Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ показателей прибыли предприятия



2020-03-17 137 Обсуждений (0)
Анализ показателей прибыли предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Показатели выручки от реализации и себестоимости определяют прибыль от реализации и рентабельность. Собственно говоря, именно показатели рентабельности и показатели прибыли в рыночной экономике являются основными показателями, характеризующими эффективность финансово-хозяйственной деятельности. Основным показателем, характеризующим финансовые результаты в группе данных показателей – прибыль от реализации продукции, прибыль отчетного периода и чистая прибыль предприятия, а также все показатели рентабельности, определяемые на основе данных показателей прибыли.

Показатели прибыли анализируемого предприятия представлены в нижеследующей таблице:

 

Таблица 13 - Динамика показатели прибыли от реализации продукции и прибыли отчетного года в 2006-2008 году

Показатели

2006

2007

2008

Изменение (+, -)

Темп роста, %

2007 к 2006 2008 к 2007 2007 к 2006 2008 к 2007
1 Выручка от реализации продукции 16 228 21 967 27 646 5 739 5 679 135,36 125,85
2 Себестоимость реализованной продукции 16 131 21 414 26 356 5 283 4 942 132,75 123,08
3 Прибыль от основной деятельности 97 553 1 290 456 737 570,10 233,27
4 Прибыль от прочих операций (прибыль от прочей реализации) -525 -615 -800 -90 -185 117,14 130,08
5 Прибыль /убытки/ от внереализационных операций 0 529 100 529 -429 - 18,90
Общая прибыль отчетного года (балансовая прибыль) -428 467 590 895 123 -109,11 126,34

Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес в прибыли отчетного года в 2006, 2007, 2008 годах составляет прибыль от основной деятельности предприятия (прибыль от реализации).

В 2006 году, как не трудно убедиться, общая прибыль отчетного периода (балансовая прибыль) составляла отрицательную величину – убыток был равен 428 млн. р.. При этом прибыль от реализации составляла 97 млн. рублей, а общий убыток предприятия был обусловлен наличием убытков от операций по прочей реализации (которые составляли 525 млн. р.).

В 2007 году общая прибыль составила 467 млн. рублей. При этом основной вклад в данный показатель был внесен прибылью от реализации, которая составила 553 млн. р.. Прирост прибыли от реализации, таким образом, составил 456 млн. р.. Кроме того, у предприятия имелась прибыль от внереализационных операций – 529 млн. р., а также убыток по операциям прочей реализации – 615 млн. р.. В целом же по итогам 2007 года общая прибыль предприятия увеличилась на 895 млн. р.. на 123 млн. р., составив 590 млн. р.. При этом данное увеличение произошло преимущественно благодаря увеличению прибыли от реализации, которая выросла с 553 до 1 290 млн. рублей или почти в 2,33 раз.

 

Таблица 14 - Структура балансовой прибыли

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

млн.руб. % к общей сумме прибыли млн.руб. % к общей сумме прибыли млн.руб. % к общей сумме прибыли
Прибыль от основной деятельности 97 -22,66 553 118,42 1 290 218,64
Прибыль от прочих операций -525 122,66 -615 -131,69 -800 -135,59
Прибыль /убытки/ от внереализационных операций 0 0,00 529 113,28 100 16,95
Общая прибыль отчетного года (балансовая прибыль) -428 100,0 467 100,0 590 100,0

 

В 2007 году удельный вес прибыли от основной деятельности (прибыль от реализации) составил 118,42 %, что на 141,08 % больше по сравнению с 2006 годом и на 100,22 % меньше по сравнению с 2008 годом. Таким образом, прибыль от реализации продукции постепенно увеличила свою значимость в составе балансовой прибыли в 2006-2008 году.

В целом, проведенный анализ позволил сделать вывод, что основной вклад в формирование предприятием прибыли в 2006-2008 году был внесен прибылью от реализацией. Для проведения факторного анализа изменения прибыли от реализации продукции требуется использовать следующую факторную модель:

 

, (18)

 

где  – объем реализации продукции;

 – структура реализованной продукции;

 – себестоимость продукции;

 – цены реализации.

 

Структурно-логическая модель факторной системы при этом имеет следующий вид:

 

Рисунок 2 - Структурно-логическая модель прибыли от реализации

 

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли от реализации. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли от реализации. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль от реализации находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли от реализации находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли от реализации можно определить, используя данные таблицы 15:

 

Таблица 15 - Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации, млн.р.

Показатель 2006 2006, пересчитанный на фактический объём продаж 2007
Выручка от реализации продукции (В) 16 228,0 18 001,5 21 967,0
Себестоимость продукции (С) 16 131,0 17 893,9 21 414,0
Прибыль 97,0 107,6 553,0

 

Сам анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую:

 


Таблица 16 - Расчёт условных показателей для определения влияния разных факторов на прибыль от реализации продукции, млн. р.

Показатель

Условия расчёта

Порядок расчёта

Сумма прибыли

VРП УД Ц С
2006 2006 2006 2006 2006 В2006 – С2006 = 16 228 – 16 131 97,0
Усл.1 2007 2006 2006 2006 П2006РП = 97 * (7 809 / 7 335) 103,3
Усл.2 2007 2007 2006 2006 Ву – Су = 18 001,5 – 17 893,9 107,6
Усл.3 2007 2007 2007 2006 В2007 – Су = 21 967,0 – 17 893,9 4 073,1
2007 2007 2007 2007 2007 В2007 – С2007 = 21 967,0 – 21 414,0 553,0

 

В данной таблице размер валовой прибыли, пересчитанной на фактический объем продаж был определен по методике, приведенной в книге «Анализ хозяйственной деятельности» под редакцией Г.В. Савицкой (в таблице обозначена под показателем Усл.2). Размер прибыли определяется путем умножения базовой прибыли на темп роста размера реализованной продукции в натуральном выражении:

 

 . (19)

 

После проведения данного расчёта можно определить и размер влияния каждого из ранее названных факторов на величину прибыли:

 

Таблица 17 - Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции, млн. р.

Показатель

Влияние фактора

Сумма прибыли

VРП УД Ц С
2006 2006 2006 2006 2006 97,0
Усл.1 2007 2006 2006 2006 103,3
Усл.2 2007 2007 2006 2006 107,6
Усл.3 2007 2007 2007 2006 4 073,1
2007 2007 2007 2007 2007 553,0
Расчёт Усл.1 – 2006 усл.2 – усл.1 усл.3 – усл.2 2007 – усл.3  
Значение влияния 6,3 4,3 3 965,5 -3 520,1 456,0

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- Увеличение объёмов реализованной продукции в 2007 году по сравнению с 2006 г. способствовало увеличению прибыли на 6,3 млн. р..

- Изменение структуры выпускаемой продукции привело к тому, что прибыль предприятия увеличилась на 4,3 млн. р. по сравнению с аналогичным показателем за 2006 г.

- Рост цен реализации продукции способствовал увеличению прибыли от реализации продукции на 3 965,5 млн. р..

- Увеличение себестоимости продукции привело к потере прибыли в сумме 3 520,1 млн. р..

В целом, прибыль от реализации предприятия увеличилась на 456 млн. р. (почти в 5,7 раз) под воздействием всех перечисленных факторов по сравнению с уровнем прибыли в 2006 году.

Расчет влияния основных факторов на сумму прибыли от реализации за 2007-2008 год можно провести, воспользовавшись следующими данными:

 

Таблица 18 - Исходные данные для факторного анализа изменения прибыли от реализации в 2008г. по сравнению с 2007г., млн.р.

Показатель 2007 2007, пересчитанный на фактический объём продаж 2008
Выручка от реализации продукции (В) 21 967,0 25 921,3 27 646,0
Себестоимость продукции (С) 21 414,0 25 268,7 26 356,0
Прибыль 553,0 652,6 1 290,0

 

Анализ проведём при помощи способа цепной подстановки, последовательно заменяя каждую плановую величину на фактическую, как это было осуществлено при анализе факторов изменения прибыли от реализации в 2008 году по сравнению с ее уровнем в 2007. Для этого необходимо будет воспользоваться следующей таблицей:

 


Таблица 19 - Расчёт условных показателей для определения влияния разных факторов на прибыль от реализации продукции, млн. р.

 

Показатель

Условия расчёта

Порядок расчёта

Сумма прибыли

VРП УД Ц С
2007 2007 2007 2007 2007 В2007 – С2007 = 21 967 – 21 414 553,0
Усл.1 2008 2007 2007 2007 П2007РП = 553 * (7 464,6 / 7 809) 528,6
Усл.2 2008 2008 2007 2007 Ву – Су = 25 921,3 – 25 268,7 652,6
Усл.3 2008 2008 2008 2007 В2008 – Су = 27 646 – 25 268,7 2 377,3
2008 2008 2008 2008 2008 В2008 – С2008 = 27 646 – 26 356 1 290,0

 

После проведения данного расчёта можно определить и размер влияния каждого из ранее названных факторов на величину прибыли:

 

Таблица 20 - Расчёт влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции, млн. р.

Показатель

Влияние фактора

Сумма прибыли

VРП УД Ц С
2007 2007 2007 2007 2007 553,0
Усл.1 2008 2007 2007 2007 528,6
Усл.2 2008 2008 2007 2007 652,6
Усл.3 2008 2008 2008 2007 2 377,3
2008 2008 2008 2008 2008 1 290,0
Расчёт Усл.1 – 2006 усл.2 – усл.1 усл.3 – усл.2 2007 – усл.3  
Значение влияния -24,4 124,0 1 724,7 - 1 087,3 737,0

 

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

- Сокращение объёмов реализованной продукции в 2008 году по сравнению с 2007 г. способствовало уменьшению прибыли на 24,4 млн. р..

- Изменение структуры выпускаемой продукции привело к тому, что прибыль предприятия увеличилась на 124 млн. р..

- Рост цен реализации продукции способствовал увеличению прибыли от реализации продукции на 1 724,7 млн. р..

- Увеличение себестоимости продукции привело к потере прибыли в сумме 1 087,3 млн. р..

В целом, прибыль от реализации предприятия увеличилась в 2008 году на 737 млн. р. под воздействием всех перечисленных факторов по сравнению с уровнем прибыли в 2007 году.

 

Рисунок 3 - Обобщение результатов факторного анализа прибыли от реализации продукции в 2007-2008 году

 

Таким образом, основное влияние на увеличение прибыли предприятия от реализации в 2007-2008 году оказало увеличение среднереализационных цен на продукцию предприятия.

Полученная предприятием прибыль подлежит распределению. При этом выделяют обязательное распределение – уплату в бюджеты Республики Беларусь различных сборов и налогов, а также распределением прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Для проведения данного анализа рассмотрим следующую таблицу:

 

Таблица 21 - Распределение прибыли за 2006-2008 годы

Показатель

2007

2008

Отклонение

Темп роста, %

млн. руб. уд.вес, % млн. руб. уд.вес, % млн. руб. уд.веса,  п.п.
1 Прибыль общая (балансовая прибыль) 467 100 590 100 123   126,34
2 Платежи из прибыли, из них : 306 65,52 185 31,36 -121 -34,17 60,46
а) налог на недвижимость 55 11,78 59 10 4 -1,78 107,27
б) налог на доходы и прибыль 251 53,75 126 21,36 -125 -32,39 50,20
3 Прибыль, остающаяся в распоряжении (стр.1 - стр.2) 161 34,48 405 68,64 244 34,17 251,55
4 Местные налоги, сборы, платежи 25 5,353 0 0 -25 -5,35 0,00
5 Чистая прибыль (стр.3 - стр.4) 136 29,12 405 68,64 269 39,52 297,79
6 Распределенная прибыль, в т.ч.: 0 0 0 0 0 0,00 -
6.1 отчисления в резервный фонд 0 0 0 0 0 0,00 -
6.2 отчисления в фонд накопления 0 0 0 0 0 0,00 -
6.3 отчисления в фонд потребления 0 0 0 0 0 0,00 -
6.4 направлено на иные цели 0 0 0 0 0 0,00 -
7 Нераспределенная прибыль (стр.5 - стр.6) 136 29,12 405 68,64 269 39,52 297,79

 

Из таблицы видно, что в 2007 году наибольший удельный вес в балансовой прибыли составляли налоги и платежи из прибыли – 65,52 %. Кроме того, из прибыли предприятия уплачивались местные налоги и сборы, так что уровень чистой прибыли в общей прибыли предприятия составил 29,12 %. В результате чистая прибыль составила только 136 млн. р.. В 2008 году произошло сокращение налогов, уплачиваемых из прибыли – на 121 млн. р. (или на 39,54 %), а также местных налогов – на 25 млн. р.. В результате чистая прибыль предприятия увеличилась не на 123 млн. р. (это прирост общей прибыли за 2008 год), а на 269 млн. р. или на 197,79 %. В результате уровень чистой прибыли в общей прибыли предприятия вырос с 29,12 % в 2007 году до 68,64 % в 2008 году соответственно.

Изучение данных приведенной таблицы также показывает на то обстоятельство, что прибыль предприятия не распределялась ни в фонд потребления, ни в фонд накопления, ни по иным направлениям. В результате величина нераспределенной прибыли возросла со 136 до 405 млн. р. или на 197,79 %.

Таким образом, подведение итогов позволяет сделать вывод, что в 2007 году общая прибыль составила 467 млн. р.. При этом основной вклад в данный показатель был внесен прибылью от реализации, которая составила 553 млн. р.. В 2008 году общая прибыль увеличилась существенно меньше – только на 123 млн. р., составив 590 млн. р.. При этом данное увеличение произошло преимущественно благодаря увеличению прибыли от реализации, которая выросла с 553 до 1 290 млн. р. или почти в 2,33 раз. Исследование факторов, оказавших влияние на изменение прибыли от реализации, позволило сделать вывод, что основным фактором, способствовавшим увеличению прибыли от реализации, явилось увеличение цен на продукцию предприятия – в 2007 году за счет этого фактора прибыль от реализации увеличилась на 3 965,5 млн. р., в 2008 году – на 1 724,7 млн. р.. Сокращению прибыли от реализации способствовало увеличение себестоимости реализованной продукции – в 2007 году на 3 520,1 млн. р., в 2008 году – на 1 087,3 млн. р. соответственно. Анализ распределения прибыли при этом показал, что чистая прибыль предприятия после уплаты налогов не распределялась, так что величина нераспределенной прибыли возросла со 136 до 405 млн. р. или на 197,79 %.

 




2020-03-17 137 Обсуждений (0)
Анализ показателей прибыли предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ показателей прибыли предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (137)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)