Гуманизация образования
Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного языка
.
Гуманизация образования
Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования. Начиная с 60-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности. Переориентация современной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Изучая собранный мною материал из различных интернет ресурсов, который включает в себя научные и исследовательские работы учителей и студентов педагогических университетов, я бы хотела выделить следующую информацию, которая поможет мне решить проблему данной курсовой работы. В гуманистической педагогике человек рассматривается как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно - техническую информацию, но и гуманитарные личностно - развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально ценностное отношение к миру и человеку в нём, а также систему нравственно - этических чувств, определяющих его поведение в многообразных жизненных ситуациях. Смена парадигмы современного образования - гуманизации всех сфер жизнедеятельности человека - делает актуальной проблему развития личности. Эффективное развитие личности возможно только в процессе овладения окружающей действительностью, опытом предшествующих поколений, культурой, собственным положительным опытом общественных отношений. Это возможно только через активную деятельность (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Деятельность - это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира, на основе освоения и развития наличных форм культуры. Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности. [8] В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности - это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы) и «распредмечивания» (субъект овладевает качествами объекта деятельности). [16,472] Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы [16,508]: Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке. Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи: создание отношений доверия между учителем и учащимися; обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса; актуализация мотивационных ресурсов учения; развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению; помощь учителям и учащимся в личностном развитии. В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие: ü «открытость» учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися; ü выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть «педагогическим оптимизмом», «опорой на дополнительные качества воспитанника»; ü видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это - так называемое «эмпатическое понимание», которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого - педагога К. Роджерса, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей. [5] Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |