САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА У ПОСТЕЛИ БОЛЬНОГО ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
В рамках самостоятельной аудиторной работы студенты знакомятся с данными истории болезни, листом врачебных назначений (или эти сведения дает преподаватель). Далее студенты работают с пациентом в палате. Студент выясняет жалобы больного, собирает анамнез жизни и заболевания, проводит непосредственный осмотр пациента. Методы исследования больных с заболеваниями системы крови : расспрос, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Расспрос. Боли в горле, костях, правом и левом подреберьях, их характер. Нарастающая бес- причинная «общая слабость», повышенная потливость. Кровоточивость. Кровотечение из носа, десен, желудочно-кишечного тракта, матки и других органов. Кожный зуд. Лихорадка. Значение анамнеза в диагностике болезней системы крови. Медикаментозные, физические, химические и другие факторы, хронических интоксикаций (свинец, ртуть, амидопирин, бутадиен, сульфаниламиды и др.), лучевые воздействия, наследственность. Осмотр. Изменение окраски кожи и слизистых. Увеличение регионарных лимфоузлов. Кровоподтеки, петехии. Изменения суставов (при гемофилии). Язык (состояние сосочков). Пальпация. Пальпация поверхностно расположенных лимфатических узлов, их размеры, консистенция, подвижность, спаянность кожи с окружающими тканями и между собой, состояние кожи над ними. Пальпация увеличенных лимфоузлов брюшной полости. Пальпация печени и селезенки. Перкуссия. Болезненность при перкуссии костей. Перкуторное определение размеров печени и селезенки. Исследование общего анализа крови. 2. Основные синдромы при заболеваниях крови: синдром анемии; миелопластический синдром; геморрагический синдром; язвенно-некротический синдром. Стоматологические проявления при этих синдромах. ОСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ Студенты должны освоить следующие практические умения: -методику расспроса, осмотра, пальпации, перкуссии живота больного с заболеваниями: «Анемии». -интерпретировать общий анализ крови, биохимические показатели (АЛТ, АСТ, билирубина, ЩФ. Общий белок), ФГДС, УЗИ органов брюшной полости. -уметь сформулировать предварительный диагноз; Клинический разбор тематического больного Далее, с учетом данных исследования, имеющихся у больного (возможно по ситуационной задаче), все студенты участвуют в обсуждении и объяснении механизмов выявленных патологических симптомов, синдромов, выделяют основные синдромы: «Анемии». Студенты формулируют предварительный диагноз.
Текущий контроль освоения темы занятия ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ 1.Определение анемии. Классификация. 2. Нормативы эритроцитов, гемоглобина, сывороточного железа. 3. Дисциркуляторно-гипоксический синдром и его клинические проявления. 4. Сидеропенический синдром. 5. Особенности этиологии, патогенеза и клиники В12-дефицитной и фолиеводефицитной анемии (поражение нервной системы при В12-дефицитной анемии). Лечение В12-дефицитной и фолиеводефицитной анемии. 6. Апластическая анемия. Причины, механизм, клиника, дифференциальная диагностика с другими анемиями, алейкемическим лейкозом. 7. Стоматологические проявления при анемиях. Критерии оценОК ― оценка «отлично» выставляется студенту, если он грамотно, последовательно, логически стройно и исчерпывающе излагает материал, при этом в его ответе тесно увязывается теория и практика; не испытывает затруднения с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний; ― оценка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопросы, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач; ― оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала; ― оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Случай 1 Больная Ж. 30 лет предъявляет жалобы на общую слабость, утомляемость, сердцебиение. При уточнении анамнеза у больной обильные менструации с 12 лет по 5-6 дней. Объективно: кожные покровы бледные, сухие, волосы ломкие, ногти с поперечной исчерченностью. В легких везикулярное дыхание, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, учащены до 95 ударов в мин, на верхушке выслушивается систолический шум. АД 90/60 мм рт ст. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. Печень, селезенка не увеличены. ОАК: эр. – 2,7*1012/л, Нв – 68 г/л, рет. – 2%, МСН – 21 пг, МСV – 70 фл, лейк. – 4,7 *109/л, эоз – 2%, п/я - 3%, с/я – 65%, лимф. – 24%, мон – 6%, тромб. – 320*109/л, СОЭ – 18 мм/ч. Умеренный анизоцитоз, пойкилоцитоз. БХАК: Сывороточное железо 4,5 ммоль/л. Вопросы: 1. Наиболее вероятный диагноз? 2. В чем причина развития заболевания? 3. Оцените изменения в анализе крови и уровень сывороточного железа. 4. Составьте план дополнительного обследования и лечения.
Случай 2 Больной М 56 лет обратился к терапевту с жалобами на общую слабость, раздражительность, чувство «ползания мурашек» в конечностях. Из анамнеза: 2 года назад произведена резекция желудка по поводу язвенной болезни. Объективно: больной пониженного питания, кожа бледная. Ангулярный стоматит, «лаковый язык». В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца ритмичные, ЧСС 88 в мин, АД 100/70 мм рт ст. Живот при пальпации мягкий, слабо болезненный в эпигастральной области. Печень, селезенка не увеличены. ОАК: эр. – 2,5*1012/л, Нв – 80 г/л, рет. – 1%, МСН – 42 пг, МСV – 120 фл, лейк. – 3,4 *109/л, эоз – 1%, п/я - 2%, с/я – 67%, лимф. – 26%, мон – 4%, тромб. – 100*109/л, СОЭ – 21 мм/ч. БХАК: Сывороточное железо 15 ммоль/л, витамин В12 – 100 пг/л. Вопросы: 1. Наиболее вероятный диагноз? 2. В чем особенность клиники заболевания и ее причина? 3. Дайте характеристику лабораторных изменений. 4. Составьте план дополнительного обследования и лечения.
Случай 3 Больная В 40 лет поступила в терапевтическое отделение с жалобами на головокружение, тошноту, расстройство стула, вздутие живота, покалывание в кончиках пальцев рук и ног, жжение языка. Из анамнеза выяснено, что больная часто употребляет в пищу строганину и малосольную икру пресноводных рыб. Объективно: кожа бледная, сухая. Ангулярный стоматит. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритмичны, ЧСС 96 в мин, АД 100/60 мм рт ст. Живот при пальпации вздут, несколько напряжен, умеренно болезненный в околопупочной области. ОАК: эр. – 1,9*1012/л, Нв – 59 г/л, рет. – 0,5%, МСН – 44 пг, МСV – 110 фл, лейк. – 3,8 *109/л, эоз – 12%, п/я - 3%, с/я – 45%, лимф. – 35%, мон – 5%, тромб. – 115*109/л, СОЭ – 32 мм/ч. При анализе кала обнаружены яйца желто-коричневой окраски, концы их закруглены, на одном из полюсов есть крышечка (см. рисунок 1).
Рисунок 1: Микроскопия кала Вопросы: 1. Интерпретируйте общий анализ крови. 2. В чем причина развития описанного состояния? 3. Какие рекомендации по диете необходимо дать больной? 4. Составьте план дополнительного обследования и лечения.
Случай 4 Больной А 64 лет обратился к терапевту с жалобами на выраженную слабость, одышку, частые ОРВИ и инфекции мочевыводящих путей, сердцебиение, быструю утомляемость, частые носовые и десневые кровотечения, появление синяков на коже при небольших травмах. Из анамнеза – данные симптомы возникли постепенно в течение года. Работа была связана с радиоактивным излучением. Объективно: пациент астеничного телосложения, кожа бледная, сухая, ломкость ногтей и волос, герпетические высыпания на губах. В легких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧДД 22 в мин. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, ЧСС 105 в мин, АД 90/60 мм рт ст. Живот при пальпации мягкий, безболезненный. ОАК: эр. – 1,9*1012/л, Нв – 48 г/л, МСН – 28 пг, лейк. – 2,5 *109/л, эоз – 1%, п/я - 1%, с/я – 58%, лимф. – 34%, мон – 6%, тромб. – 90*109/л, СОЭ – 50 мм/ч. Миелограмма: малое количество ядросодержащих клеток (миелокариоцитов), замещение кроветворной ткани жировой тканью. Островки кроветворения (регенерации), содержащие двуядерные и многоядерные эритройдные клетки, среди значительно опустошенного костного мозга.
Вопросы: 1. Наиболее вероятный диагноз? 2. В чем причина развития описанного состояния? 3. Какие синдромы наблюдаются у данного больного? 4. Составьте план лечения.
Случай 5 Больная Д., 25 лет, поступила в терапевтическое отделение стационара с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, головокружение, частые головные боли, периодически приступообразные боли в правом подреберье. Из анамнеза выяснено, что плохое самочувствие беспокоит ее с юношеских лет, особенно ухудшалось после простуды, когда долго не могла восстановить работоспособность, в эти же периоды окружающие обращали внимание на желтушность кожи и склер пациентки. Мать здорова, отец умер («была больна печень – желтуха, низкий гемоглобин»), сестер и братьев нет. Объективно: Общее состояние больной средней тяжести. Кожные покровы и слизистые бледно-желтушные. Высокое небо, удлиненный череп. Лимфатические узлы не увеличены. ЧД – 18 в минуту. Дыхание везикулярное. Пульс ритмичный с частотой 96 уд/мин., удовлетворительного наполнения и напряжения. АД – 90/60 мм. рт. ст. Тоны сердца звучные, определяется небольшой систолический шум на верхушке. Живот мягкий, безболезненный. Печень пальпируется на 4-5 см ниже реберной дуги, плотная, слегка болезненная, определяется также выраженная болезненность в зоне проекции желчного пузыря. Селезенка пальпируется на 12 -14 см ниже реберной дуги, немного болезненная, плотная. Отеков нет. ОАК: эр. – 2,4*1012/л, Нв – 80 г/л, МСН – 33 пг, ретикулоциты – 15%0, лейк. – 9,8 *109/л, эоз – 1%, п/я - 1%, с/я – 67%, лимф. – 26%, мон – 5%, тромб. – 190*109/л, СОЭ – 30 мм/ч, анизоцитоз ++, пойкилоцитоз +, микросфероцитоз +++. БХАК: общий белок – 65 г/л, Билирубин прямой – 2,0 мкмоль/л, непрямой – 45,0 мкмоль/л, креатинин – 95 мкмоль/л, АСТ – 20 Е/л, АЛТ –30 Ед/л, Щелочная фосфатаза – 125 Ед/л, сахар крови – 4,5 ммоль/л. ОАМ: Цвет – темно-желтая, реакция кислая, уд. вес 1018, белок – отриц., лейкоциты – 0-1-2 в пл. зрения. Вопросы: 1. Наиболее вероятный диагноз? 2. Оцените изменения в анализах крови и мочи. 3. Какие дополнительные исследования необходимо провести больной?
Критерии оценОК ― оценка «отлично» выставляется студенту, если студент последовательно, грамотно решил предложенные задания, правильно применяя теоретические и практические знания, ― оценка «хорошо» выставляется студенту, если студент решил предложенные задания, используя программный материал, допустил не существенные неточности и/или нарушил последовательность, антропометрические исследования выполнил, без ошибок, допустил небольшие неточности в подготовке заключения; ― оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если студент при решении предложенных заданий допустил неточности, не отражающимися на качестве работы, не способен применить знания смежных дисциплин. ― оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если студент не выполнил предложенные задания.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (390)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |