Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Условия и препятствия к заключению брака с участием иностранного элемента



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Условия и препятствия к заключению брака с участием иностранного элемента 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время происходит постепенная интеграция мирового сообщества, в процесс которой вовлечена и Республика Беларусь. Значительные изменения претерпели экономическая и политическая системы нашей страны, упростился порядок выезда белорусских граждан за рубеж, въезда иностранных граждан в Республику Беларусь. В результате происходит расширение деловых и личных контактов белорусских граждан с иностранными гражданами. Интернационализация жизни проявилась не только в товарно-денежном обороте, возросшем объеме экспортно-импортных операций, но и затронула социальную сферу, к которой можно отнести область брачно-семейных отношений.

В современных условиях активной миграции иностранной рабочей силы, наплыва беженцев и переселенцев наблюдается рост числа браков, заключаемых белорусскими гражданами с иностранцами либо белорусскими гражданами на территориях иностранных государств. С каждым годом растет количество «смешанных» браков, получают широкое распространение случаи разного гражданства членов семьи, соответственно, растет и количество разводов, совершаемых между супругами - гражданами различных государств, т.е. имеют место брачные отношения с участием иностранного элемента. Это значит, что один из субъектов таких отношений является иностранным гражданином, либо такие отношения возникли, изменились или были прекращены за пределами территории Республики Беларусь.

Поэтому приобретает решающее значение вопрос: законодательство какого государства применять при заключении брака с участием иностранного элемента? Это связано с тем, что нормы семейного права различных государств очень разнообразны, и унификацию брачного законодательства осуществить наиболее трудно. Значительное влияние на регулирование брачно-семейных отношений оказывают уровень экономического развития государства, его неодинаковый демографический состав, национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции его населения. Поэтому для конкретных случаев заключения брака с участием иностранного элемента требуется определить принадлежность данного правоотношения к правовой системе конкретного государства. Такая принадлежность брачного правоотношения с участием иностранного элемента может быть установлена только в рамках процедуры определения применимого права.

Несмотря на то, что в теории вопросы заключения брака с участием иностранного элемента всегда представляли интерес, до сих пор нет монографических исследований, посвященных их комплексному анализу. В коллизионных нормах семейного законодательства, регулирующих процедуру определения применимого права, много пробелов и противоречий, что усложняет их практическое применение и дает широкие возможности для злоупотреблений.

Наиболее острой представляется проблема отсутствия на международном уровне единого акта, унифицирующего коллизионное право, регулирующее заключение брака.

Таким образом, в настоящее время всестороннее и полное изучение вопросов заключения брака с участием иностранного элемента представляется необходимым и актуальным и позволит найти решения отмеченных проблем.

Целью данной курсовой работы является изучение порядка заключения брака с участием иностранного элемента.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

исследование регулирования вопросов брака с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

исследование основных проблем и особенностей регулирования вопросов брака с участием иностранного элемента.

рассмотрение условий заключения и препятствий к заключению брака с участием иностранного элемента, а также порядок его заключения.

Поставленные задачи данного исследования решаются на основе комплекса общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений. В процессе исследования были использованы методы: формально-логический, аналитический, сравнительного правоведения, технико-юридический.

Теоретической основой исследованияпослужили научные труды отечественных и зарубежных правоведов в области семейного и международного частного права. Работа основана на достижениях истории, общей теории права, а также конституционного, гражданского, гражданско-процессуального и иных отраслей права.

Нормативную базу исследованиясоставили Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, закон Республики Беларусь о гражданстве, закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, научно-практический комментарий к Кодексу Республики Беларусь о браке и семье и иные нормативно-правовые акты.

 


Общие положения участия иностранных граждан и лиц без гражданства в семейных правоотношениях

 

Семейное законодательство Республики Беларусь применяется к семейным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, а также к семейным отношениям, возникшим на основе семейного законодательства других стран.

Следует иметь в виду, что под гражданством понимается «устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей [1, ст. 1].

На территории Республики Беларусь проживают граждане других государств, а также лица без гражданства.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) другого государства [1, ст.9].

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [1, ст. 9].

Также в семейном законодательстве Республики Беларусь употребляется такой термин как «иностранный элемент».

Как отмечает Г.Ю. Федосеева, иностранный элемент - категория, определяющая зарубежный характер брачно-семейных отношений [2, с. 23].

Исходя из определения можно сказать, что термин «иностранный элемент» является синонимом понятию «иностранного гражданина».

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» [1, ст. 9].

Заключение или расторжение брака гражданином Республики Беларусь с гражданином другого государства или лицом без гражданства само по себе не влечёт приобретения супругами гражданства Республики Беларусь или его прекращения. Лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдении условий, предусмотренных настоящим Законом [1, ст. 7].

Что же касается белорусского гражданства ребёнка, то его приобретение или прекращение сохраняется либо изменяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О гражданстве». Так в случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно изменяется гражданство ребёнка, если он не достиг возраста 14 лет. Но для изменения гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей необходимо согласие детей [1, ст. 23].

Таким образом, в Республике Беларусь ни иностранец, ни лицо, не имеющее гражданства, не остаются вне сферы государственно правовой защиты, что соответствует требованиям статьи 11 Конституции Республики Беларусь, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

Правовую основу регулирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства составляет прежде всего Конституция Республики Беларусь, содержащая основополагающее положения, которые имеют прямое отношение к регулированию семейных отношений. Здесь и обеспечение государственной поддержки семьи, материнства и детства, их охрана; и признание прав и свобод человека и гражданина; и признание приоритета международного договора; и проч.

Конституция Республики Беларусь предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства те же права и обязанности, которыми пользуются и граждане Республики Беларусь [3, ст. 11].

Этот принцип отражается и в других законах государства, предоставляя иностранным гражданам и лицам без гражданства равные права и возможности для жизни и деятельности в Республике Беларусь. Так, например, в статье 4 Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» №105-3 от 4 января 2010 года говорится, что иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь [4]

Обращаясь к Закону Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» где указано, что иностранцам в Республике Беларусь гарантируются неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы [4, ст.7], а так как право на брак, предусмотренное Конституцией Республики Беларусь, относится к категории личных прав, то из этого следует, что иностранцы в Республике Беларусь имеют полное право быть субъектами брачно-семейных отношений.

Рассмотрим, как этот принцип закреплен в других Законах Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее - КоБС), принятый 9 июля 1999 года, в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства развивает далее принципы, изложенные в Конституции Республики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», и регламентирует семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.

Так, в статье 228 КоБСа вновь подтверждается применение общих правовых норм в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, касательно семейных правоотношений, а именно то, что иностранные граждане пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь. Лица без гражданства, проживающие в Республике Молдова, пользуются теми же правами и несут те же обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь [5].

Это означает, что иностранные граждане и лица без гражданства имеют право вступать в брак и создавать семьи в соответствии с законами Республики Беларусь, рожать и усыновлять детей, и пользоваться другими правами, установленными в Республике Беларусь. Это также означает и то, что в Комментарии к Кодексу вышеуказанной статье сказано «иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность и должны исполнять обязанности, предусмотренные законодательством Республики Беларусь, включая обязанности по отношению к супругам и детям. А также и то, что в Республике Беларусь иностранные граждане пользуются такой же правоспособностью и дееспособностью в области брачных и семейных отношений, как и белорусские граждане, то есть пользуются национальным режимом. При этом права им предоставляются независимо от того, имеют ли такие же права в их странах белорусские граждане. Лишь в отдельных случаях могут быть установлены ответные ограничения (так называемые реторсионные меры) в отношении граждан тех стран, в которых имеются специальные ограничения прав белорусских граждан и то, что в Республике Беларусь иностранные граждане не вправе претендовать на предоставление им прав, которыми не пользуются белорусские граждане, хотя бы эти права и предусмотрены законодательством государства, гражданами которого они являются [6, с. 279].

Лица без гражданства, как и иностранные граждане, полностью приравниваются в своих правах и обязанностях в брачных и семейных отношениях к белорусским гражданам при условии, что они проживают на территории Республики Беларусь [6, с. 279].

Брак и семья в Республике Беларусь с иностранным элементом создаются и основываются на основе КоБСа.

Браки с участием иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть зарегистрированы как на территории Республики Беларусь в органах записи актов гражданского состояния, так и за ее пределами в дипломатических представительствах или консульских учреждениях Республики Беларусь. При регистрации браков форма и порядок заключения браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь определяются законодательством Республики Беларусь.

Что же касается, условий заключения брака на территории Республики Беларусь, то они определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, если иное не предусмотрено международным договором, с соблюдением требований соответствующих норм КоБСа в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Республики Беларусь определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства [5, ст. 229 ].

При применении семейного законодательства учитывается законодательство не только белорусское, но и другого иностранного государства, если участником семейных отношений становится гражданин другой страны (или лицо без гражданства), например, при заключении брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях действует ч. 3 ст. 229 КоБСа, где сказано: Браки между иностранными гражданами, заключенные в Республике Беларусь в посольствах и консульских учреждениях иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в Республике Беларусь, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула в Республику Беларусь [5].

Семейное законодательство применяется к семейным отношениям, с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если отсутствуют предусмотренные белорусским законодательством препятствия, например, к заключению брака.

Другими словами, Республика Беларусь не признает брака, заключенного при наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака (между лицами, из которых хотя бы одно уже состоит в другом зарегистрированном браке; близкими родственниками по прямей восходящей и нисходящей линии; полнородными и не полнородными братьями и сестрами; усыновителями и усыновленными; лицами, из которых хотя бы одно признано недееспособным вследствие психического расстройства).

Аналогичны по существу требования относительно признания браков, заключенных за пределами территории Республики Беларусь.

В результате применения законодательства иностранного государства не должны нарушаться интересы обладателя несущественных и имущественных прав, являющегося белорусским гражданином.

Особенности применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства заключается и в том, что реализуют его разные органы. Но в любом случае это - государственные органы (записи актов гражданского состояния,). То же можно сказать об уполномоченных на соответствующие действия государственных органах иностранного государства. К тому же, как в Республике Беларусь, так и в ином государстве, например, заключение брака осуществляют при определенных условиях дипломатическое представительство и консульское учреждение иностранного государства, назначившего посла или консула в Беларусь. Всякий раз в КоБСе делается на этот счет специальная оговорка [7, с. 325].

Таким образом, имеющиеся в КоБСе предписания, предназначенные для применения к отношениям, осложненным участием в них иностранных граждан и лиц без гражданства, имеют непростое содержание. В них сочетаются требования общего принципиального характера с вопросами, имеющими конкретное содержание. Но в любом случае имеет место стремление следовать общепризнанным нормам международного права.

Таким образом, нужно отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства являются полноценными сторонами в брачно-семейных отношениях. Они никаким образом не ущемляются в правах, закреплённых брачно-семейным законодательством, а наравне с гражданами Республики Беларусь обладают такими правами и несут ответственность за невыполнение норм, предусмотренных нормативно-правовыми актами, которые образуют основу брачно-семейного законодательства Республики Беларусь.


 

Условия и препятствия к заключению брака с участием иностранного элемента



2020-03-17 233 Обсуждений (0)
Условия и препятствия к заключению брака с участием иностранного элемента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Условия и препятствия к заключению брака с участием иностранного элемента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)