Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса.
Госудаврственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Борисоглебский политехнический техникум МАТЕМАТИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
2013 г. ВВЕДЕНИЕ Методические указания составлены в соответствии с рабочими программами по дисциплине: «Математика» по специальностям: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» Методические указания предназначены для помощи студентам СПО при самостоятельном освоении материала по некоторым разделам высшей математики и последующим выполнении контрольной работы. Содержит теоретическую информацию, необходимую для формирования необходимых умений при решении задач контрольной работы, а также примеры решения типовых задач контрольной работы. В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить одну контрольную работу. Цель контрольной работы - определение уровня теоретической и практической подготовки студентов к самостоятельной и исследовательской работе. Задачи контрольной работы находятся в полном соответствии с целью и заключаются в следующем: § систематизация, закрепление и расширение полученных студентами теоретических и практических знаний по математике; § развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении разрабатываемых в контрольной работе проблемных вопросов; § более глубокое изучение определенных разделов курса, которые в ходе занятий рассматривались лишь в ограниченной степени. Контрольная работа выполняется письменно, содержательно, индивидуально; следует руководствоваться образцом выполнения заданий, предложенным в пункте 2.2.1. Поименные работы сдаются преподавателю на отдельных листах или в тетради. Необходимо указывать вариант контрольной работы. Контрольная работа представляется к рассмотрению в случае выполнения всех заданий контрольной работы. Зачтенной считается контрольная работа, если все задания выполнены без ошибок и без существенных замечаний.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Содержание курса Линейная алгебра знать: основные понятия теории матриц и определителей; понятие определителя, виды определителей; правила вычисления определителей; алгоритм решения систем линейных уравнений методом Гаусса; уметь: производить операции над матрицами; производить вычисление определителей; решать системы линейных уравнений.
Исследование операций знать: сущность линейного программирования; алгоритм составления моделей задач линейного программирования; алгоритм решения простейших задач линейного программирования геометрическим и табличным С-методом; уметь: составлять модели задач линейного программирования; находить оптимальный план решения задачи линейного программирования геометрическим и табличным С-методом. Элементы теории вероятностей, комбинаторики и математической статистики знать: понятия: событие, частота и вероятность появления события, совместные и несовместные события, полная вероятность; теорему сложения вероятностей; теорему умножения вероятностей; основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний; способы задания случайной величины; определения непрерывной и дискретной случайных величин; закон распределения случайной величины; определение математического ожидания, дисперсии дискретной случайной величины; среднее квадратичное отклонение случайной величины; уметь: находить вероятность в простейших задачах, используя классическое определение вероятностей; решать задачи с применением теоремы сложения вероятностей для несовместных событий; решение задач на перебор вариантов; строить ряд распределения случайной величины; находить математическое ожидание и дисперсию случайной величины по заданному закону ее распределения; находить среднее квадратичное отклонение случайной величины. Методические рекомендации по изучению курса Контрольная работа, предлагаемая в данном пособии в десяти вариантах, подразумевает выполнение следующих заданий: 1. Решение системы линейных уравнений методом Гаусса 2. Вычисление определителя четвертого порядка 3. Решение задачи линейного программирования геометрическим и табличным симплексными методами 4. Решение задачи теории вероятности (математической статистики) Примеры решения типовых задач
Задание №1 Решить систему линейных алгебраических уравнений методом Гаусса.
Дана система линейных уравнений:
Решение.
Для решения системы методом Гаусса необходимо выписать расширенную матрицу коэффициентов системы уравнений:
Далее требуется привести матрицу к ступенчатому виду. Ступенчатой матрицей будем считать квадратную матрицу, если все элементы выше или ниже главной диагонали нулевые.
Тем самым образно получается ступень из нулей, а матрица считается приведенной к ступенчатому виду. Нашу матрицу для удобства перепишем так, чтобы третья строка была на месте первой строки. Делаем мы это с целью упрощения процесса приведения.
Итак, получим матрицу:
Для того чтобы получить нули, в первом столбце начиная со второй строки, мы умножим первую строку на и прибавим её соответственно ко второй, третьей и четвертой строкам поочередно.
Получим матрицу:
Если для получения нулей во втором столбце использовать вновь первую строку мы потерям нули в первом столбце. Значит, необходимо использовать вторую строку. Вторую строку матрицы умножим на и прибавим её к третьей строке, предварительно умноженной на ; также вторую строку мы умножим на и прибавим её к четвертой строке, предварительно умножив её на .
Получим матрицу:
Нам осталось получить ещё один ноль в третьем столбце, и матрица будет считаться приведенной к ступенчатому виду, так как, начиная со второй строки, в каждой последующей строке будет на один ноль больше, чем в предыдущей. Третью строку мы умножим на , четвертую умножим на , затем прибавим третью строку к четвертой.
Получим матрицу:
Таким образом, мы привели матрицу системы к ступенчатому виду; система подлежит дальнейшему решению. Как видно, первый столбец матрицы отвечает за переменную и так далее, последний столбец – за столбец свободных членов системы.
Начнем обратный процесс:
Из последнего уравнения видно, что .
Подставим полученное значение последней переменной в третье уравнение системы. Получим: .
Аналогично получим: . Для самопроверки следует подставить полученные значения в каждое уравнение системы. Если получим верные равенства, то задание выполнено правильно, в противном случае следует искать ошибку. Задание выполнено.
Ответ: 1, 2, 3, 4. Примечание. Иногда, встречаются системы уравнений, в которых итоговая ступенчатая матрица системы содержит в последней строке все нули, кроме элемента, соответствующего свободному коэффициенту системы. Такие системы не имеют решений. Также бывают случаи, когда после приведения матрицы системы к ступенчатому виду последнее уравнение системы всё же будет содержать более одной переменной, тогда система будет иметь бесконечное множество решений. Данные задания мы рассматривать не будем.
Задание №2
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |