Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I . Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты



2020-03-17 333 Обсуждений (0)
I . Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава I. Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты

Глава II. Закономерности влияния методов воспитания и ценностей, прививаемых в частных школах, на внутреннюю и внешнюю политику Великобритании в XIX в.

Заключение

Список использованной литературы

 


 

Введение

 

Влияние частных школ (Public Schools) на политическую жизнь Великобритании вытекает из самой сути этих учебных заведений.

Основной целью британских частных школ была подготовка личности, способной служить обществу и государству, а так же формирование культуры демократических отношений, как черты этой личности. Назначение частных школ общество видело именно в воспитании людей, способных по своим моральным качествам и уровню образования занимать ответственные должности и участвовать в общественной жизни страны, формируя ее политическую элиту.

Частную школу часто сравнивали с первым клубом, в который вступает мальчик, и это не лишено смысла, потому что образование «в правильном месте» считалось залогом успешной карьеры в будущем, причем школа здесь - не менее важное звено, чем университет.

Многие британские частные школы изначально создавались, как учреждения для подготовки к поступлению в определенный университет. Например, Винчестер был основан для подготовки к поступлению в Оксфорд, а Итон был основан для подготовки юношей к последующему поступлению в Кембриджский университет. Следовательно, чтобы поступить в элитный университет, обеспечивающий высокий старт в самостоятельной жизни - следовало быть выпускником элитной школы. Кроме того элитное образование, прививающее традиционные аристократические ценности было единственным шансом для буржуазии повысить социальный статус своих детей, потому что любое наследство было не в состоянии дать юноше статус, сравнимый со статусом выпускника Итона.

Цель этого исследования: показать, какие принципы воспитывались в учениках частных школ, какое мировоззрение им прививалось, и как это отразилось на последующей жизни тех из них, кто мог проявить свое мировоззрение в политических решениях. Кроме того необходимо проследить - как много было выпускников частных школ среди британской политической элиты, каких именно школ, и повлияло ли то и другое на политическую ситуацию рассматриваемого периода. Задачи, которые необходимо выполнить для достижения цели работы - проанализировать механизмы, с помощью которых осуществлялось воспитание в частных школах, восстановив их по документам, говорящим о состоянии школ на XIX век, а так же по воспоминаниям учеников. Сформулировать принципы, прививаемые молодым людям в целях воспитания из них джентльменов, а затем, изучив биографии выпускников, отследить эти принципы в действии.

Большинство литературы, где есть информация по этой теме - на английском языке. Это касается и литературы непосредственно о частных школах и литературы, в которой можно найти проявления влияния воспитания, полученного в частных школах, на политиков рассматриваемого периода.

Достаточно много литературы, посвященной непосредственно частным школам, особенностям образования, которое получали в их стенах, реформированию школ в середине XIX века. Практически везде отмечается роль воспитания, полученного юношами, в их дальнейшей жизни и важность самого образа частных школ для британского общества. Нужно отметить, что освещение вопроса в английской литературе неравномерно. Например, книг, посвященных Итону, или написанных его учениками значительно больше, чем книг о любой другой частной школе. Встречается достаточно литературы, освещающей определенный аспект жизни частных школ, например телесные наказания, или Кларендонскую комиссию. Отдельно надо выделить мемуары учеников и книги, посвященные выдающимся директорам школ, например Томасу Арнольду.

На русском языке так же есть статьи, посвященные частным школам, и этому явлению уделено внимание в некоторых масштабных работах по образованию в Великобритании. Однако отсутствие большого количества литературы, посвященной непосредственно образованию в Великобритании, что компенсируется достаточным количеством книг о британской культуре в общем, в которых есть информация, дающая общее представление о роли частных школ в жизни Британского общества. В наше стране всплеск интереса к этой теме был на рубеже XIX и XX веков и возрос в последнее время, в связи со своеобразной модой на викторианство.

Если говорить о литературе, где освящен вопрос о судьбе выпускников паблик скулз, то есть об английской аристократии, то сведения о жизненном пути выпускников частных школ можно получить из литературы, посвященной политической истории Великобритании.

О ценностях, которые воспитывались в частных школа и о методах, которыми это делалось, можно узнать из художественной литературы, где частные школы являются местом действия, а их ученики - главными героями. Самая известная такая книга - это «Школьные годы Томаса Брауна» писателя Томаса Хьюза, повествующая о жизни в Рагби, или книга «The Hill» Горация Вейхолза, герои которой воспитываются в Харроу.

Изучение влияния воспитания в частных школах на политическую жизнь Великобритании интересно именно потому, что главной их целью было воспитание и подготовка будущей элиты страны, в том числе политической. Это исследование наглядно покажет влияние системы частных школ в действии на отдельных выпускников и на все британское общество в целом.

 


 

I . Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты

 

В частных школах всегда уделялось значительно больше внимания воспитанию юношей, чем их образованию. Этому находилось много как объяснений, так и оправданий. Не говоря о том, что частные школы, являясь пансионами, не только исполняли роль образовательного учреждения, но и заменяли юношам родителей. Именно в девятнадцатом веке, на пике колониального могущества Великобритании, частные школы-пансионы приобрели особое значение, давая людям, служащим в колониях, далеко от дома, уверенность, что дети получат классическое образование в британских традициях.

О британских традициях в связи с частными школами любили говорить и в парламенте. Во время обсуждения отчета Кларендонской комиссии, учрежденной в 1861 году для инспектирования и последующего реформирования частных школ, звучало очень много возражений по поводу вмешательства в учебный план и образовательную политику частных школ. Так происходило именно потому, что автономия паблик скулз сама по себе являлась многовековой традицией, а так же своеобразной привилегией, подчеркивающей их элитарность и демократический дух, царящий в этих заведениях.

Сэр Стаффорд Норткотт, который сам был выпускником Итона, говорил, отвечая на критику Кларендонской комиссии: «Любое законодательство должно иметь дело исключительно с управлением и финансами школ, избегая контроля над учебным планом. Парламент не должен иметь дело непосредственно с субъектами исследования или управления в школах. Это государственные учреждения, которые имеют большое влияние на формирования национального характера; и не только это, но они сами - продукт национального самосознания британца». Кроме того Норткотт отмечал, что европейские стандарты обучения не должны влиять на развитие британских юношей, что тоже демонстрирует, насколько были важны частные школы для британцев, в том числе как своеобразная демонстрация идентичности.

Приоритет воспитания перед образованием признавался и на континенте. Немецкий профессор Людвиг Адольф Визэ (Ludwig Adolf Wiese) отмечал в своем труде «Deutsche Briefe über englische Erziehung» (1877) - «Как учебные заведения наши гимназии выше английских общественных школ, но воспитание, получаемое в последних, надо считать много лучшим, так как оно лучше готовит к обязанностям жизни». Да и многие выдающие английские педагоги, например Джеймс Селли, разделяя понятия воспитания и образования, уделяли первому гораздо больше внимания в своих трудах.

В чем же это воспитание состояло, и, самое главное, что было его целью? Сделать воспитанника «смелым, полезным, правдивым англичанином, и джентльменом, и христианином», как говорится в самом популярном романе о частных школах? Что же это значило на практике?

Воспитание в частных школах состояло из нескольких обязательных элементов, влияющих на формирование личности ученика. Школы могли отличаться по социальному составу учеников и акцентировать внимание на разных ценностях, но несколько моментов всегда остаются неизменными: самоуправление, классическое образование, корпоративность.

Самоуправление в частных школах - это не только их независимость от государственных структур, но и важная черта жизни воспитанников.

Во-первых, по большому счету, паблик скулз были из тех школ, где и досуг, и успеваемость учеников зависели преимущественно от них самих. Британцы всегда ценили эту черту в своих частных школах. Они противопоставляли ее всеобъемлющему контролю над учениками в континентальных школах, и более всего частные школы противопоставляли апогею контроля - иезуитским колледжам. Действительно, у воспитанников частных школ всегда было время, когда они были предоставлены только сами себе, часто юноши жили в отдельных корпусах без присмотра воспитателей, но, даже если воспитанники жили с учителями под одной крышей, им всегда оставляли личное пространство. В начале века в некоторых случаях это даже принимало черты безразличия, когда мальчиков могли оставлять на ночь без присмотра вообще, например, заперев их в общей спальне на несколько десятков человек.

Успеваемость и качество образования юноши зависело только от его самостоятельных упражнений или занятий с тьютором, так как на уроках в основном проверяли домашние задания, и не выделяли времени на изучение нового материала. Свое прекрасное образование Гладстон получил именно благодаря самостоятельным упражнениям, и своими учителями считал Данте, Святого Августина, Аристотеля и Батлера, причем первых двух не было в программе.

В период, когда частные школы, какими мы их знаем, только формировались, личная свобода часто использовалась учениками для простых и понятных каждому мальчишке целей - для шалостей. Будущие джентльмены любили, например, кидаться сырыми яйцами в нелюбимых учителей, блокировать двери в сложных переходах старинных зданий, издеваться над однокашниками.

Только в школах, где ученики чувствовали себя полноправными участниками общественной жизни, они могли бунтовать против тех, кто оспаривал это их право - быть субъектом воспитательного процесса, а не его объектом. Например, в Итоне, в эпоху директорства Джона Кита (начало XIX века), славившегося своими жесткими методами и автократичностью, известна целая серия ученических бунтов. Причем общество, видя ситуацию, в которую попали воспитанники, публично осуждало поведение директора, беспокоясь именно о том, что постоянные унижения и неумеренная порка могут помешать формированию в юноше джентльмена.

Однако необходимость с достоинством вынести публичную порку была, по устоявшемуся мнению, отличным упражнением для выработки характера, и вообще никогда не мешала воспитательному процессу. Поэтому не только за бунты, но и за более повседневные провинности воспитанников частных школ пороли даже тогда, когда этот вид наказания давно был отменен даже в исправительных учреждениях для несовершеннолетних. В каком-то смысле жестокая дисциплина учила нести ответственность за свои проступки и готовила к тому, что за высказывание своего мнения можно дорого поплатиться, и достаточно показательно то, что учеников это не останавливало. Многие отмечали, что частные школы учили не столько письму и языкам, сколько искусству отстоять свое мнение, не вылетев при этом из школы.

Но, наверное, самое яркое проявления самоуправления, а именно саморегуляции учеников - это система фаггинга (fagging). Суть его до середины XIX века состояла в том, что младшие ученики, фаги, прислуживали старшим - шестому классу (выпускному) и почти всем пятиклассникам под давлением авторитета или под страхом побоев. Это явление напоминало дедовщину - повинности фагов заключались в чистке одежды и обуви старшеклассника, приготовлении обеда, поднесении горячей воды и прочих обязанностях в духе камергерства. Нетрудно предположить, что такого рода явление не могло не отразиться на формировании характера мальчика. С одной стороны постоянные побои и общая атмосфера бесконечного напряжения могли сломать психику, с другой стороны умение подчиняться старшим, сохранив лицо перед сверстниками и, чуть позже, умение управлять младшими - качества явно небесполезные для воспитанников.

Во взрослой жизни они, скорее всего, оказались в похожей ситуации (например, в армии, где надо одновременно подчиняться и командовать, или в любой другой государственной структуре, или в партии), и опыт, приобретенный в школе, был, наверняка, очень кстати.

Однако в середине XIX века, когда пришло время активного реформирования образования, явление фаггинга усложнилось.

Это связано, прежде всего, с именем Томаса Арнольда, бывшего с 1827 по 1842 год - до самой смерти - директором школы Рагби, и известного именно своими реформами учебного процесса, которые были не только проведены в Рагби, но и переняты другими частными школами. Теперь у старших учеников помимо власти над младшими появились и обязанности по поддержанию порядка. Шестиклассники имели право наказывать младших за проступки, но не в качестве демонстрации власти или для поддержания авторитета, а ради дисциплины. Теперь система фаггинга окончательно перешла в разряд системы самоуправления. Старшие были ответственны за поведение всех остальных учеников.

Таким образом, мы видим, что жизнь в частных школах отлично готовила к жизни в обществе, где только от личных усилий зависит успех или неудача, где отношения с окружающими и властью - сложны и многогранны, и где, что немаловажно, придется руководить и нести ответственность за других. А это - одна из отличительных особенностей привилегированного класса.

Классическое образование - следующее, что нужно отметить в системе частных школ. Собственно говоря, на протяжении всего XIX века (и даже позже) образование в британских частных школах оставалось классическим, то есть делающим акцент на античной литературе и изучении латыни и греческого языка, несмотря на введение в середине века в программу естественнонаучных предметов и современных языков.

Знание классических языков и классической литературы было главным, что давало образование в частных школах. Обучение языкам представляло собой чтение и разбор греческой и латинской классики (Гомера, Вергилия, Горация и пр.), а также чтение наизусть определенного количества строк оттуда. В книге Мижуева «Очерк развития и современного состояния среднего образования в Англии» приводятся такие данные о расписании в частных школах: в Итоне классическим языкам отдавалось пятнадцать уроков в неделю, в Харроу - семнадцать, а в Мерчант-Тейлорз - четырнадцать.

Классике уделялось так много времени по нескольким причинам:

Во-первых, считалось, что без глубокого понимания классического наследия невозможно освоить в полной мере более позднюю литературу, искусство и языки. Вся более поздняя европейская культура считалась преемником античной, а значит, первое, что нужно изучить - это именно ее, и это единственная достойная база для либерального образования. Автор памфлета «Оправдание системы образования в Итоне и рассмотрение возможностей ее развития» указывает, что изучение античных авторов и упражнения на сочинение собственных текстов призваны показать ученикам красоту языка, и, что немаловажно - познакомить их с оригиналами классических авторов, из мыслей которых вытекает вся последующая западноевропейская культура. Классика была синонимом цивилизации.

Чтобы понять, почему нация для воспитания своей будущей элиты выбирала именно классическое образование, нужно понять не только почему оно хорошо, но и почему отказывались от того, чему не уделяется много внимания в концепции классического образования - науки, современной истории, языков и литературы.

Наука, в понимании викторианской аристократии, была слишком «практична». Дело в том, что она, как минимум, была слишком антирелигиозна, а образование в частных школах всегда позиционировалось, как религиозное. Но важнее то, что наука, как основная причина научно-технического прогресса, прочно ассоциировалась с «прямым» заработком - предпринимательством, вульгарными промышленниками, заводами, шумом станков и прочими вещами, «грязноватыми» для настоящего джентльмена. То же самое относилось и к общественным наукам или биологии, - профессии вроде юриста или медика тоже были слишком буржуазными, чтобы давать наследникам аристократии их основы.

Таким образом, классическое образование было отличным инструментом формирования у юношей мировоззрения, характерного для аристократии, типичных ценностей и приоритетов, понятия о том, как нужно жить, и, что не менее важно - как жить не следует. С учетом всего этого - частные школы оказывались прекрасными учебными заведениями для будущих политиков, военных, государственных служащих и прочих людей, чья профессия была традиционным занятием аристократии и дворянства.

А вот от того, чтобы быть промышленником или предпринимателем, частная школа должна была оттолкнуть. То есть, юношей готовили скорее не заниматься профессией, а занимать должность, получая доход из других источников.

Это отражалось на социальном составе воспитанников. До-викторианские школы практически учили только детей дворян и аристократии, «городских» мальчиков было не больше пары человек в классе. Но с течением времени их количество росло, в том числе потому, что элитное образование, прививающее традиционные аристократические ценности, было единственным шансом для буржуазии повысить социальный статус своих детей. Любое наследство было не в состоянии дать юноше статус, сравнимый со статусом выпускника Итона. Таким образом, вопрос престижа и положения в обществе становился важнее вопроса практичности, даже для деловых кругов, многие достаточно известные для своего времени бизнесмены были выпускниками частных школ.

Сами промышленники и предприниматели осознавали, что во многом вопрос о естественных науках в программе - это вопрос престижа их положения в обществе, но, к сожалению, сильно повлиять на процесс у них не вышло.

Но, если говорить о нехватке в классической программе современных языков и естественных наук, то надо отметить, что этой проблеме с середины века стало уделяться больше внимания - расширение программы имело место и в деятельности Томаса Арнольда, директора школы Рагби, и отражалось в требованиях Кларендонской комиссии. К концу века эти предметы действительно прочно поселились в учебном плане даже аристократического Итона, но главную роль также продолжали играть классические дисциплины.

Последняя черта частных школ, которую нельзя оставить без внимания - это их корпоративность.

Стремление заставить юношей почувствовать свою общность, принадлежность к одной группе, не сразу стало осознанной политикой руководства частных школ. В начале века, когда большинство школ не имело достаточно новых зданий, чтобы комфортно разместить учеников, отдельных или хотя бы двухместных спален, большинство селилось в многоместных спальнях. В Итоне такая зала называлась «Длинная спальня» и там размещали несколько дюжин учеников. Такие помещения обычно не отапливались, и выпускники часто вспоминают о сквозняках и замерзшей воде в умывальниках.

В начале века тесное совместное проживание учеников и учеников с учителями - чуть ли не единственное, чем на деле обеспечивался корпоративный дух частных школ. Многие из тех, кто окончил частную школу до середины века, вспоминают чувство одиночества и неприкаянности.

Однако в середине века положение изменилось, когда, наконец, начали воплощаться в жизнь давно назревавшие реформы образования, и жизнь в частных школах начала во всех отношениях оживляться. Приобрели популярность спортивные игры, которые, в основном, подразумевали командные состязания. Это сплачивало учеников и школу в целом, прививало мальчикам достаточно полезные ценности.

Игра в команде сама по себе прививает корпоративный дух, за счет того, что группе юношей приходится решить общие задачи. Также она выявляет лидеров и в очередной раз заставляет мальчиков примерять на себя роли руководителей и подчиненных, причем, в отличие от фаггинга, к примеру, капитан спортивной команды учится управлять людьми, равными ему по статусу. Играя за группу, юноша привыкает действовать не ради личного результата, а именно в интересах своей группы, отстаивает ее честь, что в будущем проецируется на любой социальный конструкт, частью которого он является, к примеру, на политическую партию или сословие.

В случае если команда добивается определенных успехов, ее члены привыкают гордиться не просто своими физическими достижениями, но принадлежностью к определенной группе. При этом позднее, когда спортивные игры стали традиционными (Итонский пристенок, например) само участие в них становится привилегированным, и одной из главных задач юноши становится задача не уронить статус команды, в которую он вступил. И опять это в будущем проецируется на миссию держать на высоком уровне престиж аристократического класса, к которому он принадлежит. Логика участия в таких командных играх подсказывает юноше, что его личный статус растет вместе со статусом группы, к которой он принадлежит, а эта идея - очень важная для будущего представителя аристократии.

Не случайно во второй половине XIX века особенно спортивной школой стал Итон, самая аристократичная из всех частных школ. Во времена директорства Эдмунда Уарра с 1884 - 1905гг. спорт стал центром жизни Итона.

В частных школах во второй половине века все больше культивировалось уважение к школьным традициям, школьной символике, как показателю элитарности. Почти все школы к тому времени обзавелись собственной униформой.

Преданность школе была теперь не только данью уважения alma mater, но еще и выражением преданности своему сословию, о чем позаботились в законе 1868 года, ужесточив отбор учеников. То, что принадлежность к частной школе - это принадлежность к привилегированному сословию, всячески демонстрировалось. Кроме принадлежности к сословию демонстрировалась принадлежность к стране. Британия нуждалась в людях, которые поддержат ее колониальную политику «права она или нет», и в особенности - таких людей привилегированного класса. Викторианский период вообще - это время, когда набирают вес корпоративные ценности.

Кроме этого сами юноши понимали, что обучение, которое они проходят, сделает их особенными во взрослом мире - правильно воспитанными, особым образом образованными и, скорее всего, они ощущали себя теми, кого ждет незаурядная судьба.

На великие свершения юношей стимулировало еще и то, что в их жизни в частной школе было достаточно много соревновательной составляющей, даже если не брать в расчет спорт. В школах существовали клубы, где дебатировали на исторические и современные политические темы, причем такие клубы существовали, по крайней мере, в Итоне, еще в начале XIX века, и многие воспитанники отмечают влияние этих собраний на их характер и развитие политических взглядов. Кроме этого во все времена воспитанники частных школ учились выступать публично. Это проявлялось как в ответах перед классом, так и в более масштабных выступлениях, за лучшие из которых даже назначали особые награды. Если обратить внимание на отзывы об итонцах, например, как о спикерах в парламенте, то о них пишут, как об отличных и эффективных ораторах. И, наоборот, о членах партии, получивших домашнее образование, вспоминают как о людях, нечасто выступающих с речами.

Стоит разобраться, почему система частных школ использовала именно те методы воспитания, которые были рассмотрены выше. Исходя из проанализированного материала, можно сказать, что образование в британских частных школах имело несколько целей:

)   Привить юношам уважение к традициям, прошлому и устоявшимся авторитетам, патриотизм.

)   Воспитать в юношах корпоративный дух, осознание того, что они принадлежат к одной социальной группе.

)   Воспитать в юношах осознание того, что они принадлежат к привилегированному классу.

)   Привить юношам определенный образ жизни, связанный скорее со служением государству и своему классу, чем с работой на себя и прямым заработком.

)   Воспитать в юношах умение руководить и умение подчиняться как правилам, так и начальству.

)   Привить юношам чувство собственного достоинства, за счет их принадлежности к привилегированному классу, чьи привилегии и свободы освящены традициями.

)   Привить юношам христианские ценности.

)   Воспитать в юношах привычку иметь собственное мнение и умение его отстоять.

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что частные школы играли в британском обществе очень важную роль. Они не позволяли новым поколениям британской элиты, консервативной по своей сути, воспринять развивающиеся в Европе капиталистические ценности и становится частью новой экономической системы. Традиционной Великобритании нужны были лидеры с традиционными ценностями. В середине века частные школы, изначально располагавшиеся в городе, начали специально выносить за городскую черту, подальше от мешавших воспитательному процессу заводов, предпринимателей и прочей городской индустриальной суеты. Например, школа Чартерхауз переехала за город, в Сари-хилз.

Вся британская культура того времени была традиционной и анти-индустриальной, и частные школы помогали обществу сохранять себя таким, какое оно есть.

 



2020-03-17 333 Обсуждений (0)
I . Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I . Воспитание в частных школах, как формирование будущей политической элиты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (333)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)