Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей рентабельности предприятия



2020-03-17 144 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для того, чтобы определить эффективность работы предприятия в целом, необходимо рассмотреть показатели рентабельности. Эти показатели являются наиболее обобщающими, характеризующими деятельность предприятия, показывая реальные результаты его работы, обеспечивая возможность сравнения работы данного предприятия с функционированием прочих организаций данной отрасли, а также позволяя сравнивать результаты с уровнем средней рентабельности по отрасли в целом.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных видов деятельности, окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. Именно показатели рентабельности позволяют сделать вывод относительно эффективности использования средств промышленного предприятия, эффективности его производственно-финансовой деятельности.

Достоинством показателей рентабельности в том, что они могу частично нивелировать влияние ценовых факторов инфляции, позволяя дать более объективную оценку работы предприятия, точнее очертив круг возможных проблем.

Все возможные показатели рентабельности можно объединить в одну из следующих групп [13, с. 257]:

1) показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие прибыльность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все показатели могут рассчитываться на основе прибыли отчетного года, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В данной работе мы рассчитаем рентабельность продаж и рентабельность издержек на основании валовой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) – отношение валовой прибыли (ПРП) или чистой прибыли (ЧП) к. сумме затрат по реализованной продукции (ЗРП):

 

 или . (20)

 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж (оборота) – отношение валовой прибыли или чистой прибыли к сумме полученной выручки:

 

 или . (21)

 

Данный показатель показывает, сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Анализ рентабельности производственной деятельности (окупаемости затрат) мы проведём в целом по всему предприятию. Для этого есть смысл воспользоваться следующей факторной моделью:

 


. (22)

 

Основные показатели рентабельности за 2007 год и 2008 год приведены в таблице 22:

 

Таблица 22 - Показатели рентабельности

Показатель

2006

2007

2008

Изменение (+,-)

2007 к 2006 2008 к 2007

1 Выручка от реализации продукции

16 228

21 967

27 646

5 739

5 679

2 Себестоимость продукции

16 131

21 414

26 356

5 283

4 942

3 Прибыль от реализации

97

553

1 290

456

737

4 Рентабельность продукции (стр.3 / стр.2)

0,60

2,58

4,89

1,98

2,31

5 Рентабельность реализации (стр.3 / стр.1)

0,60

2,52

4,67

1,92

2,15

 

Из таблицы видно, что в 2008 году рентабельность производственной деятельности и рентабельность реализованной продукции увеличились.

Рентабельность продукции предприятия составила по итогам 2006 года 0,6 % . В 2007 году она выросла на 1,98 п.п., составив 2,58 %. По итогам 2008 года рентабельность продукции увеличилась на 2,31 п.п., составив 4,89 %.

Рентабельность реализации (рентабельность продаж, в части реализации продукции) составила 0,6 % в 2006 году, и выросла до 2,52 % в 2007 году, и до 4,67 % в 2008. Прирост рентабельности реализации составил, таким образом, 1,92 п.п. в 2007 году и 2,15 п.п. в 2008 году соответственно.

Очевидно, что увеличению рентабельности способствовало увеличение прибыли, факторы которого были установлены ранее. Однако показатели рентабельности зависят также и от прочих показателей. Потому проведем факторный анализ рентабельности продукции и рентабельности продаж предприятия. Для анализа нам понадобятся исходные данные, которые приведены в таблице 15.

Расчёт показателей рентабельности и некоторых иных промежуточных данных, необходимых для расчёта влияния различных факторов на уровень рентабельности, осуществим в нижеприведённой таблице 23:

 

Таблица 23 - Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность затрат

Показатель

Условия расчёта

Порядок расчёта

Значение

VРП УД Ц С
R2007 2007 2007 2007 2007 2,58
RУсл.1 2008 2007 2007 2007 2,58
RУсл.2 2008 2008 2007 2007 = 2,583
RУсл.3 2008 2008 2008 2007 9,41
R2008 2008 2008 2008 2008 = 4,89

 

Как видно из приведенной таблицы, рентабельность затрат, рассчитанная на основании прибыли от реализации, возросла с 2,58 % до 4,89 % или на 2,31 п.п. Данный прирост был проанализирован в нижеследующей таблице на основании способа абсолютных разниц:

 

Таблица 24 - Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности затрат

Показатель

Влияние фактора

Значение

VРП УД Ц С
R2007 2007 2007 2007 2007 2,58
RУсл.1 2008 2007 2007 2007 2,58
RУсл.2 2008 2008 2007 2007 2,583
RУсл.3 2008 2008 2008 2007 9,41
R2008 2008 2008 2008 2008 4,89
Расчёт RУсл.1 – R2007 RУсл.2 - RУсл.1 RУсл.3 - RУсл.2 R2008 - RУсл.3  
Значение влияния 0 0,003 6,827 -4,51 2,31

 

Полученные результаты необходимо правильно интерпретировать. Как видно из данных таблицы, рентабельность затрат за прошедший период возросла на 2,31 процентных пункта. Это произошло вследствие положительного влияния изменения структуры выпускаемой продукции (оказываемых услуг), что способствовало увеличению рентабельности на 0,003 п.п., а также увеличением отпускных цен на продукцию, которое привело к возрастанию рентабельности на 6,827 п.п. Данное положительное влияние оказалось компенсировано отрицательным воздействием увеличения затрат на производство продукции, что способствовало сокращению рентабельности затрат на 4,51 п.п. В результате совместного воздействия указанных факторов произошло увеличение рентабельности по сравнению с величиной, имевшей место в 2007 году.

После данной части анализа необходимо осуществить рассмотрение и изменение рентабельности продаж, для чего будет использована следующая факторная модель:

 

. (23)

 

В качестве источника информации для анализа рентабельности продаж будут использованы данные таблицы 2.15.

 

Таблица 25 - Расчёт показателей для определения влияния разных факторов на рентабельность затрат

Показатель

Условия расчёта

Порядок расчёта

Значение

VРП УД Ц С
R2007 2007 2007 2007 2007 2,517
RУсл.2 2008 2008 2007 2007 = 2,518
RУсл.3 2008 2008 2008 2007 8,599
R2008 2008 2008 2008 2008 4,666

 

В результате проведенных расчетов показателей рентабельности продаж ПРУП «Борисовский хрустальный завод» было установлено, что данный показатель вырос с 2,52 % до 4,67 % или на 2,15 процентных пунктов.

Для получения более подробных результатов, лучшим образом характеризующим влияние различных факторов на рентабельность продаж, необходимо провести факторный анализ, рассчитав влияние воздействующих на рассматриваемый показатель факторов, то и будет осуществлено с использованием данных, приведенных в нижеследующей таблице:

 

Таблица 26 - Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение величины рентабельности затрат

Показатель

Влияние фактора

Размер рентабельности

VРП УД Ц С
R2007 2007 2007 2007 2007 2,517
RУсл.2 2008 2008 2007 2007 2,518
RУсл.3 2008 2008 2008 2007 8,599
R2008 2008 2008 2008 2008 4,666
Расчёт

RУсл.2 – R2007

RУсл.3 - RУсл.2 R2008 - RУсл.3  
Значение влияния

0,001

6,081 -3,933 2,15

 

Примечание - Источник: собственная разработка.

Из приведенных выше сведений можно увидеть, что изменение рентабельности продаж было вызвано активным воздействием всех факторов. На рентабельность продаж в данной связи повлияли изменение размера и структуры реализованной продукции, повышение цен реализации продукции и рост уровня затрат. Изменение состава и структуры реализованной продукции привело к увеличению рентабельности продаж на 0,001 п.п. Второй фактор (увеличение цен реализации готовой продукции) способствовал увеличению рентабельности продаж на 6,081 процентных пунктов. Одновременно с этим увеличение себестоимости реализуемой продукции способствовало уменьшению рентабельности продаж на 3,933 процентных пунктов. Все названные в данном перечне факторы и обеспечили выявленную динамику рентабельности продаж, обеспечив рост данного показателя на 2,15 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2007 года.

Итак, подводя общий итог данной части анализа, необходимо сказать, что рентабельность продаж и рентабельность затрат в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом, что стало следствием роста из-за увеличения объема производства и цен реализации. В то же время данные показатели сократились в результате увеличения себестоимости реализованной продукции.

Рассмотрим также показатели рентабельности производства отдельных видов изделий, составляющих основной ассортимент продукции предприятия, для чего потребуется исходная информация о ценах на продукцию по их видам и их себестоимости:

 

Таблица 27 - Исходная информация для проведения анализа рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Цена (Ц)

Себестоимость (С)

Прибыль

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008
1 Рассеи-ватель 2 124 2 596 2 891 1 403 1 698 1 874 721 898 1 017
2 Ваза для цветов 15 989 18 703 28 143 10 134 13 072 22 656 5 855 5 631 5 487
3 Рюмка 2 655 3 245 4 661 1 590 2 331 3 296 1 065 914 1 365
4 Фужер 1 947 2 596 2 950 1 181 1 811 2 136 766 785 814

 

Для проведения анализа потребуется использовать следующую факторную модель:

 


 или , (9)

 

где  - рентабельность продукции;

 - цена единицы изделия;

 - себестоимость единицы изделия.

Расчет показателей рентабельности продукции осуществим в следующей таблице:

 

Таблица 28 - Показателей рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Себестоимость (С)

Прибыль

Рентабельность

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008
1 Рассеи-ватель 1 403 1 698 1 874 721 898 1 017 51,39 52,89 54,27
2 Ваза для цветов 10 134 13 072 22 656 5 855 5 631 5 487 57,78 43,08 24,22
3 Рюмка 1 590 2 331 3 296 1 065 914 1 365 66,98 39,21 41,41
4 Фужер 1 181 1 811 2 136 766 785 814 64,86 43,35 38,11

 

Расчет влияния факторов на изменение показателя рентабельности продукции осуществим методом цепных подстановок, для чего потребуется рассчитать показатели условной прибыли и рентабельности:

 

Таблица 29 - Расчет условных показателей прибыли от реализации

Вид продукции

Цена (Ц)

Себестоимость (С)

Прибыль

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2006 в ценах 2007 2007 2007 в ценах 2008 2008
1 Рассеи-ватель 2 124 2 596 2 891 1 403 1 698 1 874 721 1 193 898 1 193 1 017
2 Ваза для цветов 15 989 18 703 28 143 10 134 13 072 22 656 5 855 8 569 5 631 15 071 5 487
3 Рюмка 2 655 3 245 4 661 1 590 2 331 3 296 1 065 1 655 914 2 330 1 365
4 Фужер 1 947 2 596 2 950 1 181 1 811 2 136 766 1 415 785 1 139 814

 

После определения необходимых показателей прибыли по отдельным видам продукции найдем промежуточные показатели рентабельности, необходимые для расчета влияния факторов на изменение результативного показателя:

 

Таблица 30 - Расчет промежуточных показателей рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Себестоимость (С)

Прибыль

Промежуточные показатели рентабельности

2006 2007 2008 2006 2006 в ценах 2007 2007 2007 в ценах 2008 2008 2006 в ценах 2007 2007 в ценах 2008
1 Рассеи-ватель 1 403 1 698 1 874 721 1 193 898 1 193 1 017 85,03 70,26
2 Ваза для цветов 10 134 13 072 22 656 5 855 8 569 5 631 15 071 5 487 84,56 115,29
3 Рюмка 1 590 2 331 3 296 1 065 1 655 914 2 330 1 365 104,09 99,96
4 Фужер 1 181 1 811 2 136 766 1 415 785 1 139 814 119,81 62,89

 

Определяем влияние факторов на изменение рентабельности продукции в 2007 году:

 

Таблица 31 - Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продукции за 2007 год

Вид продукции

Рентабельность

Изменение рентабельности за 2007г

2006 2006 в ценах 2007 2007 за счет цен за счет себестоимости всего
1 Рассеиватель 51,39 85,03 52,89 33,64 -32,15 1,50
2 Ваза для цветов 57,78 84,56 43,08 26,78 -41,48 -14,70
3 Рюмка 66,98 104,09 39,21 37,11 -64,88 -27,77
4 Фужер 64,86 119,81 43,35 54,95 -76,47 -21,51

 

В результате анализа можно сделать следующие выводы:

- Рентабельность производства рассеивателей составила 51,39 % в 2006 году и увеличилась на 1,5 п.п. в 2007 году за счет роста цен (данный фактор привел к увеличению рентабельности на 33,64 п.п.). Однако увеличение себестоимости сократило рентабельность на 32,15 п.п.

- Рентабельность производства ваз сократилась на 14,7 п.п. с 57,78 % до 43,08 % в 2007 году. Это было обусловлено увеличением себестоимости (данный фактор привел к сокращению рентабельности на 41,48 п.п.). Однако увеличение цены на данный продукт увеличило рентабельность на 26,78 п.п.

- Рентабельность производства рюмок сократилась на 27,77 п.п. с 66,98 % до 39,21 % в 2007 году. Это было обусловлено увеличением себестоимости (данный фактор привел к сокращению рентабельности на 64,88 п.п.). Однако увеличение цены на данный продукт увеличило рентабельность на 37,11 п.п.

- Рентабельность производства фужеров сократилась на 21,51 п.п. с 64,86 % до 43,35 % в 2007 году. Это было обусловлено увеличением себестоимости (данный фактор привел к сокращению рентабельности на 76,47 п.п.). Однако увеличение цены на данный продукт увеличило рентабельность на 54,95 п.п.

Определяем влияние факторов на изменение рентабельности продукции в 2008 году:

 

Таблица 32 - Расчет влияния факторов на изменение рентабельности продукции за 2008 год

Вид продукции

Рентабельность

Изменение рентабельности за 2008г

2007 2007 в ценах 2008 2008 за счет цен за счет себестоимости всего
1. Рассеиватель 52,89 70,26 54,27 17,37 -15,99 1,38
2. Ваза для цветов 43,08 115,29 24,22 72,22 -91,07 -18,86
3. Рюмка 39,21 99,96 41,41 60,75 -58,54 2,20
4. Фужер 43,35 62,89 38,11 19,55 -24,78 -5,24

 

Проведенные расчеты показали, что в 2008 году произошло увеличение рентабельности производства рассеивателей (на 1,38 п.п.) и рюмок (на 2,20 п.п.). Рентабельность производства прочих основных видов продукции сократилась.

Увеличение рентабельности производства рассеивателей с 52,89 % до 54,27 % произошло за счет роста цен (данный фактор привел к увеличению рентабельности на 17,37 п.п.). Вместе с этим, увеличение себестоимости привело к потере рентабельности на 15,99 п.п.

Увеличение рентабельности производства рюмок с 39,21 % до 41,41 % произошло за счет увеличения цен (на 60,75 п.п.). Однако рост себестоимости привел к потере рентабельности на 58,54 %.

Сокращение рентабельности производства ваз на 18,86 п.п. было связано с увеличением себестоимости (на 91,07 %). Однако увеличение цен способствовало некоторому росту рентабельности на 72,22 %.

Сокращение рентабельности производства фужеров на 5,24 п.п. было связано с увеличением себестоимости (на 24,78 %). Однако увеличение цен способствовало некоторому росту рентабельности на 19,55 %.

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

В 2007 году общая прибыль составила 467 млн. р.. При этом основной вклад в данный показатель был внесен прибылью от реализации, которая составила 553 млн. р.. В 2008 году общая прибыль увеличилась существенно меньше – только на 123 млн. р., составив 590 млн. р.. При этом данное увеличение произошло преимущественно благодаря увеличению прибыли от реализации, которая выросла с 553 до 1 290 млн. р. или почти в 2,33 раз. Исследование факторов, оказавших влияние на изменение прибыли от реализации, позволило сделать вывод, что основным фактором, способствовавшим увеличению прибыли от реализации, явилось увеличение цен на продукцию предприятия – в 2007 году за счет этого фактора прибыль от реализации увеличилась на 3 965,5 млн. р., в 2008 году – на 1 724,7 млн. р.. Сокращению прибыли от реализации способствовало увеличение себестоимости реализованной продукции – в 2007 году на 3 520,1 млн. р., в 2008 году – на 1 087,3 млн. р. соответственно. Анализ распределения прибыли при этом показал, что чистая прибыль предприятия после уплаты налогов не распределялась, так что величина нераспределенной прибыли возросла со 136 до 405 млн. р. или на 197,79 %.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Савицкая, Г. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Савицкая Г.А. – 6-е изд., перераб. и доп.- Мн.: Новое издание, 2001. – 704с.

[2] Старова, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Методическое пособие для студентов экономических специальностей. В 2-х ч., Ч.1./ Старова. Л.И. – Мн.: БГУИР, 2005. – 153 с.

[3] Заяц, Н.Е. Финансы предприятий. / Н.Е.Заяц.- Мн.: Высшая школа, 1995, 217 с.

[4] Сафронова, Н.А. Экономика предприятия: Учебник/ Под ред. проф. Н.А.Сафронова.- М.: «Юристъ», 2000 - 584 с.

[5] Ефимова, О.В. Финансовый анализ. / О.В.Ефимова. - М.: Финансы и статистика, 2001 г.

[6] Плотницкий, М.И. Макроэкономика: Учеб. пособ. для экон. спец. вузов./ Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2000, 426 с.

[7] Королько, А.А. Современная экономика предприятия: Учеб. пособие. / А.А. Королько – Мн.: Веды, 2003. – 527 с.

[8] Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента./ И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 327 с.

[9] Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия: Учеб. пособие, 2-е изд., доп. / Л.В. Прыкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 407 с.

[10] Поршнев, А. Г. Управление организецией: Учебник/ Под.ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А.Соломатина.- М.:ИНФРА-М, 2007.-667с

[11] Соломатин, Н.А. Оперативное управление производством. / Н.А. Соломатин.- М.: ГАУ, Ротапринт, 2001.-187c.

[12] Базылев, Н.И. Экономическая теория. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, 1999. – 550с.

[13] Попов, В.М. Бизнес-планирование. Учебник/ Под ред. В.М. Попова – М; 2001-625 с.

[14] Стражев, В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник. / В.И.Стражев – Минск, 2003 – 363 с.

[15] Лисицын, Н.А. Экономика, организация и планирование промышленного производства /под общ. ред. Н.А. Лисицына. - Мн.: Вышэйшая школа, 1990- 446 с.

[16] Шимова, О.С. Основы экологии и экономика природопользования. / Шимова О.С. и Соколовский Н.К..- Мн.: БГЭУ, 2002.

[17] Временная типовая методика определения экономической эффективности природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды. – Мн., 1986.

[18] Экономические механизмы природопользования: состояние и перспективы: Сб. науч.трудов. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ, 1998.



2020-03-17 144 Обсуждений (0)
Анализ показателей рентабельности предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей рентабельности предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)