Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина



2020-03-17 304 Обсуждений (0)
Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для изучения особенностей восприятия и понимания поэтических произведений нами было проведено исследование в подготовительной группе детского сада № 2 общеразвивающего вида поселка Вершино-Дарасунского Тунгокоченского района Забайкальского края. В исследовании принимали участие 25 детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Исследование проходило в несколько этапов:

этап - констатирующий

этап - формирующий

этап - контрольный

На 1 этапе проводилась диагностика особенностей восприятия поэтических произведений С. Есенина детьми в возрасте 6-7 лет.

В основу разработанной нами методики, направленной на диагностику уровней восприятия и понимания поэтических произведений Есенина в группе старших дошкольников, легла классификация Н.Д. Молдавской [41, стр. 10], согласно которой детям в возрасте 6-7 лет свойственны четыре уровня восприятия: 1) фрагментарный уровень, 2) констатирующий уровень, 3) уровень ''героя'', 4) уровень ''идеи''.

По каждому уровню выделены (по нарастающей) характерные черты. Первый уровень восприятия старшими дошкольниками поэтических произведений характеризуется тем, что у детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами.

Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить.

Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к тексту произведения дети, находящиеся на фрагментарном уровне восприятия, или вовсе не справляются с заданием, или ставят один - два вопроса, как правило, к началу текста.

В связи с этим по данному уровню, нами выделены следующие показатели:

. Эмоционально точная реакция на произведение

. Внимание к деталям

На втором уровне также выделяется точная эмоциональная реакция, дети способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей. Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом.

При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону.

По данному уровню нами выделены такие показатели, как:

. Легкость восстановления последовательности событий

. Определение мотивов поведения персонажей с ориентацией на житейское представление

На третьем уровне читатели отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением, они способны воссоздать образ на основе художественных деталей.

В произведении их интересуют, прежде всего, герои. Дети верно определяют мотивы, последствия поступков персонажа, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступок. При специальных вопросах взрослого они могут определить авторскую позицию. Обобщение не выходит за рамки конкретного образа.

При постановке вопросов к произведению у детей данной группы преобладают вопросы на выявление мотивов поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей.


 

И в связи с этим нами выделяются такие показатели, как:

. Понимание связи событий.

. Способность соотносить изменение своих чувств с конкретными событиями.

На высоком, четвертом, уровне старшие дошкольники способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму. Они обладают развитым воображением, любят перечитывать текст, размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначение того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа.

При самостоятельном чтении и постановке вопросов к тексту читатели данной группы способны увидеть основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

На основании этого нами выделены такие показатели, как:

. Способность увидеть авторскую позицию.

. Обобщение содержания прочитанного произведения.

Наличие каждого последующего признака ставит ребенка на более высокий уровень восприятия и понимания поэтического произведения.

Для выявления наличия того или иного уровня восприятия и понимания поэтических произведений у испытуемых, каждому ребенку предъявлялось три произведения С. Есенина («Береза», «Вечер как сажа…», «Колокол дремавший…»).

После прослушивания каждого стихотворения, ребенку предлагалось ответить на ряд вопросов по каждому произведению, вопросы (Приложение 1) составлялись, так же с опорой на классификацию Н. В. Молдавской, то есть, каждый вопрос отражает наличие того или иного признака, из перечисленных выше. За каждый положительный ответ ребенку начислялся один балл, в заключение баллы суммируются.

Уровень восприятия художественного произведения определялся в соответствии со следующей шкалой оценивания:

-2 балла - низкий уровень (фрагментарный);

-4 балла - средний уровень (констатирующий);

-6 баллов - высокий уровень (уровень ''героя'');

-8 баллов - очень высокий уровень (уровень ''идеи'').

В результате констатирующего этапа эксперимента выявлены следующие показатели в группе испытуемых старшего дошкольного возраста:

В контрольной группе низкий уровень восприятия лирических произведений имеют 67% детей, средний - 33% детей, в экспериментальной группе 57,9% детей имеют низкий уровень восприятия лирических произведений, 42,1% - средний уровень, высокий и очень высокий уровень восприятия не выявлен ни в контрольной, ни в экспериментальной группе (Приложение 1).

Данные показатели свидетельствуют о том, что в данной группе старших дошкольников при восприятии лирических произведений ни один ребенок не смог увидеть авторскую позицию, эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму, дети не умеют обобщать сюжет, размышлять над прочитанным, понимать связи событий, соотносить изменение своих чувств с конкретными событиями.

Для них характерно восприятие на констатирующем и чаще на фрагментарном уровне. То есть у детей в данной группе либо отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и достаточно точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными событиями, описанными в произведении. Воображение развито слабо.

Дети не соотносят мотивы, обстоятельства и последствия поступков героя. Отвечая на вопросы взрослого, дети не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Художественное произведения воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

Либо дети способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно. Воссоздание образа подменяется подробным перечислением отдельных деталей.

Внимание детей сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связанны друг с другом. При специальных вопросах взрослого могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображение героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

 



2020-03-17 304 Обсуждений (0)
Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Выявление уровней восприятия и понимания поэтических произведений С.А. Есенина

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)