведения факторного анализ себестоимости продукции

Показатель 2006 2007 2008
1 Количество выпущенной продукции, единиц 7 335,0 7 809,0 7 464,6
2 Переменные затраты, всего, млн. рублей, в том числе: 11 073,7 15 354,0 18 943,0
2.1 Сырьё 3 130,0 3 527,0 6 135,0
2.2 Вспомогательные материалы 464,0 490,0 698,0
2.3 Топливо, энергия 289,0 107,0 185,0
2.4 Работы и услуги сторонних организаций 678,0 793,0 1 087,0
2.5 Прочие материальные затраты 530,0 1 374,0 232,0
2.6 Расходы на оплату труда 4 348,0 6 705,0 7 991,0
2.7 Налоги, отчисления и на социальные нужды 1 631,7 2 354,0 2 611,0
2.8 Потери от брака 3,0 4,0 4,0
2 а) удельные переменные расходы, млн. рублей на 1 ед. продукции (стр.2 / стр.1) 1,5 2,0 2,5
3. Постоянные затраты (накладные расходы) 3 614,8 4 881,7 5 202,7
3.1 Общепроизводственные расходы 1 714,6 2 169,6 2 879,1
3.2 Общехозяйственные расходы 1 900,2 2 712,1 2 323,6
4 Всего затраты на производство (производственная себестоимость) 14 688,5 20 235,7 24 145,7
5 Коммерческие расходы 589,1 625,9 746,8
6 Полная себестоимость 15 277,6 20 861,6 24 892,5

 

Для проведения анализа показателя производственной себестоимости используем следующую факторную модель:

 

 , (1)

 

где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;

 – количество выпущенной продукции (в единицах);

 – удельные переменные расходы на единицу выпущенной продукции (в млн. р.);

А – постоянные расходы на весь выпуск продукции (в млн. р.).

Влияние факторов на изменение производственной себестоимости будет определено следующим образом:

В 2007 году себестоимость продукции увеличилась на 5 547,2 млн. р. (5 547,2 млн. р. = 20 235,7 млн. р. – 14 688,5 млн. р. = ПС2007 – ПС2006), в том числе под влиянием следующих факторов, представленных в таблице 2.5:

 

Таблица 5 - Факторный анализ изменения производственной себестоимости продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом

Фактор 2006 2007 Расчет влияния Значение влияния
1 Увеличение количества выпущенной продукции 7 335,0 7 809,0 (7 809 – 7 335) * 1,510 715,6
2 Рост удельных переменных расходов в млн. рублей на 1 ед. продукции 1,510 1,966 7 809 * (1,966 – 1,510) 3 564,7
3 Увеличение постоянных затрат на выпуск продукции 3 614,8 4 881,7 4 881,7 – 3 614,8 1 266,9
4 Всего изменение затрат на производство (изменение производственной себестоимости) 14 688,5 20 235,7 = 20 235,7 – 14 688,5 = = 715,6 + 3 564,7 + 1 266,9 5 547,2

 

Таким образом, производственная себестоимость товарной продукции в 2007 году увеличилась на 5 547,2 млн. р., в том числе на 715,6 млн. р. за счет роста физического объема произведенной продукции, на 3 564,7 млн. р. под влиянием увеличения переменных расходов на рубль товарной продукции и на 1 266,9 млн. р. вследствие роста постоянных расходов.

Полная себестоимость товарной продукции состоит из производственной себестоимости товарной продукции и коммерческих расходов. Потому для проведения анализа полной себестоимости можно использовать следующую факторную модель:

 

, (2)


где ПС – производственная себестоимость товарной продукции;

КР – коммерческие расходы;

СС – полная себестоимость выпуска продукции.

Рассмотрим влияние факторов на изменение полной себестоимости товарной продукции. С этой целью изучим сведения, приведенные в таблице 6 :

 

Таблица 6 - Факторный анализ изменения полной себестоимости продукции в 2007 году по сравнению с 2006 годом

Фактор 2006 2007 Расчет влияния Значение влияния
1 Производственная себестоимость выпущенной продукции 14 688,5 20 235,7 = 20 235,7 – 14 688,5 5 547,2
2 Коммерческие расходы 589,1 625,9 = 625,9 – 589,1 36,8
Всего изменение полной себестоимости выпущенной продукции 15 277,6 20 861,6 = 20 861,6 – 15 277,6 5 584,0

 

В 2008 году также произошло увеличение себестоимости продукции предприятия – как полной, так и производственной. При этом увеличению полной себестоимости продукции в общем размере на 5 584 млн. р. способствовало увеличение коммерческих расходов – на 36,8 млн. р., а также рост производственной себестоимости готовой продукции на 5 547,2 млн. р.

Влияние факторов на изменение производственной себестоимости в 2008 году по сравнению с предыдущим годом будет определено следующим образом:

В 2008 году себестоимость продукции увеличилась на 3 910,0 млн. р. (3 910,0 млн. р. = 24 145,7 млн. р. – 20 235,7 млн. р. = ПС2008 – ПС2007), в том числе под влиянием следующих факторов:


Таблица 7 - Факторный анализ изменения производственной себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом

Фактор 2007 2008 Расчет влияния Значение влияния
1 Увеличение количества выпущенной продукции 7 809,0 7 464,6 (7 464,6 – 7 809) * *1,966 -677,2
2 Рост удельных переменных расходов в млн. рублей на 1 ед. продукции 1,966 2,538 7 464,6 * (2,538 – 1,966) 4 266,2
3 Увеличение постоянных затрат на выпуск продукции 4 881,7 5 202,7 =5 202,7 – 4 881,7 321,0
4 Всего изменение затрат на производство (изменение производственной себестоимости) 20 235,7 24 145,7 = 24 145,7 – 20 235,7 = = (-677,2) + 4 266,2 + +321,0 3 910,0

 

В результате проведенных расчетов было установлено - основной прирост производственной себестоимости произошел из-за увеличения удельных переменных расходов – на 4 266,2 млн. р.. Кроме того, увеличению производственной себестоимости способствовало также и увеличение постоянных расходов, что обеспечило увеличение производственной себестоимости продукции на 321 млн. рублей. Однако сокращение выпуска продукции с 7 809 тыс. единиц до 7 464,6 тыс. единиц привело к уменьшению производственной себестоимости на 677,2 млн. р..

Таким образом, в 2007-2008 гг. основное увеличение производственной себестоимости было связано с увеличением прямых переменных расходов.

Оценка факторов изменения полной себестоимости товарной продукции в 2008 году по сравнению с предыдущим годом приведена в следующей таблице:

 


Таблица 8 - Факторный анализ изменения полной себестоимости продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г

 

Фактор 2007 2008 Расчет влияния Значение влияния
1. Производственная себестоимость выпущенной продукции 20 235,7 24 145,7 = 24 145,7 – 20 235,7 3 910,0
2. Коммерческие расходы 625,9 746,8 = 746,8 – 625,9 120,9
Всего изменение полной себестоимости выпущенной продукции 20 861,6 24 892,5 = 24 892,5 – 20 861,6 4 030,9

 

В результате проведения расчетов было выявлено, что увеличение полной себестоимости в общем размере на 4 030,9 млн. р. произошло за счет увеличения производственной себестоимости готовой продукции на 3 910 млн. р., а также вследствие роста коммерческих расходов – на 120,9 млн. р..

Подведение итогов, таким образом, позволило сделать выводы относительно основных факторов, обеспечивших увеличение себестоимости товарной продукции, что отражено в следующей таблице:

 

Таблица 9 - Результаты факторного анализа изменения полной себестоимости продукции в 2006-2008 году

Показатель

2006

2007

2008

Влияние факторов на изменение себестоимости выпущенной продукции (млн.р.)

2007 к 2006 2008 к 2007
1 Количество выпущенной продукции, единиц

7 335,0

7 809,0

7 464,6

715,6

-677,2

2 Удельные переменные затраты, млн. р., в том числе:

1,510

1,966

2,538

3 564,7

4 266,2

2.1 Удельные переменные затраты на сырьё

0,427

0,452

0,822

194,7

2 763,6

2.2 Удельные переменные затраты на вспомогательные материалы

0,063

0,063

0,094

-4,0

229,6

2.3 Удельные переменные затраты на топливо, энергию

0,039

0,014

0,025

-200,7

82,7

2.4 Удельные переменные затраты по работам и услугам сторонних организаций

0,092

0,102

0,146

71,2

329,0

2.5 Удельные переменные затраты на по прочим материалам

0,072

0,176

0,031

809,8

-1 081,4

2.6 Удельные переменные затраты на оплату труда

0,593

0,859

1,071

2 076,0

1 581,7

2.7 Удельные переменные затраты на социальное страхование

0,222

0,301

0,350

616,9

360,8

2.8 Удельные переменные затраты на исправление брака

0,000

0,001

0,001

0,8

0,2

3 Постоянные затраты (накладные расходы)

3 614,8

4 881,7

5 202,7

1 266,9

321,0

3.1 Общепроизводственные расходы

1 714,6

2 169,6

2 879,1

455,0

709,5

3.2 Общехозяйственные расходы

1 900,2

2 712,1

2 323,6

811,9

-388,5

4 Всего затраты на производство (производственная себестоимость)

14 688,5

20 235,7

24 145,7

5 547,2

3 910,0

5 Коммерческие расходы 589,1 625,9 746,8

36,8

120,9

6 Полная себестоимость 15 277,6 20 861,6 24 892,5

5 584,0

4 030,9

 

Как показали проведенные расчеты, основное влияние на увеличение себестоимости готовой продукции оказали увеличение удельных переменных затрат на сырье и основные материалы, удельные переменные расходы на оплату труда. Кроме того, достаточно значительное влияние на увеличение себестоимости готовой продукции было оказано увеличением постоянных затрат (в особенности – общепроизводственных расходов).

При этом из всех факторов, оказавших влияние на изменение себестоимости готовой продукции, были выявлены следующие факторы, способствовавшие сокращению полной себестоимости продукции в 2008 году:

- Наиболее существенное влияние на сокращение себестоимости было оказано сокращением удельных прочих переменных материальных затрат, вследствие чего себестоимость готовой продукции уменьшилась на 1 081,4 млн. р..

- Сокращению себестоимости также способствовало сокращение объема производства (на 677,2 млн. р.)

- Кроме того, сокращению полной себестоимости готовой продукции способствовало сокращение общехозяйственных расходов – на 388,5 млн. р..

 



2020-03-17 139 Обсуждений (0)
Анализ себестоимости продукции предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ себестоимости продукции предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)