Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией



2020-03-17 313 Обсуждений (0)
Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Литература для подрастающего поколения в совокупности составляющих ее произведений исторически представляют собой сложное по нравственно-эстетическим параметрам, значительное по объему единство, опирающееся на прогрессивные традиции устного народного творчества и классической литературы, отечественной и зарубежной.

В детской литературе в первый период ее существования в России преобладали воспитательные и образовательные функции. Детская литература - это те произведения, которые создаются писателями для подрастающего поколения. Будучи педагогически целенаправленной, детская литература не должна рассудочно, назидательно сужать рамки художественного исследования действительности. С таким ограниченным пониманием специфики детской литературы боролись революционные демократы-критики, впоследствии их традиции продолжили М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие. В 20-е годы началось утверждение новой нравственно-эстетической позиции детских писателей. Они старались быть не «над» ребенком, не в стороне от него, а рядом, в собеседовании, в содружестве. Соответственно изменялся и уровень изображения действительности: уходила камерность, замкнутость в детском мирке, перед ребенком раскрывались двери в большой мир. И как закономерность - появление нового героя - ребенка, обладающего чертами социальной активности [24, c. 16].

Все они объединяются гуманной мыслью о необходимости добра и дружбы, воспитывают у детей светлое и поэтическое отношение к животному миру.

Вопрос об ознакомлении детей со стихотворениями должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В.Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве [28, c. 7].

Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет интерес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утреннике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача воспитателя - вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель - запомнить.

Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихи так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.

Если детям предоставляется возможность самим разобраться в содержании стихотворения, они не всегда справляются с этим и часто не осознают смысл [31, c. 14].

Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе и др.). При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:

. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.

. Учить детей читать стихи выразительно.

Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художественную форму [28, c. 11].

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем - его выразительного чтения.

Большой эффективностью в ознакомлении детей с поэзией отличается проведение комбинированных занятий.

Воспитатели и методисты разрабатывают и совершенствуют спецкурсы и факультативы по интегрированию литературы и изобразительного искусства, составляют сценарии к музыкально-литературным композициям. Особый интерес представляет комбинированное занятие-есениниана, состоящее из комплекса элементов: урока-эссе, урока-концерта, урока-викторины и урока-музея.

Занятие-есениниана - новая форма обучения, нетрадиционная с точки зрения академической методики, но именно она наилучшим образом подходит к специфическим условиям дошкольного учебного учреждения. Занятие в свободном жанре Есенинианы позволяет автору-педагогу использовать ресурсы аудивизуальных средств, в полной мере задействовать немногочисленный коллектив ребят, дать каждому индивидуальное задание в зависимости от интересов и способностей.

В подготовке занятия-есенинианы главную роль играют не последовательность и содержательность фактологических и источниковедческих сведений, а эмоционально-психологические виды и средства обучения, влияющие на интеллектуальное, нравственное развитие ребенка: впечатления, ассоциации, раздумья, возникшие в результате знакомства с поэзией С. Есенина. Готовя такой урок, воспитатель не претендует на подробный анализ лирики С. Есенина, на исчерпывающий рассказ о его творческом пути. Целью становится эмоционально-личностное воздействие на сознание дошкольников, стремление пробудить или упрочить их интерес к великому поэту, его человеческой судьбе, его творениям, наконец, к литературе как предмету и виду искусства. Комната или актовый зал временно превращается в театр или музей: стена - экран, место у стены - сцена, стулья расставлены полукругом, дети становятся зрителями или посетителями, воспитатели - ведущими или экскурсоводами.

В Главе 2 нами предложен фрагмент методической разработки проведения занятия-есенианы.

Следует также отметить, что на подобные мероприятия целесообразно собирать не только детей, но и их родителей, чтобы продемонстрировать интерес взрослых данному мероприятию, что будет служить своего рода примером для детей старшего дошкольного возраста.

 



2020-03-17 313 Обсуждений (0)
Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Литературоведческие основы проблемы ознакомления детей с поэзией

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)